Тема урока: «Исследование астрономических моделей»
Вид урока: урок-исследование.
Оборудование: компьютерный класс, проектор, листы с конспектом урока, листы с заданиями и алгоритмами для исследования.
Программное обеспечение: операционная система Windows, программа создания и демонстрации презентаций Microsoft Power Point, программа Celestia; презентация по теме урока Процесс построения и исследования модели Солнечной системы.pps, подготовленная учителем.
Задачи урока:
Образовательная — знакомство с новейшим классом информационных систем, освоение приемов поиска и средств навигации астрономической модели Celestia.
Развивающая –развивать познавательный интерес учащихся, умения применять полученные знания на практике, привить навыки исследовательской работы в группах..
Воспитательная – повысить уровень информационной культуры, воспитывать интерес к космосу
План урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Объяснение новой темы с помощью компьютерной презентации “ Процесс построения и исследования модели Солнечной системы ”
Физкультминутка.
Закрепление и систематизация знаний. Практическая работа
Подведение итогов
Ход урока
Организационный момент:
Озвучить цели и план урока.
На доске написана часть темы «Исследование___________ моделей».
Для выяснения темы урока учащимся предлагается разгадать кроссворд.
Актуализация знаний. Проверочная работа
Работа проводится в форме отгадывания кроссворда
|
| Б |
|
|
| В |
|
| Г |
|
| Д | |
|
|
| М |
|
|
| Ф |
|
| С |
|
| П |
|
|
| О |
|
|
| О |
|
| Т |
|
| Р |
А | М | О | Д | Е | Л | И | Р | О | В | А | Н | И | Е |
|
|
| Е |
|
|
| М |
|
| Т |
|
| Д |
|
|
| Л |
|
|
| А |
|
| И |
|
| М |
|
|
| Ь |
|
|
| Л |
|
| Ч |
|
| Е |
|
|
|
|
|
|
| И |
|
| Е |
|
| Т |
|
|
|
|
|
|
| З |
|
| С |
|
| Н |
|
|
|
|
|
|
| А |
|
| К |
|
| Ы |
|
|
|
|
|
|
| Ц |
|
| И |
|
| Е |
|
|
|
|
|
|
| И |
|
| Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Я |
|
|
|
|
|
|
|
| Б |
|
|
| В |
|
| Г |
|
| Д | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А | 8 |
|
| 11 |
|
| 4 | 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12 |
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А) Метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей
Б) Объект, заменяющий реальный процесс, предмет или явление и созданный для понимания закономерностей объективной действительности.
В) Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков.
Г) Какие модели описывают состояние системы в определенный момент времени?
Д) Какие модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме?
Из отгаданных слов складывается тема урока (На доске написана часть темы «Исследование астрономических моделей»)
Объяснение новой темы с помощью презентации «Процесс построения и исследования модели Солнечной системы»
1 этап — Построение описательной информационной модели.
Описательные информационные модели обычно строятся с использованием естественных языков и рисунков.
2 этап — Формализация информационной модели
Процесс построения информационной модели с помощью формальных языков
3 этап — Создание компьютерной модели
Создание модели на одном из языков программирования
Создание компьютерных моделей с использованием электронных таблиц или других приложений
Исследование модели Солнечной системы (учащимся раздается учебный материал Приложение 1)
Учащиеся выполняют исследование совместно с учителем.
Физкультминутка
И.П. – сидя на стуле:
Наклоны головы налево и направо.
Поворот головы вперед, назад.
Поворот головы налево, направо.
Темп медленный. Повторить 5 раз.
Программа Celestia поможет вам покорить просторы космоса. «Летая» в космическом пространстве между звездами и планетами, вы можете приблизиться к любому небесному телу, рассмотреть его в понравившемся ракурсе, а затем, например, покинуть пределы нашей Галактики в поисках далеких звездных систем.
Программа содержит огромную базу объектов Солнечной системы, звезд нашей Галактики и отдельных звезд близлежащих галактик. Положение и движение светил в программе полностью соответствует действительности.
Правилами навигации, функции мыши:
Изменение вида пространства: перемещать мышь при нажатой ЛКМ
Увеличение, уменьшение: ЛКМ мыши+Shift.
Рассмотреть объект с любой стороны — перемещать мышь при нажатой ПКМ. Упражнение 1.
