Безопасность в сети Интернет
Цель урока: обеспечение информационной безопасности
Несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им
навыков ответственного и безопасного поведения в современной
информационно-телекоммуникационной среде.
Задачи:
изучение информированность пользователей о безопасной работе в
Сети интернет;
знакомство с правилами безопасной работы в сети интернет;
ориентироваться в информационном пространстве; способствовать
Ответственному использованию online-технологий;
Формирование информационной культуры обучающихся, умения
Самостоятельно находить нужную информацию, пользуясь web-ресурсами;
воспитание дисциплинированности при работе в сети.
Обучающиеся должны знать:
Перечень информационных услуг сети интернет;
Правилами безопасной работы в сети интернет;
Опасности глобальной компьютерной сети.
Обучающиеся должны уметь:
Ответственно относиться к использованию on-line-технологий; работать с web-браузером;
Пользоваться информационными ресурсами;
Искать информацию в сети интернет.
Оборудование к уроку: компьютер с доступом в Интернет, видеопроектор, экран
Ссылки на web-ресурсы:
1) https://www.kaspersky.ru – антивирус «лаборатория касперского»;
2) https://www.onlandia.org.ua/rus/ — безопасная web-зона;
3)https://www.interneshka.net – международный онлайн-конкурс по
Безопасному использованию интернета;
4)https://www.saferinternet.ru – портал российского оргкомитета по
Безопасному использованию интернета;
5) https://content-filtering.ru – интернет СМИ «ваш личный интернет»;
6) https://www.rgdb.ru – российская государственная детская библиотека.
Указания к уроку
Предварительно необходимо разделить класс на 4 группы. Каждой группе дается одна из четырех тем:
“Статистические данные Интернета”
“Правовые аспекты работы с информацией”
“2009 год – год безопасного Интернета”
“Профессии, связанные с Интернет безопасностью”
Учащимся даются рекомендации, адреса возможных сайтов, с нужной информацией, вопросы, которые необходимы для подготовки работы.
План урока:
1. Организационный момент
2. Выступления учеников по вопросам
2.1. “Статистические данные Интернета”
2.2. “Правовые аспекты работы с информацией”
2.3. “2009 год – год безопасного Интернета”
2.4. “Профессии, связанные с Интернет безопасностью”
3. Практическая работа.
4. Подведение итогов
5. Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент
Министерством связи и массовых коммуникаций 2009 год объявлен в России годом безопасного Интернета. В связи с этим тема сегодняшнего урока “Безопасность в Интернет” (слайд 1). Цель нашего урока: обеспечение информационной безопасности
Несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им
навыков ответственного и безопасного поведения в современной
информационно-телекоммуникационной среде. (слайд 2).
Учащиеся при подготовке к уроку самостоятельно работали по группам. Каждой группе была дана одна из четырех тем, по которой нужно было приготовить выступление (слайд 3).
{Слайды 1-3 из Приложения 1}
2. Заслушиваются выступления учащихся по темам:
2.1. “Статистические данные Интернета”
{По ходу выступления учитель обращает внимание на статистику, связанную с увеличением числа пользователей школьного возраста; с увеличением числа сайтов с недопустимым для детей содержанием и т.д.} (Приложение 2)
2.2. “Правовые аспекты работы с информацией”
{По ходу выступления учитель комментирует и обращает внимание на законы, направленные на безопасность детей в Интернете}
2.3. “2009 год – год безопасного Интернета”
2.4. “Профессии, связанные с Интернет безопасностью” (Приложение 3)
3. Практическая работа. (слайд 4)
— Что можно? Что нельзя? К чему надо относиться осторожно?
Обучающимся предлагается посмотреть ресурсы
Http://content-filtering.ru/aboutus,
Http://www.microsoft.com/eesti/haridus/veebivend/koomiksid/rus/ryhma_rooma.html,
Http://www.youtube.com/watch?v=y37ax5tpc3s&feature=related.
Учитель спрашивает, что об этом можно прочитать на web-страницах и
просит обучающихся сформулировать правила безопасной работы.
4. Подведем итоги (используется Приложение 1)
Мы услышали доклады всех групп.
Опираясь на статистику, видим, что за последние годы количество пользователей Интернета возросло (слайд 5); также растет число пользователей до 15 лет – школьников (слайд 6). Но в сети находится не только действительно полезная, нужная информация. Анализ, проведенный командой разработчиков “Школьного портала”, показал, что из 10 тыс. интернет-ресурсов, ориентированных на детскую аудиторию, рекомендовать к использованию можно не более 1,2 тыс. действительно интересных, полезных и безопасных сайтов. Молодые пользователи Интернета могут столкнутся в сети с такими опасностями, как агрессия на сайтах, сайты с недопустимым содержанием, интернет-мошенниками (слайд 7- 8).
Сделать Интернет полностью безопасным – невозможно. Государство одно с задачей безопасности детей в Интернете не справится, для этого необходимо объединить усилия экспертов, учителей, родителей, общества в целом (слайд 9).
Разработаны общие принципы использования сети в образовательных целях. Ориентируясь на эти рекомендации школам дано право локально вносить правку в списки разрешенных и запрещенных сайтов.
Огромное значение имеет воспитательная и просветительская работа, развитие навыков медиаграмотности, критичности, создание привлекательного для детей контента. Формирование привлекательной информационной среды – это наилучший способ отвлечь детей и подростков от посещения сомнительных ресурсов.
Существует техническая, программная защита школьников от попадания на сайты, содержание которых несовместимо с задачами образования и воспитания. Мы используем эти программы в нашей школе, формируя фильтр в соответствии с этическими нормами, возрастом детей и другими факторами.
Кроме этого в январе будет проходить Всероссийский детский онлайн конкурс “Интернешка” по безопасному использованию Интернета, в котором учащиеся нашей школы примут участие (слайд 10). Также один из уроков будет посвящен работе с сайтом корпорации Microsoft – https://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/etusivu.html (слайд 11)
4. Рефлексия.
Учащиеся получают листок с вопросами, на котором нужно отметить степень новизны, полезности, интереса полученной информации по каждому выступлению (слайд 12).