ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1011
119620, г. Москва, ул. Щорса, д. 6, корп. 1, тел. 934-12-35
e-mail: [email protected]
Конспект урока по истории Древнего мира
в 5 классе
«Возвышение Македонии»
подготовил
учитель истории и обществознания
Игнатов Кирилл Андреевич
Москва 2013
В процессе урока рекомендуется решить следующие задачи: раскрыть причины, которые, с одной стороны, способствовали ослаблению городов-государств Греции, а с другой — возвышению Македонии; охарактеризовать местоположение, занятия населения Македонии и реформу царя Филиппа II по укреплению македонского войска; показать борьбу эллинов за независимость и роль, которую в этой борьбе сыграл афинский оратор и политик Демосфен.
Основные понятия и термины: Македония, монархия, оратор.
Персоналии: Филипп II, Демосфен.
Хронология: 338 год до н. э. — битва при Херонее, подчинение полисов Греции македонским царем Филиппом II.
План:
1. Ослабление Эллады
2. Македония при Филиппе II
3. Усиление Македонии
4. Воцарение Александра Македонского
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
Объяснять причины ослабления Греции после Пелопоннесской войны. Раскрывать роль Филиппа II в возвышении Македонии. Рассказывать о борьбе эллинов за независимость, используя текст учебника и историческую карту.
Приёмы, формы организации познавательной деятельности на уроке.
Период древней истории, с которым знакомятся дети в рамках уроков, посвященных завоеваниям Александра Македонского и эпохе эллинизма, насыщен событиями, которые знаменуют собой переход от истории Древней Греции к истории Древнего Рима. Небольшой по объему исторический материал главы содержит важные теоретические и фактические сведения: упадок греческих полисов и возвышение Македонии, знаменитые походы Александра Македонского и развитие античного мира в эпоху эллинизма. Поэтому основной задачей учителя в ходе изучения данного исторического материала школьниками является установление причинно-следственных связей явлений и событий переходной эпохи эллинизма.
Как правило, в переломное время появляются люди, которые своими действиями изменяют окружающий их мир. Но, несомненно, личность Александра Македонского имеет иной порядок оценки его поступков. В данном случае сам македонский царь Александр, вольно или невольно, послужил причиной новой эпохи античности. Именно походы Александра Македонского станут центром интереса и внимания учеников на уроках данной темы. И это естественно, так как они узнают о самом выдающемся из людей, когда-либо живших на нашей Земле. Он не потерпел ни одного поражения, всегда сражался в первых рядах, будучи юношей смог сокрушить Персидскую державу и за десять лет он создал государство, которое по величине превосходило все известные в древности страны.
Содержание исторического материала § 41-42 важно с точки зрения понимания школьниками факторов, которые привели к подчинению греческих полисов Македонией. Поэтому методической основой урока должно стать выявление причин ослабления полисов Эллады и возвышения Македонии, сравнительная характеристика двух незаурядных деятелей этих исторических событий — македонского царя Филиппа и греческого оратора и политика Демосфена.
В процессе рассказа учителю необходимо создать запоминающийся образ разорения и упадка Греции в ходе Пелопоннесской войны и междоусобной войны между полисами, о которой ранее уже упоминалось: Длинные стены Афин срыты, флот уничтожен, Афинский морской союз прекратил существование, спартанцы свергали в полисах демократию и помогали аристократам, в ходе междоусобиц войска жгли поля, вырубали виноградники и оливковые деревья. Предлагаем ученикам вспомнить, когда Пелопоннесская война началась, между какими греческими союзами и их лидерами, чем закончилась. Как поэту Аристофану в комедии «Мир» удалось показать последствия Пелопоннесской войны для Греции? Почему междоусобными войнами между греческими полисами больше всех были недовольны земледельцы? Как вы понимаете фразу: независимость в обмен на мир и спокойствие?