Наведите указатель мыши на любой видимый в окне объект (скорее всего, это будет звезда) и дважды щелкните на нем. Объект сразу же переместится в центр окна, а информация о нем отобразится в левом верхнем углу. Чтобы приблизиться к нему, выполните команду Навигация — Идти к выбранному объекту .
Упражнение 2
Кроме планет, в Солнечной системе движется множество других объектов: спутники планет, астероиды, кометы, межпланетная станция «Кассини» (Cassini) и искусственные спутники Земли. Чтобы вызвать список доступных объектов Солнечной системы, выполните команду Навигация — Каталог Солнечной системы.
В окне Каталог Солнечной системы щелкните на плюсике рядом с пунктом Юпитер, выберите подпункт Амальтея, нажмите кнопку Перейти и затем ОК.
Упражнение 3
Раскройте список Земля рассматриваемого окна Каталог Солнечной системы, выберите подпункт ISS — межпланетная космическая станция, нажмите кнопку Перейти и затем ОК. После этого перед вами появится международная космическая станция, движущаяся по орбите вокруг Земли. Аналогично посмотрите: Луна, Hubble («Хаббл»).
Упражнение 4
Станция «Мир» упала в Тихий океан 23 марта 2001 года, а межпланетная станция «Галилео» завершила свое существование в глубинах атмосферы Юпитера 21 сентября 2003 года.
В окне Каталог Солнечной системы выберите пункт Galileo(Галилео), нажмите Перейти и ОК.
Выполните команду Время > Установить время.
В открывшемся окне установите любую дату, предшествующую 21 сентября 2003 года (месяц вводится набором соответствующего ему числа), и нажмите кнопку ОК.
Чтобы вернуться из прошлого в настоящее, нажмите в окне Время > Установить время кнопку Установить текущее время.
Упражнение 5
Базу звезд можно вызвать командой Навигация →Каталог звезд. Окно Каталог звезд содержит список звезд с основными характеристиками.
По умолчанию в данном окне отображены не все имеющиеся в базе звезды, а лишь сто ближайших к выбранному объекту. Это можно изменить настройкой параметров в области Критерии поиска звезд. С помощью ползунка Максимум звезд, приведенных в списке можно задать количество отображаемых звезд (от 10 до 500). Положение переключателя определяет тип отображаемых звезд: Ближайшие, Самые яркие или С планетами. Чтобы приблизиться к звезде, щелкните на ее названии в списке, нажмите Перейти и 0К
В программе существует три варианта отображения далеких звезд:
размытые точки;
точки;
диски, размер которых зависит от удаленности звезд от точки наблюдения
Чтобы выбрать необходимый вариант, выполните команду Вид →Звезды как.
В Celestia есть возможность регулирования видимости звезд. С каждым нажатием клавиши ] на небе будет «загораться» все больше и больше звезд, а вот от нажатий клавиши [ космическое пространство начнет тускнеть и видимых звезд будет становиться все меньше.
Режим отображения созвездий: Вид – Настройки просмотра – Фигуры
Упражнение 6
Отображение названия элементов рельефа поверхностей — морей, кратеров, гор, долин и каньонов — Вид — планетографи, установите флажок Показывать местоположения и нажмите ОК.
Упражнение 7
Чтобы разделить окно по горизонтали, выполните команду Окно →Разделить горизонтально. Для вертикального разбиения воспользуйтесь командой Окно → Разделить вертикально. Для возвращения в нормальный режим отмените разбиение нажатием клавиши Delete (можно также воспользоваться командой Окно →Удалить активный вид.
Программа может функционировать как в оконном, так и в полноэкранном режимах. Чтобы перейти в полноэкранный режим, выполните команду Вид – режим экрана.
Закрепление и систематизация знаний. Практическая работа.
Учащимся предлагается самостоятельно составить модель космоса, используя программу Celestia— симулятор Вселенной.
Разбейте окно на три части:
a — спутник Сатурна Мимас, имеющий огромный кратер диаметром более 100 км;
b — межпланетная станция «Кассини»;
с— астероид Ида и его спутник Дактиль
Подведение итогов урока
Подведение итогов работы. Оценки за урок. Ответы на вопросы.
Домашнее задание: Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович (2008) стр.91
5