Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 54
г.о. Тольятти
Внеклассное мероприятие на тему:
«Русское гостеприимство, старинная русская кухня»
Класс: 2
Выполнила: учитель начальных классов Муранова Галина Петровна
Конкурс-викторина на тему «Старинная русская кухня, гостеприимство русского народа»
(мероприятие по теме «Моя Родина – Россия»)
Цели и задачи:
познакомить со старинным обычаем русского народа — гостеприимство;
познакомить с правилами поведения за столом, которые существовали у наших предков;
развивать у детей творческое воображение и умение составлять пословицы, старинные правила поведения по картинкам.
Оформление: на доске пословицы, картинки с изображением старинных правил поведения за столом, изображения старинных блюд.
Ход мероприятия:
Учитель: Предлагаю прочитать пословицы, записанные на доске и ответить на вопрос: о каком старинном русском обычае идёт речь?
На доске: хозяин весел – и гости рады.
Гостю щей не жалей, погуще влей!
Гость доволен – хозяин рад.
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Много гостей – много и новостей.
Что есть в печи, на стол мечи!
Учитель:
Приходи куманёк, приходи дорогой.
Уж как я тебя угощу!
Покушай, мой голубчик.
Этот обычай называется: (дети хором) гостеприимство.
Рассказ учителя:
Как любили раньше принимать гостей! На именины, на свадьбы, праздники звали родственников, соседей, просто односельчан. Но не только! Бывало, вечерней порой вдруг кто-то «стук-стук» в окно.
«Кто там, входи! – отвечают хозяева. Заходил странник, совсем незнакомый человек, и просился переночевать. Его тут же усаживали к столу. Выставляли перед ним всё, что было в доме из еды. Если же он приходил во время ужина, то, помолясь, говорил: Хлеб, соль. А хозяин отвечал: — Добро пожаловать, хлеба-соли откушать. Гостя старались не только накормить, но и поговорить с ним. Он часто рассказывал о своих бедах и несчастьях, а хозяева сочувствовали ему. Они старались успокоить его. И оставляли на ночлег. Таким гостеприимными были и богатые,: и бедные люди.
Учитель:
Посмотрите на изображение чашки и составьте поговорку из слов, записанных на ней.
Дети составляют из слов: Рубить! не дрова пить – чай. (Чай пить – не дрова рубить!).
Учитель:
Любили в старину чаёвничать. С маленьким кусочком сахара выпивали по 10 стаканов. С мужика уж пот льётся градом, а он – «Уф!», оботрётся да снова за чай. Сидели за чаем и вели неспешные беседы о жизни, рассказывали разные истории. Если появлялся в доме гость, даже поздним вечером, тут же ставили самовар. И садились за чай с гостем, хотя сами только недавно вышли из-за самовара. Таков был обычай!
Викторина-конкурс: Кто лучше всех сочинит правило поведения за столом.
А теперь мы поговорим с вами о правилах поведения за столом. На доске картинки (свинья за столом, лошади ржут за столом, телёнок с коровой, петушиная семья за столом, цыплёнок бегает по столу)
Учитель предлагает детям к каждой картинке сочинить своё правило.. Например, нельзя за столом вести себя подобно свинье, раскидывать всё на столе. Отсюда и поговорка: посади свинью за стол, она и ноги на стол. И так к каждой картинке. Победителя награждают грамотой.
Учитель:
Вот ещё правила.
Хозяин дома садился за стол первым. Только после него можно было садиться остальным.
Нельзя было садиться за стол с немытыми руками.
Горячую еду: похлёбку, щи ставили в одной большой миске посреди стола. Каждый должен был есть не спеша, не обгоняя других.
Учитель:
А почему нельзя было садиться за стол с немытыми руками, и нельзя было спешить во время еды?
(Высказывания детей)
Учитель дополняет: Как только ты сел за стол с грязными руками, тут же рядом с тобой пристраивалась всякая нечисть: домовой, бес, леший. Посмотрите на картинку, как они сидят с разинутыми ртами. Это они ждут, что ты ошибёшься. Как только ты заспешил и забыл заесть хлебом ложку супа, как они уже тут как тут –ам!
И схватили лишнюю ложку еды к себе в рот! Ты думаешь, что ешь сам, ан нет – подкармливаешь беса. Вот за то, что кормишь беса и получай ложкой по лбу! Так что при еде строго нужно было соблюдать правило: ложку супа – кусочек хлеба, ещё ложку – ещё кусочек откуси. А уж руки-то мыть обязательно, если не хочешь угодить чёрту и другой нечисти.
А вот и загадка:
Всех кормлю с охотою, а сама безротая? (ложка)
Конкурс-викторина: старинная русская кухня
На доске запись:КАБЛЩИПИНКИИНЫШАРОБАГИРА.
Здесь зашифрованы 5 самых любимых блюд, попробуйте назвать их.
Победитель награждается.
Учитель:
Загадывает загадки:
И бело, и черно,
И кисло, и пресно,
И вкусно, и солоно,
И всем людям мило.
Меня бьют,
И колотят, и режут,
А я всё терплю –
Людям добром плачу.
Дети отвечают и читают пословицу.
На доске пословица: Покуда есть хлеб да вода – всё не беда!
Учитель: А какой продукт был самый главный, самый почитаемый?
Без чего не обходился ни приём дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы?
Чем поздравляли маму, когда рождались сын или дочь?
Что брали с собой в дальнюю дорогу?
(Дети отвечают хором)
Ученик:
К хлебу в старину относились свято. В каждом доме, в каждой избе на самом видном месте под иконами стоял стол, а на нём лежал каравай хлеба с солонкой. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Хлеб нельзя было выбрасывать. А если вдруг кто-то обронит кусок хлеба, то тут же поднимет его и обязательно поцелует!
