Урок по истории Древнего мира в 5 классе
Тема «Природа и люди Древней Индии»
Цели урока:
Познакомить учащихся с природно-климатическими условиями Древней Индии и занятиями ее населения.
Развивать познавательный интерес школьников, умение работать с картой.
Через анализ документов научить выделять главное и делать умозаключения.
Воспитание уважительного отношения к истории, культуре, обычаям других народов
Тип урока: изучение нового материала.
Средства обучения: карта, раздаточный материал(документы)
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение , 2006
Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя М.: Просвещение, 2003.
Быльева В.А., Лупоядов В.Н., Семенихина И.В., История Древнего мира. Пособие для учителя. Брянск: Курсив, 2003. (Серия «Библиотечка учителя истории)
План урока: 1) природа Древней Индии; 2) занятия жителей Индии; 3) религиозные верования.
Ход урока
Орг. момент
Вступительное слово.
« Вы завершили знакомство с темой «Западная Азия в древности»,- говорит учитель. Привлекает внимание уч-ся к настенной карте и вновь объясняет и показывает, какая часть земной поверхности называется Азией и какая –Западной Азией.
« Вы знаете, что в Западной Азии , как и в Египте, более 5 тыс. лет назад произошел переход от первобытности к цивилизации. Что это значит? (Речь идет о возникновении государств и царской власти, больших городов, письменности)
Давайте вспомним, с какими государствами мы с вами уже познакомились?
( назвать государство и кратко о нем рассказать)
« На предыдущем уроке вы познакомились с государством Персия. Покажите на карте и назовите те страны, которые были завоеваны Персией.
( Вавилонское царство, Лидийское царство, Мидию, Египет. Таким образом держава Кира Великого простиралась на востоке до реки Инд и на западе до Средиземного моря)
Изучение нового материала
На доске картосхема Индии
1. Природа Древней Индии
— Сегодня мы приступаем к изучению новой темы « Индия и Китай в древности», — говорит учитель.- Откройте карту на форзаце учебника. Найдите Индию и Китай: обе эти страны расположены в Азии. ( Показ стран на карте)
— Сегодня мы начнем знакомиться с Индией.
«Слухи о далекой, но сказочно богатой стране издавна волновали воображение путешественников и завоевателей. В древние времена сюда дошла лишь армия Александра Македонского, о деяниях которого вы узнаете во втором полугодии. Позже здесь побывали арабский путешественник Ибн Батутта, венецианец Марко Поло, русский купец (наш земляк) Афанасий Никитин. Но лишь португальцы в конце 15 века нашли морской путь в Индию вокруг Африки и установили надежное сообщение с Европой.»
— « Индия – огромная страна, и ее природные условия необычайно разнообразны. Берега Индии омывает океан. Определите его название по карте (стр.92). После ответа учитель записывает его название на картосхеме. На северо-востоке страны расположены величайшие в мире горы. Каково их название?» (Написать на картосхеме)
— Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами ( слово Гималаи означает «Жилище снега»). Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили надежной защитой от вражеских нашествий.
В Гималаях находится самая высокая на Земле вершина. Её имя Джомолунгма означает «Поднебесное жилище богов2: древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. В областях, расположенных близ Гималайских гор, порой бывает также холодно, как и в Северной Европе. В южных областях Индии большую часть года стоит сильная жара.
В Индии имеются безводные раскаленные пустыни и могучие реки. ( Учитель рисует мелом Инд и Ганг) . Определите по карте названия крупнейших рек Индии. Эти реки берут начало в Гималайских горах, Инд и Ганг во многом похожи на Нил, Тигр, Евфрат:1) они полноводны, никогда не пересыхают; 2) ежегодно широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил; 3) расположены в жарком поясе земного шара, где много теплых дней в году.
Учитель может указать на различие в природных условиях долин двух главных рек Индии: в долине Инда редко выпадают дожди, в долине Ганга в июле-августе идут ливни – день за днем вода потоками льется с неба на землю. В древности долину Ганга покрывали топкие болота и густые леса – джунгли.
Джунгли не похожи на привычные для нас леса России: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности такова, что здесь всегда было темно и душно. Гигантскими гирляндами свешивались лианы, создававшие сплошную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора.
— А вот чтобы узнать про животный мир джунглей , вам предстоит поработать с отрывком из древнеиндийской поэмы «Махабхарата»: после прочтения текста ребята называют животных, обитавших в джунглях.
В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные, и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера …
и светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей
… и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
ползали, перьями ярко блестя, попугаи…
Затем для первичного закрепления уч-ся предлагается ответить на вопросы:
Используя карту и географические названия, составьте рассказ о местоположении Индии
В чем различия долин рек Инд и Ганг?
Каких животных мы встретили в джунглях?
2. Занятия жителей Индии
— Переходим к рассмотрению занятий жителей древней Индии.
Прочитав отрывок из сочинения древнегреческого историка Диодора Сицилийского «Историческая библиотека», выясните основные занятия индийцев и напишите их в тетрадях.
Диодор Сицилийский о природных богатствах Индии:
« Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и потому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразием животных. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия в военных битвах.
Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, меди, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения.
В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис.
Каждый год там бывает два дождя. Один – зимний, когда сеют пшеницу, другой – летний; зреет рис, просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обеих урожаев.
Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными, они поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга, а тем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда.
Основные занятия населения: собирательство, земледелие, охота, скотоводство, добыча полезных ископаемых, ремесло, военное дело
Вот вам ещё задание. Послушайте и определите о чем идет речь.
Один древний путешественник , побывавший в Индии, вернулся на родину.
— Если бы ты только знал, — рассказывает он приятелю, — какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть.
Приятель принимает эти слова за шутку.
— Враки! Все знают, что ты выдумщик и враль!
— Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овцы и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!
— Опять ты врешь!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!
Подумайте, лгал ли путешественник. Почему его рассказ встретил недоверие и удивление? ( ткани из хлопка и тростниковый сахар)
— Индийцы очень уважительно относились к животным. Ими был приручен слон. Он почитался как священное животное. Слонов использовали и в хозяйстве, и на войне.
Рассматриваются рисунки «Бог Ганеша» и «Боевой слон» (стр. 94 и 194)
— Другим священным животным была корова. Считалось, что все исходящее от коровы свято и обладает целебными свойствами: пол в хижине индийцы обмазывали коровьим навозом. Чтобы очистить себя от греха, индиец прислуживал корове. Времена он даже жил в коровнике, глотал пыль, поднятую ее копытами, и стоял перед нею, молитвенно сложив ладони.
3. Религиозные верования.
Вопрос изучается путем громкого чтения (прг.20, п.5)
— Как вера в переселение душ вынуждала людей заботиться о своем поведении?
4. Закрепление изученного материала
— Откройте рабочие тетради и выполните задание № 81.
5. Домашнее задание. Прг.20 р. Тетрадь задания № 80 , 83