Конспект урока по Информатике «Виды алгоритмов. Разветвляющийся алгоритм» 8 класс

УРОК ИНФОРМАТИКИ ПО ТЕМЕ

«ВИДЫ АЛГОРИТМОВ. РАЗВЕТВЛЯЮЩИЙСЯ АЛГОРИТМ»

Предмет: Информатика

Тема: Виды алгоритмов. Разветвляющийся алгоритм

Продолжительность: 1 урок – 40 минут

Класс: 8 фм

Учитель: Петрова Ирина Александровна

Школа: МБУ лицей №6 г. Тольятти Самарской обл.

Цели урока: 1.Формирование компетентности в сфере познавательной деятельности;

2.Формирование компетентности в сфере коммуникативной деятельности.

Задачи урока: 1. обобщить и систематизировать знания, умения и навыки решения задач по теме «Виды алгоритмов. Разветвляющийся алгоритм»;

2. развивать умения выделять главное, сравнивать, анализировать, проводить аналогию, обобщать, творчески мыслить;

3. развивать операционный и алгоритмический стили мышления;

4. воспитывать умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение.

ученики должны:

знать:

  • определение алгоритма;

  • свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов;

  • виды алгоритмов и их определения;

  • виды разветвляющихся алгоритмов

уметь:

  • определять тип алгоритма;

  • записывать блок-схемы решения задач на линейные и ветвящиеся алгоритмы;

  • писать на языке Тurbo Рascal и отлаживать программы решения задач на линейные и ветвящиеся алгоритмы;

  • уметь проводить логический анализ программ, их тестирование.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Метод: частичнопоисковый, метод целесообразно подобранных задач, тестирование, наглядно-иллюстративный.

Форма урока: индивидуальная, в парах, фронтальный опрос.

Средства обучения: персональный компьютер, проектор, PowerPoint, раздаточный материал.

План урока:

1. Организация начала занятия, сообщение темы и целей урока (2 – 3 мин);

2. Подготовка к основному этапу занятия (2 — 3 мин);

3. Обобщение и систематизация знаний (10 – 15 мин);

4. Контроль и самопроверка знаний (10 – 15 мин);

5. Подведение итогов занятия (3 – 5 мин).

Содержательно – деятельностный компонент (ход урока).

Здравствуйте! Дорогие друзья, нам с вами предстоит напряженная интеллектуальная работа. Давайте настроимся и активизируем наше внимание на теме урока.

Тема сегодняшнего урока – «Виды алгоритмов. Разветвляющийся алгоритм. Обобщение знаний и умений».

Цель — провести проверку, коррекцию и систематизацию знаний, навыков и умений по данной теме, подготовиться к изучению циклических алгоритмов.

В начале урока проведем небольшую тестирующую работу (приложение №1), которая проверит уровень ваших знаний по данной теме в начале урока.

Вопросы:

  1. Что такое алгоритм?

Ответ: алгоритм – это понятное и точное указание исполнителю совершить определенную последовательность действий для решения поставленной задачи или достижения указанной цели.

  1. Какие типы алгоритмов вы знаете?

Ответ: линейный, разветвляющийся и циклический.

  1. Дайте определение линейного алгоритма.

О

твет: алгоритм называется линейным, если все его действия выполняются последовательно друг за другом от начала и до конца.


Задание №1. Восстановите условие задачи:

Ответ: найти площадь прямоугольника с заданными длинами сторон.







З

Ключ:

Program square;

var A, B, S : integer;

Begin

writeln ( ‘ введите длины сторон прямоуг-ка ’ );

read ( A , B );

S : = A * B ;

writeln ( площадь прямоугка = ‘ , S );

End .


адание №2.
Найдите ошибки в программе:

Program square;

var A, B : integer;

Begin

writeln ( ‘ введите длины сторон прямоуг-ка ’ );

read ( R );

S = A * B ;

readln ( площадь прямоугка = S );

End




Вопросы:

  1. Дайте определение разветвляющегося алгоритма.

Ответ: алгоритм называется ветвящимся, если в зависимости от выполнения условия совершаются те или иные действия.