Обсудив разорение и упадок Греции в ходе Пелопоннесской войны и роль войн между полисами в этом процессе, учитель переходит к рассказу о Македонии. Сопоставление разоренной Греции и усиление Македонии поможет закрепить выводы предыдущего пункта плана. Характеристику географического положения Македонии, природных условий местности и хозяйственные занятия населения можно дать на основе комментированного чтения текста п. 2 и карты атласа (настенной карты), в ходе которого учитель дополняет и выделяет ряд особенностей в положении Македонии. Первоначально отсталой части населения Балканского полуострова: здесь разводили скот, выращивали плодовые деревья, пшеницу и виноград; в каменоломнях добывали золото и серебро; греки смотрели на македонян как на полугреков-полуварваров, а на их область — как на отсталую провинцию. Македония представляла собой единственную страну в Греции, где всегда правили цари, когда власть одного человека передавалась по наследству. Такая форма правления называется «монархия». Центральным вопросом урока является характеристика царя Филиппа и македонского войска. Познакомиться с военной реформой царя Филиппа и организацией македонского войска дети смогут или на основе текста п. 2 или с помощью эвристической беседы, когда учитель проводит сравнительную характеристику македонского и греческого войска, а ученики должны ответить на проблемный вопрос: Что делало македонскую фалангу непобедимой? Кто — греки или македоняне — имели преимущество в случае военного противоборства? Почему? Описание македонского воина поможет выявить преимущество Македонии в военной организации и вооружении над войсками разоренных греческих полисов.
Для характеристики такой личности, как Филипп, помимо его реформаторской деятельности, обращаем внимание на знаменитую фразу об «осле с золотом»: Что имел в виду македонский царь Филипп, когда говорил, что самую неприступную крепость возьмет осёл, груженный золотом? Были ли у Филиппа сторонники в полисах Греции? Почему они поддерживали Македонию? Какие слои населения Греции могли признать власть Македонии? Почему?
Приведенную в параграфе знаменитую фразу Филиппа можно дополнить другими фактами и выражениями, которые помогут раскрыть личные качества македонского царя как целеустремленного, необычайно твердого, одаренного полководца, дипломата и руководителя государства: Жители греческого города Фокида неожиданно захватили земли, принадлежащие храму Аполлона. Святотатцев попытались обуздать Фивы. Однако фокидяне в ответ захватили храм бога Аполлона в Дельфах и на награбленные деньги наняли 20-тысячную армию. Филипп II по просьбе Фив тут же выступил горячим защитником «обиженного» Аполлона. Филипп разбил войска фокидян и освободил Дельфы. Три тысячи пленных во искупление святотатства были утоплены в море, а Филипп перестал считаться иноземцем-варваром, и приобрел законное право влиять на судьбу Греции. Как приведенный случай характеризует упадок духовных ценностей греков? Какие черты государственного деятеля проявил Филипп в этих событиях? Каким вам представляется Филипп как руководитель государства и как человек?
Борьба эллинов за независимость во главе с афинским оратором и талантливым политиком Демосфеном и знаменитая битва при Херонее раскрывается в объеме п. 3 в ходе самостоятельного прочтения и последующим обсуждением ответов на вопрос: Какую роль сыграл Демосфен в борьбе эллинов за свою независимость? Содержание параграфа не дает характеристики Демосфена как личности, оратора и политика. Поэтому уместно кратко познакомить школьников с этой исторической личностью или с помощью рассказа учителя, или с помощью заранее подготовленного одним из учеников краткого сообщения.
В конце урока необходимо найти время и охарактеризовать положение Греции после битвы при Херонее. Достаточно осветить эту проблему в рамках комментированного чтения содержания п. 4 и выполнения задания 1 рабочей тетради.
Общий итог и закрепление материала темы урока проводится по вопросам: В чем заключалось преимущество македонской армии перед войском греков? Какие главные причины привели к поражению греков и потере независимости? Как вы понимаете слова современника: «Вместе с телами павших при Херонее была зарыта и свобода греков»? Что Греция получила от Филиппа взамен своей независимости? Почему идея похода в Персию встретила поддержку у значительной части греков?
Домашнее задание предусматривает, помимо прочтения § 41-42, опережающее знакомство учеников с содержанием § 43-44 «Походы Александра Македонского» и подготовку сообщений об Александре и его походах в Азию в зависимости от основных задач, которые учитель определит для следующего урока.
Список использованной литературы:
Абрамов А.В., Абрамова Ю.А. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. Рабочая тетрадь. М., Дрофа, 2013.
Колпаков С.В., Селунская Н.А. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. М., Дрофа, 2012.
Уколова В. И., Уколова И. Е. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс. М., Просвещение, 2012.
Уколова И.Е. История. Древний мир. Тетрадь-тренажер. 5 класс. М., Просвещение, 2012.
4