Панкеева Людмила Анатольевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15» города Курска
Учитель истории и обществознания, заместитель директора
по воспитательной работе.
Урок по истории России в 7 классе (программа «Школа 2100»)
Тема урока: Судьба Русской православной церкви в 17 веке.
Цели урока:
Образовательная – формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе. Характеристики участников событий – царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой. Оценка церковного раскола современниками и потомками.
Развивающая – умение прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний, анализировать и сравнивать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи.
Воспитательная – понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, философские и исторические подходы к оценке старообрядчества
Основные понятия и термины:
Патриаршество;
РПЦ – русская православная церковь;
Самодержавие = абсолютизм;
теория “Москва – Третий Рим”;
реформы патриарха Никона;
раскол;
канон;
старообрядцы;
самосожжение;
скит
.
Оборудование:
картина В. Сурикова “Боярыня Морозова” (слайд) ;
репродукции икон на тему “Жития протопопа Аввакума”;
карта “Российское государство в XVII в. ”;
таблицы: “Социальный состав раскола
презентация Судьба Русской православной церкви в 17 веке.
Церковная музыка
Ход урока.
План:
1.Положение церкви в России 17 века: предпосылки реформ.
2.Ревнители благочестия – патриарх Никон и протопоп Аввакум.
3.Реформа патриарха Никона и раскол церкви.
4. Споры церковной и государственной власти в 17 веке.
На слайде: картина Сурикова «Боярыня Морозова». Церковная музыка.
Учитель:
Взгляните на эту картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Не кажется ли вам, что автор ошибся с названием картины? Перед нами женщина, одетая в черное одеяние, закованная в цепи в сопровождении стражи. Разве в 17 веке бояре так одевались? Кто такие бояре? Как к ним относилась власть? Как вы думаете, что же произошло с этой женщиной? Почему именно так изобразил её художник? Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.
Как вы думаете, каким образом эта картина связана с нашим уроком? Предложите тему урока.
Выводится тема урока на экран.
Вопрос: Почему раскол стал трагическим явлением в русской истории?
Учитель: Для того чтобы ответить на этот не простой вопрос давайте вспомним:
-Что такое церковь, реформа, Реформация?
-Когда было принято христианство на Руси?
-Кто возглавил РПЦ до 16 века?
-Когда появляется патриаршество, и с какими событиями это было связано?
-Когда появилась теория « Москва – третий Рим»? Что она означала?
-Когда был созван и какими решениями известен Стоглавый собор?
-Какими личными качествами и государственными деяниями известен царь Алексей Михайлович?
-Чем известен патриарх Филарет, каким при нем было положение патриарха в государстве?
-Что представляла собой церковь в период Смуты?
События начала XVII века – Смутное время — стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви. Большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.
Однако после Стоглавого собора так и не удалось исправить многие «нестроения» в церковной жизни. Необходимость церковной реформы понимали наиболее образованные и благочестивые священники, и мирские правители. В конце 40-х гг. XVII века в Москве возник кружок «Ревнителей древнего благочестия», в который вошли видные представители духовенства: духовник царя Стефан Вонифатьев, князь Львов, настоятель Казанского собора Иван Неронов. Среди прочих выделялись священник Аввакум, архимандрит Никон.
Работа с учебником стр.143-144 по вариантам
1 вариант — охарактеризуйте личность Никон.
2 вариант — охарактеризуйте личность Аввакума
Что общего в судьбах этих людей? Почему же поссорились два друга?
Что это были за разночтения и почему вопрос о реформе вообще возник?
Работа в парах с текстом документов.
Что это были за разночтения и почему вопрос о реформе вообще возник?
Взгляды протопопа Аввакума.
Взгляды Никона (учебник стр. 144-145)
Слайд с таблицей
После реформы (сторонники Никона) | |
Крещение двумя перстами Земной поклон Двукратное пение «аллилуйя» Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу Написание имени Христа: Исус | Крещение тремя перстами Поясной поклон Троекратное пение «аллилуйя» Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца Написание имени Христа: Иисус |
Таким образом, чисто грамматический вопрос перерос рамки технического перевода и вызвал раскол.
Это явление чисто русское или уже вы с ним встречались?
Словарь (Запись в тетради)
Раскол — отделение (1654 г.) от Русской Православной церкви части верующих (старообрядцев) не признавших церковных реформ (1653-1656 гг.) патриарха Никона.
Старообрядцы (раскольники)- последователи протопопа Аввакума, отказавшиеся принять церковную реформу (1653-1656 гг.) патриарха Никона, сторонники старых порядков.
Социальные силы
— В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционности русской культуры.
Задание учащимся: — Определите, используя учебник (стр. 146) , кто и почему уходил в раскол?
Ответы после обсуждения заносятся в таблицу
— оскорблены властолюбием Никона, его высокомерным отношением к рядовому духовенству — многие были малограмотны (не могли осваивать новые тексты богослужения) | |
2) Посадские люди | — из-за враждебного отношения Никона к ликвидации «белых слобод», вмешательством церкви в торговлю и промышленность |
3) Крестьяне – основная масса | — скрывались от барских и монастырских поборов, произвола властей, искали в скитах не только старины, но и воли |
4) Представители господствующего сословия (бояре и дворяне) | — против усиления самодержавия через реформу церкви |
Можно ли было избежать раскола? (Да) Какие качества нужно было вырабатывать людям того времени? Толерантность. Что такое толерантность.
