Муниципальное общеобразовательное учреждение
г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия)
Статья
тема: «Игра как активная форма обучения информатике школьников младшего и среднего звена»
подготовили:
учитель информатики и ИКТ МОУ ИТЛ №24, Липилина Н.Н.;
учитель информатики ИКТ МОУ СОШ №9 Студилина О.С.
Нерюнгри, 2011
“Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”
(Горький А.М.)
С первых лет жизни ребенок стремится овладеть различными формами деятельности, первой, наиболее значимой и любимой из которых является игра, сопровождающая человека всю его дальнейшую жизнь.
Игра для ребенка служит не только формой деятельности, но и средством реализации его активности, не только развлечением, но и творчеством, трудом, методом освоения окружающего мира.
Дидактические игры способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал. С помощью игры можно прививать учащимся стремление пополнять недостающие знания, совершенствовать навыки, необходимые для повышения творческой активности.
Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.
Но не следует приучать учащихся к тому, что на каждом занятии их ждут новые игры. Все должно быть в меру. Кроме того, создавая игровые моменты на занятиях, важно помнить, что главная цель урока – самостоятельная деятельность учащихся по повторению старых знаний и добыванию новых. Необходимо найти такое сочетание игры и обучения, чтобы оно оптимально решало задачи и цели урока.
Используя различные игры на уроках, учитываются интересы и возраст учащихся. В начальных классах сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры, так как для младших школьников сюжетная игра выступает более легким видом деятельности, а подвижные игры дают детскому организму возможность выплеснуть свою избыточную энергию. Для учащихся среднего и старшего звена используем интерактивные и сюжетно-ролевые игры.
Кроме занятий в игровой форме можно использовать отдельные игровые элементы на обычных уроках. Например, разгадывание кроссвордов, ребусов, криптограмм, анаграмм, сканвордов.
В качестве примера приведем несколько дидактических игр используемые на уроках информатики и ИКТ в начальной школе и среднем звене.
1. Игра «Доскажи словечко»
Ведущий читает отрывки из стихотворений, не произнося последние слова некоторых строк. Игрокам, необходимо, вспоминая это стихотворение, дополнить строки.
Примеры:
В нашем доме на окошке
Сидят серенькие … (кошки).
Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали … (мед).
Мышка спряталась под горку
И грызет тихонько … (корку).
Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли … (лапки).
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков … (грох).
Вяжет мама длинный шарф,
Потому, что сын … (жираф).
Я в зеленку угодил! –
Горько плачет … (крокодил).
2. Игра «Найдите предмет»
Ведущий загадывает предмет определенного цвета из тех, что находится в классе. Игроки должны отыскать его взглядом и показать его местонахождение.
Примеры:
Прямоугольная, коричневого цвета, на ней пишут. (Доска)
Лежит на столе, серого цвета, имеет клавиши. (Клавиатура, мышь)
Стоит на столе, обычно серого цвета, на нем автоматически что-то печатается. (Принтер)
Игра «Маляр»
Ведущий. Маляр начал красить стену дома, но не докрасил ее. Посмотрите на рисунок и попробуйте догадаться, по какому правилу шла закраска. Помогите маляру закрасить стену.
Примеры рисунков.
Игра «Найди закономерности и заполни пустые клетки».
(Вначале можно заполнить пустые, выделенные по диагонали клетки, а затем пустые клетки в рядах)
Пример.
4 | 7 | 10 | 13 | 16 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 | 4 | 6 | 8 | 10 | |
20 | 16 | 12 | 8 | 4 |
|
28 | 25 | 22 | 19 | 16 | 13 |
7 | 12 | 17 | 22 | 27 | 32 |
4 | 7 |
| 13 |
| |
1 |
| 3 | 4 |
| 6 |
| 4 | 6 | 8 |
| |
| 16 | 12 | 8 |
|
|
28 | 25 |
| 19 |
|
|
7 | 12 |
|
| 27 | 32 |
Обобщающий урок игра в 5 классе
Игру можно представить в виде презентации, дети с удовольствием играют и очень легко запоминают основные термины (Презентация к уроку представлена в дополнительном файле Урок_игра.pptx).
В заключение можно сказать, что каким бы ни было по своей форме занятие, главное, чтобы оно было интересным для учащихся, ставило перед ними конкретные задачи и помогало находить их решение, давало простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.
Список используемых источников
Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика и образование». №3-2001-М.: Образование и Информатика, 2001
Х.Й. Лийметс Как воспитывает процесс обучения? — М.: Знание, 1982.
Н.Ф. Талызина Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983
А.Э. Симановский Развитие творческого мышления детей. — Ярославль: “Академия развития”, 1997.
Ю.А. Первин, А.А.Дуванов, Я.Н. Зайдельман, М.А. Гольцман. Роботландия. Книга для школьника. НЦ ПСО при МГК по народному образованию. М., 1991.
С.Н. Тур Учебник-тетрадь по информатике для 2 класса/ С.Н. Тур, Т.П. Бокучава.- Спб.: БХВ-Петербург, 2010.