Цели урока
Выработать и закрепить у учащихся навыки работы с учебной программой, рационально организовать их работу, используя моменты разработки модели.
Развивать потребность поиска логических связей в предъявляемой информации.
Развивать семантическую память.
Оптимизировать темп работы учащегося, предложив доступный каждому уровень дифференциации обучения.
Повышение мотивации учебной деятельности за счет выбора формы работы.
Развитие информационных межпредметных связей (использование сведений по биологии, химии, физике при создании презентации).
Воспитание информационной культуры.
Учащиеся должны уметь:
Дополнять слайды анимацией.
Создавать эффекты перехода слайдов.
Настраивать показ презентации.
Демонстрировать слайд-фильм.
Методы обучения, используемые на уроке:
По источнику знаний:
словесные (вербальные);
доказательные: объяснение;
наглядные: использование дидактического материала (карточки иллюстрирующие каждую задачу);
практические: тренировочные упражнения;
По характеру познавательной деятельности учащихся:
объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивный);
репродуктивные (воспроизведение действий по применению знаний на практике на репродуктивном уровне; деятельность по известному алгоритму).
1 этап урока: объявление темы урока, постановка целей и задач, сообщение способа работы.
Наши знания о реальном мире представляют собой множество информационных моделей. Это сведения о свойствах разнообразных объектов и их взаимодействия с другими объектами. С развитием производства и общества поток информации неизменно растет. Человеку очень трудно воспринимать на слух весь этот поток информации. Гораздо приятней и легче это делать когда информация сопровождается наглядностями различного вида. Сегодня на уроке вы будете создавать модель научного документа, используя одну из программ, которая помогает, по моему мнению, лучше всего наглядно представлять изучаемые объекты и явления. Это программа компьютерных презентаций Power Point. На самом деле эта программа находит свое применение в различных областях человеческой деятельности. Например, сопровождение доклада на семинаре, конференции; рекламирование товаров на выставках и т.п.
Давайте представим, что вам предстоит побывать на научной конференции, где будет необходимо рассказать о биологических эффектах в жизни человека. Вам надо создать для своего отчета информационную модель об этих эффектах в виде электронной презентации. Но сначала вспомните все что вы знаете о программе Power Point.
2 этап урока: актуализация опорных знаний (повторение необходимого материала из изученного на предыдущих уроках, учитывая уровень подготовленности класса); мотивация учащихся целями, способами работы.
Вопрос 1: объясните назначение программы Microsoft Power Point, назовите возможные применения презентаций Power Point.
Ответ (примерный): Power Point — многооконное приложение Windows. Документ Power Point — файл презентации. Презентация — набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, которая хранится в файле специального формата с расширением PPT. На каждом слайде можно разместить произвольную текстовую и графическую информацию. Презентации Power Point довольно успешно могут сопровождать любые предметные лекции, защиту курсовых и дипломных работ, иллюстрировать доклады.
Вопрос 2: перечислите этапы разработки моделирования презентации.
Ответ (примерный):
Процесс подготовки презентации условно разбивается на 3 этапа:
подготовка материала для содержания презентации;
непосредственная разработка презентации, т.е. оформление каждого слайда;
демонстрация, т.е. процесс показа готовых слайдов.
3 этап урока: организация практической работы — выполнение проектного задания на компьютере.
Дифференциация работы:
учащийся работает на уровне усвоения материала (используя материал, предложенный учителем),
учащийся работает на творческом уровне (используя материал, самостоятельно подобранный для своего проекта).
Объяснение хода выполнения практической работы:
На предыдущем уроке вы подготовили дополнительный материал для создания информационной модели в презентации по теме “Биологические эффекты и их использование в быту, технике, науке” (при этом данный материал может быть взят из книг, журналов, учебников и из Интернет-ресурсов) и сохранили в электронном варианте на своих рабочих компьютерах, которые вы будете использовать в дальнейшее работе.
На экране показаны основные этапы разработки информационной модели:
I этап. Постановка задачи:
описание задачи;
цель моделирования;
формализация задачи.
II этап. Разработка модели:
информационная модель;
компьютерная модель;
III этап. Компьютерный эксперимент:
план эксперимента;
проведение экспериментов.
IV этап. Анализ результатов моделирования.
Моделирование “Биологических эффектов”
I этап Постановка задачи:
описание задачи. Живые организмы на Земле обладают разными свойствами, функциями, имеющими определенное значение для их жизнедеятельности. Человек с давних времен использует эти свойства живых организмов для своих целей. Представить имеющуюся информацию в удобном для восприятия виде.
цель моделирования. Создать презентацию, имеющую конкретную информацию о тех или иных биологических организмов в виде электронного справочника.
формализация задачи. Объектами моделирования в этой задаче являются живые организмы, некоторые способности которых использует человек.
II этап. Разработка модели:
информационная модель. Имеется информация о двух живых организмах.
Грифы (птицы). Пища грифов — падаль, Обслуживающие газопровод специалисты стали закачивать в трубы хим. вещества, обладающие запахом мяса. Места утечек привлекали грифов – обнаружение повреждений.
Микробы. Специально выведенные микробы уничтожают ракеты, вырабатывают биомассу, используемую в дальнейшем.
.
Компьютерная модель
Показана последовательность шагов, предваряющих практическую часть:
Сформулируйте тему будущей модели, используя аннотацию к проекту.
Определите количество слайдов и их структуру.
Продумайте варианты оформления слайдов.
Аннотация к проекту
Титульный лист;
Слайды с названием живого организма; его типа; используемых функций;
Слайд должен содержать иллюстрации; анимационные эффекты, кнопки перехода, ссылки.
III этап. Компьютерный эксперимент:
план эксперимента.:
Провести тестирование модели.
Проверить динамику всех объектов модели.
проведение эксперимента.
Проверить переход между слайдами по щелчку мыши.
Проверить правильность работы ссылок и анимации.
Проверить умеренность в использовании цветовой палитры дизайна слайдов.
IV этап. Анализ результатов. Проект можно использовать для отчета на научной конференции по теме “Биологические эффекты и их использование в быту, технике, науке”.
4 этап урока. Закрепление темы на практике. Учащиеся работают за компьютерами в минигруппах состоящих из 2-х человек
Задание. Вами найдены примеры других биологических эффектов (БЭ), когда свойства живых организмов используются в технических целях (Приложение 2, Приложение 3) Составьте информационную модель “Биологические эффекты”, которая должна содержать имеющуюся у вас информацию и соответствовать модели разработанной выше.
5 этап урока: Осуществить проверку выполнения задания. Оценку работ проводят сами учащиеся по предлагаемой карточке оценивания и таблице подведения итогов (применение анимации, правильность набора текста, размещение иллюстраций), при этом группы меняются компьютерами. (Приложение 4, Приложение 5).
6 этап урока. Объявляются результаты. Подводится итог урока.
Какие основные этапы должна содержать в себе информационная модель созданная при помощи программы Power Point?
6 этап урока. Домашнее задание: Подготовить информационную модель “Мое генеалогическое дерево” в электронной презентации.