  1. Какие виды разветвляющихся алгоритмов вы знаете?

Ответ: полная форма, неполная форма, выбор.

З

адание №3. Восстановите условие задачи:

Ответ: Найти большее из трех чисел.














З

Ключ:

Program Maximum;

var A, B, C, Max : integer;

Begin

writeln ( ‘ введите 3 числа ’ );

read ( A, B, C );

if A > B then Max := A else Max := B ;

if C > Max then Max := C ;

writeln ( ‘ большее = ’ , М );

End.


адание №4.
Найдите ошибки в программе:

Program Max;

var A, B, C : integer;

Begin

writeln ( ‘ введите 2 числа ’ );

read ( A, B );

if A > B then Max := A ; else Max := B ;

if C > Max else Max := C ;

writlen ( ‘ большее = ’ , М );

End.


Задание №5. Каким будет значение переменных после выполнения фрагмента программы:

1) x := 5 ;

if x < 4 then x := 0

else x := x + 2 ;

y := x ; Ответ: y = 7

2) m := 0 ; n := 4;

if (m < n) and (m 0)

then k := m

else begin k := m ; k := k — n; end; Ответ: k = — 4


3) a := -1 ; b := 0;

if (a > 0) or (b > 0)

then d := b

else begin d := b ; d := d + a; end; Ответ: d = 0


Задание выполняется в тетрадях. Учащиеся, сидящие рядом на разных вариантах, обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга (каждая ошибка снижает оценку на 1 балл, максимальная оценка – 5 баллов).

З

Ключ:

1) if x < 0 then y := — x else y := 2+x ;



2) if a >= b then c := 1 else c := -1 ;



3) нельзя упростить, так как нет случая a = b.


адание №6.
Упростите:

1) if x < 0 then y := — x ;

if x >= 0 then y := 2+x ;


2) if a >= b then c := 1 ;

if a < b then c := -1 ;


3) if a < b then write ( ‘ a – меньше ’ );

if a > b then write ( ‘ b – меньше ’ );


Задание №7. Упростите, если это возможно, и найдите ошибки в программе:

Ключ:

Program primer;

var x, a, b : real;

Begin

writeln ( ‘ введите числo x =’ );

read ( x );

if x > 0 then begin a := a * 2 ; b := b / 2; end

else begin a := a / 2 ; b := b * 2; end;

writeln ( ‘ a = ’ , a );

writeln ( ‘ b = ’ , b );

End.



Program primer;

var x, a, b : integer;

Begin

writlen ( ‘ введите числo x =’ );

write ( x );

if x > 0 then a := a * 2 ; b := b / 2;

if x <= 0 then a := a / 2 ; b := b * 2;

writeln ( ‘ a = ’ , a );

writeln ( ‘ b = ’ , b );

End.


Задание №8. Напишите программу решения задачи по алгоритму:

по представленной на карточке блок-схеме (приложение №2) составьте программу вычисления значения переменной y при заданном с клавиатуры значении переменной x.


А теперь проверь, пожалуйста, тест, который вы сами выполняли в начале урока.




Вопрос: дайте определение циклического алгоритма.

Ответ: алгоритм называется циклическим, если одни и те же действия повторяются несколько раз или ни разу пока не будет выполнено какое-нибудь условие.

Итак, на этом уроке мы обобщения и систематизации знания и умения решать различные задания по теме «Виды алгоритмов. Разветвляющийся алгоритм». Вы хорошо справились сегодня с работой, если у кого и были пробелы в знаниях, то после сегодняшнего урока они, я думаю, уменьшились или совсем исчезли. Оценки за работу на уроке… Оценки за работу по карточкам вы узнаете на следующем уроке.

Мы с вами пока не закончили изучение темы «Алгоритмы», и уже на следующем уроке мы перейдем к изучению темы «Циклический алгоритм. Решение задач». Вообще, к теме «Алгоритмизация и программирование» мы будем периодически возвращаться, с каждым годом повышая уровень сложности изучаемого материала.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по Информатике "Самый умный" 9-11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: