Урок-суд «Эпоха славных дел Петра»
для 7 класса ГБОУ СОШ №254 г. Москвы
учитель истории и обществознания
Куплевская Светлана Евгеньевна
Тип урока: урок-обобщение пройденного материала
Задачи урока:
— повторить и обобщить пройденный материал по теме «Эпоха Петра Великого»
— пробудить и развить у учащихся интерес к изучению предмета
— способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач
— воспитать у учащихся чувства уважения и гордости за историческое прошлое своего Отечества, культуру и традиции своего народа
Цели урока:
— через оценку личности Петра Великого и характера его правления подвести учеников к осмыслению данной исторической эпохи
— развивать критическое мышление учащихся
— развивать коммуникативные и дискуссионные навыки
— сформировать позитивное отношение к истории
Оборудование урока:
— учебник истории «История России», мультимедийные презентации, исторические костюмы времен России 18 века
При подготовке к уроку учащиеся выбирают карточки «прокурор», «адвокат», «свидетели защиты», «свидетели обвинения», «судьи». Учитель дает им задание: при помощи дополнительной литературы и Интернет-ресурсов определить положительные и отрицательные стороны деятельности Петра 1
Ход урока:
Организационный момент
Слово учителя, который объявляет тему урока, его цели и задачи, а также необычность его проведения (урок-суд). Затем слово предоставляется прокурору:
— Петр Алексеевич Романов – жестокий и злобный тиран. Недаром русский поэт Пушкин, отзываясь о Петре, сказал, что многие законы «писаны кнутом». В борьбе за власть Петр насильно постриг в монахини и заточил в монастырь свою старшую сестру Софью. В Суздале в заточении находилась его первая жена Евдокия Лопухина, предал он казни и своего старшего сына Алексея. Для продолжения Северной войны Петром были введены новые подати – на корабельную починку, с бань, ульев, подушный налог и т.д. В результате чего резко ухудшилось положение народных масс, усилился крепостной гнет.
Учитель: А теперь, кто желает выступить свидетелем обвинения?
1-й свидетель обвинения:
— Похваляются, что император был мудрым. А в чем мудрость? Затеял подушную подать, а всему народу в изнурение. Мужики поговаривают, что Пётр и нерусский вовсе, раз так опустошает страну. Сколько крестьян погибло на строительстве Петербурга! на человеческих костях построена новая столица!
2-й свидетель:
— Работные люди влачат жалкое существование. Трудятся от зари до зари, по 14-18 часов в день. В рудниках работают по пояс в воде. Строптивых ждут наказания кнутом и каленым железом. Слабые гибнут от непосильных трудов и болезней. Многие бегут в Сибирь, на вольный Яик, или на Север и в тайгу.
3-й свидетель:
— Петр жестоко подавил восстание стрельцов в 1698 году в Москве. Полторы тысячи стрельцов были казнены, некоторые их них повешены у окон кельи царевны Софьи. Многих из приговоренных к смерти стрельцов Петр казнил самолично и приказал боярам своим вершить суд. Жесток был царь, ох жесток! За месяц было повешено более 799 стрельцов.
4-й свидетель:
— Петра Великого называли антихристом. По его приказу с церквей снимали колокола, из которых потом отливали пушки. Церковь он поставил под государственный контроль. После смерти патриарха Адриана в 1700 году , Петр запретил избирать нового.
Учитель: Прокурор упомянул сына Петра Великого – царевича Алексея. О нем расскажет наш докладчик ( далее учащийся, заранее подготовленный, может продемонстрировать презентацию, посвященную царевичу Алексею)
Учитель: у кого есть уточнения, вопросы и дополнения? А сейчас я хочу предоставить слово адвокату
Адвокат:
— Петр Алексеевич принадлежал к числу выдающихся государей и образованнейших людей своего времени. Он был талантливый полководец и флотоводец, правление Петра – время военных и внешне политических успехов России. В результате Северной войны, которая длилась 21 год, Пётр, по выражению Пушкина, «прорубил окно в Европу», завоевав выход в Балтийское море. Он создал регулярную армию.
При продвижении по службе все зависело не от «породистости», т.е. не от знатности и богатства, а от личных заслуг.
Петр большое внимание уделял развитию науки и просвещения. Он умел подбирать способных и верных помощников. Много совсем незнатных людей, благодаря своим способностям, получили должности и звания от царя.
Сын же Петра, Алексей был врагом его дел и замыслов, помышлял как и Софья, захватить престол.
Учитель: Кто из свидетелей желает выступить в щзащиту ПетраI?
1-й свидетель защиты:
Петр сделал то, что не удалось Ивану Грозному — отвоевал у шведов вызход в Балтийское море. Он одержал блестящую победу под Полтавой, лишив шведского короля Карла его армии. Флот Петра, разбив шведов при Гангуте и Гренгаме, стал одним из самых сильных в Европе. После побуды в северной войне в европе стали считаться с Россией, боялись ее возросшей мощи.
2-й свидетель защиты:
Петровские преобразования затронули просвещение и образование. Открывались новые школы, как в Москве и Петербурге (навигацкая, инженерная, артиллерийская), так и в провинции — цифирные школы, горная школа — на Урале.
В 1714 году была основана Кунсткамера — первый в России естественнонаучный музей. С 1702 года стала выходить первая печатная газета «Ведомости», ее могли купить все желающие.
3-й свидетель защиты:
24 января 1722 года Петр обнародовал «Табель о рангах», в котором система чинов и порядок продвижения по службе производились за служебные заслуги. Таким образом Петр Великий заботился о том, чтобы принцип родословности, знатности происхождения был заменен принципом личной выслуги. Неслучайно в окружении Птера были люди незнатного происхождения, например, Александр Мельшиков.
4-1 свидетель защиты:
Петр много сделал для развития русской промышленности. При нем строились металлургические заводы на Урале, текстильные — вокруг Москвы и в Петербурге. Петр хотел видеть Россию экономически развитой, ни в чем не уступающей Европе.
Учитель: Давайте посмотрим презентацию о соратнике
и друге Петра Великого Александре Меньшикове ( далее следует показ презентации, подгоотвленной учащимися)
Учитель: Мы рассмотрели личность Петра I как с отрицательной, так и с положительной стороны. А теперь слово предоставляется присяжным заседателям. Мы хотим услышать от них оценки личности Петра I и его правлении.
1-й присяжный:
Петр I – фигура неоднозначная в русской истории, противоречивая, сложная. Он осозновали и не раз подчеркивал, что он — абсолютный монарх. Он был искренне убежден, что все что он сделал — только для блага государства и народа. Однако, народ находился в крепостной неволе, был обожжен увеличенными налогами, поборами, принудительными работами. Но нельзя не видеть и ограмный вклад Петра в управление государтвом, его внешнеполитические и военные успехи.
2-й присяжный:
Время Петра I , его преобразования, личный вклад в строительтство государства, увеличение славы России не могут не вызвать уважения. При всех недостатках и ошибках Петра, Россия при нем заметно продвинулась вперед по пути развититя, сократила отставание от других стран Западной европы. Вполне заслуженно называют Петра — Великим.
3-й присяжный:
Проведенные Петром преобразования сделали Россию более сильной и цивилизованной страной. Россия встала в один ряд с европейскими монархиями. То, что сделал Петр за свою не очень-то долгую жизнь для развититя экономики, политики, армии и флота, культуры — Россия продолжала развивать в течении двух последующих столетий.
Учитель:
Мы выслушали выступления учащихся и пришли к выводу, что личность Петра I весьма противоречива. Как сказал Александр герцен «и гений и палач». С одной стороны — это очень жестокий монарх человек. Простому народу жилось очень тяжело. При Петре налоги и подати выросли в 3 раза. Неслучайно, именно в правление Петра прокатилась волна народных выступлений. Примеры этого — восстания в астрахани, на Дону под руководством Кондратия Булавина.
При Петре I личность была не свободна. Петр ввел обязательную службу. Все ьбыли прикованы к государству. Петр мог любому указать и его место и соответствующее дело. Все были на службе у государства. А с другой стороны — Петр был очень талантлив. Госворя словами А.С. Пушкина «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».
Подведем итоги урока. Мы изучили личность петра Великого, познакомились с новыми историческими фактами, научились оценивать историческую личность. За активное участие учащимся ставлю отличные оценкт. Урок закончен.