Учитель информатики Шаляпина Олеся Руслановна
Место работы: МБОУ СОШ № 2, г. Бугуруслана, Оренбургской области
Тема: Безопасность в интернете
Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Задачи:
информирование обучающихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной информацией, а также о негативных последствиях распространения этой информации;
информирование обучающихся о способах незаконного распространения такой информации в Интернете и мобильной связи (рассылка sms-сообщений незаконного содержания);
ознакомление обучающихся с нормативными правовыми актами РФ, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;
обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной связи;
предупреждение совершения обучающимися правонарушений с использованием информационно-коммуникационных технологий.
В ходе урока Интернет — безопасности обучающиеся должны научиться делать более безопасным и полезным свое время пребывания в сети Интернет и иных видах сети, а именно:
критически относиться к сообщениям, распространяемым в сети Интернет, мобильной связи или иных средств электронно-массовой коммуникации;
избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому здоровью;
анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;
применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.
Оборудование: мультимедийная презентация, карта, фишки-яблоки.
Ход занятия
Орг.момент
Мотивация к учебной деятельности
— Я хочу, чтобы все сейчас взялись за руки, образовали солнышко и сказали друг другу слова, данные на слайде: Я все смогу! Если не смогу, то ты мне поможешь! А если ты не сможешь, то я тебе помогу!
— Я тоже буду вам помогать!
Целеполагание
— Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы перенесемся в страну ,где есть и зло и добро, и горе и радость. Как вы думаете ,что это за страна? (На доске карта и перевернутое название страны).
(Ответы)
— Это мы сейчас и узнаем. Где мы стараемся в первую очередь искать нужную для нас информацию?
(В интернете)
— Вот вы и сами ответили на свой вопрос. Мы попадаем в страну Интернетию!(Открываю название)
— А какой интернет вам больше нравится: полезный и безопасный, или тот, где можно найти ненужную информацию ,поймать вирусы?
(Полезный и безопасный)
— Назовите тему нашего занятия.
(Полезный и безопасный интернет) Слайд 1
— Какие цели вы для себя поставите?
(Ответы)
— Хорошо, а теперь назовите свои команды и выберите командиров. Сегодня на занятии наши команды будут соревноваться между собой, отвечая на вопросы. За каждый правильный ответ я буду давать вам вот такое яблочко. У какой команды будет больше яблочек, та и выигрывает. Также, у каждого из вас на столе лежат чистые листы. как вы думаете ,что мы на них будем делать?
(Ответы)
— В течение занятие мы это и узнаем.
(Раздается стук в дверь)
— Интересно ,кто это к нам пришел? Да-да, войдите.
(Входят Интернешка и Митясик)
И: Здравствуйте, ребята.
М: Здравствуйте!
И: А что это вы здесь делаете?
(Путешествуем по стране Интернетия)
М: А можно мы с вами будем путешествовать?
— Подождите, подождите! А кто вы такие?
И: Я Интернешка. Родился и всю жизнь прожил в интернете и все-все про него знаю. Я всегда готов прийти на помощь к своим друзьям!
М: Я Митясик! И совсем недавно стал пользоваться интернетом, но уже кое-что про него знаю.
— Ну так что, ребята, возьмем Интернешку и Митясика с собой путешествовать?
(Ответы)
— Надеюсь, наши гости помогут нам разобраться в том, что происходит в стране интернета ,узнать что в нем есть интересного и полезного, а также опасного и неприятного и станут нашими добрыми друзьями.
Новая тема
— Итак, чтобы попасть в первый город Информантию, мы должны ответить правильно на вопрос. Для чего же нужен интернет?
(В нем можно искать различную информацию, общаться и учиться.)
— Хорошо, первое яблочко получает команда…
И: Ребята, есть сайты на которые можно совершенно безопасно заходить, здесь много разной полезной и интересной информации.
— А как мы можем зайти на эти сайты?
(С помощью поисковой системы) – дать яблочко
И: Как не сбиться нам с пути?
Где и что в сети найти?
Нам поможет непременно
Поисковая система.
М: Ей задай любой вопрос-
Все ,что интересно,
В миг ответ она найдет
И покажет честно.
— А сейчас мы едем в следующий город – Общандия. В нем тоже есть проблемы. Послушаем Митясика.
М: Ребята, однажды мои друзья поехали проведать своих дальних родственников, я очень расстроился, т.к. знал, что буду очень скучать без них. Я рассказал о своей беде Интернешке.
— И что же тебе ответил Интернешка?
И: А пусть ребята сами подумают и скажут, как можно помочь беде Митясика?
(Общаться с ними через интернет) – дать яблоко.
И: Не печалься, если вдруг
Далеко уехал друг.
Подключаешь Интернет –
Расстоянья больше нет!
М: Электронное письмо
Вмиг домчится до него.
Ну, а видео-звонок,
Сократит разлуки срок.
— Но не все так гладко бывает в этой мировой паутине! Давайте посмотрим, что там может случиться? (Показ мультфильма)
И: Мы хотим ,чтоб интернет
Был вам другом много лет!
Выучишь пять правил этих-
Смело плавай в интернете!
М: Ребята, первое правило мы с вами вывели. Давайте еще раз повторим его.
— А теперь мы перелетаем в следующий город – Обмандия!
М: Я очень много времени провожу в интернете, но со мной почему-то постоянно случаются разные истории. Вот одна из них.
Перед днем рождения своей мамы я никак не мог придумать, что ей подарить. И набрал в поисковике слово «подарок для мамы», где увидел много интересных сайтов ,предлагающих подарки ,которые можно оплатить с телефона.
И: А, я помню эту историю. Ребята ,как вы думаете, что сделал Митясик?
(Отправил СМС)
И: Конечно, он отправил СМС и у него сняли очень много денег и он не смог никому позвонить.-
— Да, грустно ,что Митясика обманули. Ребята ,какое правило № 1 мы с вами выведем из этой ситуации?
(Нельзя отправлять СМС или звонить на незнакомые номера)
— Митясик, я и ребята хотим знать, как же с с подарком для твоей мамы?
М: Интернешка помог мне сделать его своими руками. И моя мама очень обрадовалась. Ребята ,как вы думаете ,почему она обрадовалась?
(Лучший подарок – своими руками)
— Следующий наш город – Вирусяндия.
И: А вот еще одна история ,которая случилась с Митясиком в этом городе: Он однажды делал домашнее задание и стал искать ответы в интернете. И вдруг, что-то начало происходить с его компьютером!
М: Ребята, как вы думаете, что это было?
(Вырусы)
И: Вдруг из щели между строк
Вылезает червячок.
Безобидный хоть на вид –
Он в себе беду таит.
М: Не хочу попасть в беду
Анти… (вирус) заведу!
— Какое следующее правило № 2 мы с вами выведем?
(Для безопасности нужно заводить антивирус)
— Ребята, запоминайте обязательно эти правила. В конце урока они нам пригодятся.
— Ой, нам нужно срочно вернуться в Обмандию. СОС, нас просят о помощи!
М: Один мальчик общался в интернете и дал незнакомой девочке свой номер телефона ,адрес, имена родителей. После этого произошла беда!
— Какая?
И: Эта девочка стала писать от его имени разные гадости другим ребятам, а на его номер стали приходить нехорошие СМС.
— И что же делать этому мальчику, ребята?
(Пожаловаться на страничку этой девочки администраторам сайта.)
— Какое следующее правило мы для себя выведем?
(Нельзя давать незнакомым людям в интернете свои личные данные)
— Ребята, нужно не только не давать свои данные чужим людям, но и … А об этом мы узнаем из мультфильма!(Показ мультика)
И: Какое правило мы для себя выведем?
(Нельзя ходить с незнакомцами на встречу!)
М: Как всем детям интересно
Поиграть с друзьями вместе,
В интернете тоже можно,
Нужно быть лишь осторожным!
И: И с чужими не играть,
В гости их к себе не звать.
И самим не приходить –
Я прошу вас не забыть!
— И вот мы перелетаем на нашем воздушном шаре в городок ДОмандия.
— А что все-таки делать, если вы встретились с какой-то трудностью в интернете: например, к вам пробрался вирус, или вас кто-т о обижает, или вы отправили СМС на незнакомый номер?
(Обратиться к родителям)
— Вот вы и назвали последнее наше правило!
И: Если что-то непонятно,
Страшно или неприятно –
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
М: Есть проблемы в интернете?
Вместе взрослые и дети
Могут все решить всегда
Без особого труда.
Закрепление
— Сегодня мы узнали много нового и интересного об интернете, о его возможностях и опасностях, о том, какие правила нужно соблюдать, чтобы все было хорошо. Сколько их?
(Пять)
— Про что они?
(Ответы)
— А теперь, придвиньте к себе листы и цветные карандаши. У вас есть несколько минут, чтобы потом представить нам проиллюстрированные правила в кратце. Приступаем. А мы, пока с Митясиком и Интернешкой подсчитаем набранные вами яблочки.
(Защищают свои мини-проекты)
Рефлексия
— Что вы видите на доске?
(Две картинки – одна с увядающей природой, а другая с цветущей)
— Ребята, а еще там есть маятник – это маятник настроения. Поднимите руки те, кто ассоциирует свое настроение на конец урока с цветущей природой (Записать количество человек на доске под картинкой) ,с увядающей (записать).
— А как вы думаете, почему именно картинки природы я выбрала?
(Заканчивается год охраны окружающей среды)
— И на душе и в делах вы должны показать ,что вы за цветущую природу! Ее надо беречь!
— Спасибо. Мне было очень приятно с вами работать. До свидания.