Интегрированный урок
информатика + математика по теме «Теорема Фалеса»
Селивёрстова Вера Анатольевна
учитель информатики
ГБОУ СОШ №519 г. Москва
Тема урока: теорема Фалеса
Цели урока:
Образовательная: доказать теорему Фалеса, научить применять её при решении задач по математике и информатике.
Развивающая: развивать у учащихся познавательный интерес к учебным дисциплинам, умение применять свои знания на практике.
Воспитательная: воспитывать внимание, аккуратность, расширять кругозор учеников.
Оборудование и материалы:
Компьютеры, экран, проектор
Проектная работа «Теорема Фалеса».
Программа «Живая геометрия»
Плакат с рисунками 1,2,3.
Задачи учителей:
Показать практическое применение теоретических знаний учащихся при решении задач по геометрии и информатике.
Выявить межпредметные связи между математикой и информатикой
Ход урока:
Урок начинает учитель математики. Приветствие и вступительное слово о целях урока.
Фронтальный опрос учащихся:
Какие отрезки называются равными?
2. Какие прямые называются параллельными? На рис. 1 покажите параллельные прямые.
Какие углы называются вертикальными, внутренними накрест лежащими? Покажите их на рис.2
Сформулируйте теорему о свойстве параллельных прямых, пересечённых третьей прямой.
Сформулируйте признаки равенства треугольников. По каким признакам равны треугольники на рис 3?
Объяснение нового материала
Учитель математики объясняет новую тему с помощью просмотра проектной работы «Теорема Фалеса».
Сегодня мы докажем теорему, носящую имя древнегреческого учёного Фалеса, который жил в 624-547г.г. до н.э.
Великий учёный Фалес Милетский основал одну из прекраснейших наук — геометрию. Известно, что Фалес Милетский имел титул одного из семи мудрецов Греции, что он был поистине первым философом, первым математиком, астрономом и вообще первым по всем наукам в Греции. Короче: он был то же для Греции, что Ломоносов для России.
Карьеру он начинал как купец и ещё в молодости попал в Египет. В Египте Фалес застрял на много лет, изучая науки в Фивах и Мемфисе. Считается, что геометрию и астрономию в Грецию привёз он.
Фалес- математик. Он измерил по тени высоту пирамиды; установил, что окружность диаметром делится пополам, что углы при основании равнобедренного треугольника равны. Ему же принадлежит теорема, что вписанный угол, опирающийся на диаметр окружности- прямой
Фалес доказал теорему: «Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне».
При активном участии учащихся разбирается доказательство теоремы с последовательным показом на экране каждого этапа построения чертежа и доказательства теоремы.
Из условия теоремы Фалеса делается вывод, что вместо сторон угла можно взять любые две прямые.
Затем ученики выполняют в тетрадях практическую задачу на деление отрезка длиной в 7см. на 6 равных частей.
Греческие ученые открыли множество геометрических свойств и создали стройную систему геометрических знаний. В ее основу они положили простейшие геометрические свойства, подсказанные опытом. Остальные свойства выводились из простейших с помощью рассуждений.
Все этапы решения задачи учащиеся видят на экране. Это способствует зрительному запоминанию алгоритма решения данной задачи.
Показ проектной работы сопровождается музыкой- игрой на гитаре, что создаёт спокойную рабочую обстановку.
Вторую часть урока ведёт учитель информатики. С помощью программы «Живая геометрия» ученики вместе с учителем на компьютерах делят отрезок на три равные части.
Разделить данный отрезок на 3-равные части на компьютере с помощью программы «Живая геометрия».
Используемые ИНСТРУМЕНТЫ «Живой геометрии»:
• стрелка
• линейка (отрезок, луч)
Используемые КОМАНДЫ «Живой геометрии»:
• построения
• правка
Порядок работы:
1 .Построим данный отрезок АВ
2.Проведем из т. А полупрямую а, не лежащую на прямой АВ
3.Отложим на полупрямой а 3 равных отрезка
Для этого используем команду ПОСТРОЕНИЯ— «окружность по центру и радиусу»;
зададим произвольный радиус СО и построим на полупрямой а 3 окружности.
Они отсекают на полупрямой а равные отрезки АЕ=ЕР=РО
4.Соединим точки В и О
5. Проведем через точки Е и Р прямые, параллельные прямой ВО
6. Они пересекают отрезок АВ в точках Н и I , которые делят отрезок АВ на 3 равные
части; т.к. по теореме Фалеса:
Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.
Подведение итогов урока.