Почему нельзя выбрасывать хлеб?
Ученик:
Оказывается, рядом с тем, кто любит это делать, всегда чёрт. Как только ты бросил кусок хлеба, чёрт – раз! – и схватил его. А потом-то и будет самое страшное. Когда ты умрёшь, то душа твоя попадёт к чёрту. А это значит, что она будет вечно кипеть в котле с горячей смолой. Это всё1 потому, что ты плохо обращался с хлебом.
А хлеб это святое. Поэтому хлеб никогда не выбрасывали, а даже крошки собирали в ладошку – и в рот.
Так относились к хлебу в старину.
Учитель: Сколько пирожков можно съесть натощак?
У простого народа основной пищей были:
_ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _
Похлёбка
Репа
Капуста
Назовите пропущенные названия блюд.
Поговорим о репе и капусте, ведь эти овощи круглый год. Репу пекли в печи и делали из неё каши. Тогда и родилась поговорка: «проще пареной репы».
Вспомните загадки о капусте и репе.
Ученик:
Настоящим народным продуктом была и капуста. Она всегда была на будничном и праздничном столе.
Ну а царицей всех горячих блюд из капусты были ________. Их ели ив царских хоромах, и в купеческих домах, и в бедных крестьянских избах. Правда, у богатых ели «богатые» щи, сваренные с мясом, а у бедных чаще были «пустые щи» на воде. Хорошая или плохая была хозяйка в доме – это можно было узнать не по её нарядам, не по её разговорам. Как вы думаете, а как же?
На доске пословица: Не та хозяйка хороша, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит.
Учитель: Что означает эта пословица?
Когда в России 300 лет тому назад появилась картошка, стали варить похлёбку. Это тоже старинное русское кушанье.
Каши из пшена, гречки, ячменя – это вам известно. А были в старину ещё и рыбные каши: сельдяная, лососевая, осетровая. А какие каши из овощей вы знаете?
На доске вывешивается пословица: Каша – мать наша.
Каши варили и для разных событий: на свадьбы, на похороны. В древности даже свадебный пир назывался кашей.
В России были и особенно праздничные блюда.
(На доску вывешиваются рисунки с изображением блинов, вареников и пельменей.)
Пельмени на русский стол пришли от татар и народа коми. Слово «пельмянь» в переводе с языка коми означает «хлебное ухо». Это хлебное ухо делали с разными начинками: с мясом, с мясом и капустой, с картошкой.
Конкурс на быстрое составление пословиц
На доске половинки пословиц, учитель предлагает собрать из них пословицы.
Пот на спине, так и в тереме тоска.
Хлеб да вода — а ссору выводит.
Сколько ни думай, а лучше молодецкая еда.
Так и хлеб на столе. хлеба – соли не придумаешь.
Хлеб-соль дружбу водит, Если хлеба ни куска,
Проведение конкурса «Меню старинных блюд»
(В него можно включить и яйца, и сметану, и творог)
Чтение учеником стихотворения А.К. Толстого «Пир горой!»
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коль пир, так пир горой!
Рассказ учителя:
В старину цари, бояре, князья любили устраивать пиры. Вот например, как пировал царь Иван Грозный.
Гостей у него было 700 человек.
Начался пир с угощения жареными лебедями. Много слуг в бархатных костюмах шли строем по двое. На золотых блюдах они несли лебедей. После этого слуги вынесли 300 жареных павлинов. Красивые павлиньи хвосты были украшением этого блюда. После павлинов вынесли кулебяки, курники, блины, оладьи, пирожки… Так гости закусили. Потом слуги поставили на столы студни, потом – жареных журавлей, петухов, кур, уток с огурцами. Следующие блюда – разные похлёбки. А ещё были рябчики со сливами, гуси с пшеном, тетёрки. К столу подали почки, баранину, карасей , зайцев в лапше, жаворонков в луке. Еду запивали мёдом, бражкой, вином. А всего было подано 500 кушаний!
На пирах соблюдались обычаи. Когда гости собрались, выходила к ним нарядная хозяйка и кланилась всем в пояс. А гости отвечали ей земным поклоном. После этого начинался «поцелуйный» обряд. Хозяин дома кланялся гостям и просил поцеловать свою жену. В начале он целовал её сам, а потом по очереди все гости. Каждый гость подходил к хозяйке с руками за спиной, целовал её, отходил назад, кланялся ей до земли, а она отвечала ему поясным поклоном.
Хозяин за столом сидел на самом видном месте. А хозяйка вместе с гостями сидели за отдельным женским столом.
Пир начинался с того, что хозяин подавал каждому гостю кусочек хлеба с солью. А потом слуги подавили на стол пироги, блины, соленья, кур, гусей и многое другое. Гостям было трудно: ведь нельзя было отказываться от еды, чтобы не обидеть хозяев. Поэтому после пира многим было тяжело, некоторые даже заболевали.
Так принимали гостей только богатые люди. А крестьяне были бедными и не могли устраивать пиры. Но ведь поняли, что все русские люди __________________________________.
А что вам понравилось в этом русском обычае.
Подведение итогов и вручение призов.
Используемая литература:
«В гостях у истории», Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н., Скатенок Е.Д., Брянск, изд. «Курсив», 1997;
«Живая Русь», Латышина Д.И., книга 2, Москва, изд. «Центр гуманитарного образования», 1995;
Ж — л «Праздники в начальной школе – 2, 2001», составитель Н.Г. Кувашова, изд. «Учитель», Волгоград, 2001;