О том, как складывались отношения патриарха Никона и царя Алексея Михайловича вы узнаете, прочитав дома пункт 4 параграфа 14.
— А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова». Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся, закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.
— Что нового мы сегодня узнали на уроке? Я попрошу вас выразить это словами синквейна.
10. Составление синквейна.
У вас на столах лежат папки — алгоритмы. Откройте их и найдите правила составления синквейна. Составьте синквейны к слову: раскол.
Рефлексия:
Продолжите предложение:
Я удивился…
Я научился …
Мне понравилось …
Я задумался …
Я понял…
Приложение1
Из «Жития» протопопа Аввакума:
«А то удумали со дьяволом книги перепечатать, вся переменить, — крест на церкви и на просвирах переменить, внутрь олтаря молитвы иерейские откинули, ектенья переменили, в крещении явно духу лукавому молитца велят, — я бы им и с ними в глаза наплевал, и около купели против солнца лукавоет их водит, такоже и брак венчав, против солнца же водят, такоже и церкви святя, против солнца же, явно противно творят, — а в крещении не отрицаются сатаны…Как говорил Никон, адов пес, так и зделал: «Печатай, Арсен, книги как-нибудь, лишь бы не по-старому!» Так и сделал. Да больше тово нечем переменить. Умереть за сие всякому подобает».
-В чем отличия старообрядцев от сторонников патриарха Никона?
-Как вы думаете, спор идет о вере или о внешней, обрядовой стороне? Почему он является таким важным для старообрядцев?
-Можно ли по тексту определить отношение Аввакума к патриарху Никону?
Приложение 2
Мордовцев Д.Л. Великий раскол (фрагмент).
На обширном дворе дома Морозовых и на улице, у ворот и против дома, толпились кучи народа.
С заднего двора выехали простые дровни и остановились у крыльца. Клячу вел под уздцы стрелец. В этот же момент, гремя цепями, стрельцы сносили с крыльца кого-то в тулупе, прикованного к массивному дубовому стулу. Ропот ужаса прошел по толпе. На дворе послышались вопли и причитания.
Это стрельцы снесли на дровни боярыню Морозову и положили на солому. Она была прикована, как цепная собака, массивной цепью за шею. Цепь привинчена была к стулу.
Голова Морозовой закутана была черным шерстяным платком, концы которого спускались на тулуп, но не прикрывали цепи, тянувшейся от шеи к стулу.
Толпа и на дворе и за воротами замерла на месте.
Морозова, загремев цепью и поцеловав ее, высоко подняла правую руку с двумя вытянутыми пальцами.
-Слава тебе, господи! – громко произнесла она, — что сподобил меня эти узы носить!
Дровни, сопровождаемые стрельцами, выехали со двора. За ними и рядом с ними следовали все массы любопытствующих, которые ожидали выезда боярыни Морозовой. Но это был не тот выезд, к которому привыкли москвичи. Все массы пораженных небывалым зрелищем москвичей толпились вокруг. По мере движения по московским улицам этого странного выезда, к нему присоединялись все большие и большие толпы, портные оставляли свои столы, продавцы – свои лавки, ряды и линии, нищие бросали паперти, у которых собирали милостыню – и все спешило присоединиться к поезду Морозовой. А она лежала на дровнях, высоко поднимала руку со сложенным двуперстным знамением креста и звонко потрясала цепью, прикованной к стулу.
-Смотрите, смотрите, православные! Вот моя драгоценная колесница, а вот цепи дорогие. В этой драгоценной колеснице я, если сподобит господь, достигну рая светлого. Молитесь так, православные.
Страстные речи молодой боярыни, при такой потрясающей обстановке, жаром и холодом обдавали толпу. Многие иступленно крестились, женщины плакали. Чтобы еще более усилить позорность унижения, велено было впереди позорной колесницы — дровней провезти богатую карету Морозовой, в которой она ездила ко двору прежде, и в нее посадить ни в чем не повинного сына непокорной.
Так и сделали. Но этот-то самый позор, это глумление над ее породой, над богатством, знатностью и женской стыдливостью, это безжалостное стегание по сердцу и по всему, что могло быть дорого обыкновенной человеческой душе – это и наполняло восторгом и умилением страстную душу Морозовой. Ей хотелось, чтобы в этом «опозоривании» видели ее все, кто знал ее и завидовал ей в пору ее могущества и славы, и чтобы видели ее в этом «уничижении до зла» даже те, которые любили ее, которые могли скорбеть о ее участи.
Источники информации
1.С. В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории России XVI—XVIII веков: 7 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной « История России: Конец XVI—XVIII век. 7 класс. — М.: Экзамен,2006.
2. Данилов А.А., Данилов Д. Д., Клоков В. А., Тырин С. В. История России 7 класс.- М.: Баласс, 2010 г.
3. М. Н. Зуев История России с древнейших времен до начала XXI века для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие -11-е издание, пересмотр. — М.: Дрофа, 2008.
4. Н.И. Костомаров Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 3-х томах. Том второй — Ростов-на-Дону «Феникс» 1998г;
5. И. В. Курукин, И. В. Волкова,С. В. Леонова. История Отечества: пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. 3-е изд., стереотип-М.: Дрофа, 2005.
6. С.В. Новиков История. Для поступающих в вузы и подготовки ЕГЭ. — М.:-АСТ: СЛОВО,2011.
7. Энциклопедия для детей. История России. Ч.1. От древних славян до Петра Великого.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007.
8. https://www.openclass.ru/lessons/184124 Церковный раскол.