Конспект внеклассного мероприятия по Информатике «Кодирование числовой информации» 9 класс

Тема урока: «Кодирование числовой информации».


Цели: Обобщить знания, полученные при изучении темы « Кодирование числовой информации»;


Задачи урока:

воспитательная – показать отличие позиционной системы счисления от непозиционной; воспитание интереса к информатике.

учебная – формирование практических умений по переводу чисел из одной системы счисления в другую и наоборот; формирование математической культуры учащихся на уроках информатики;

развивающая – развитие вычислительных навыков, памяти, логического мышления; познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;


Тип урока: закрепление теоретических знаний.


Используемые образовательные технологии: урок с дидактической игрой.


Место проведения урока: кабинет информатики.


Оборудование: класс оборудованный ПК; персональный компьютер для учителя; мультимедийный проектор (или интерактивная доска); компьютерная презентация “Кодирование числовой информации”, программа «Инженерный калькулятор», дидактический раздаточный материал.


Ход урока

  1. Организационный момент (Приветствие, проверка присутствующих)


  1. Проверка домашнего задания.

Мы на прошлых 2-х уроках познакомились с системами счисления. Давайте вспомним:

  1. Как же представляется кодирование числовой информация в информатике? (Вся информация представляется в информатике в виде двоичного кода, а точнее в виде последовательности 0 и 1).

  2. Что такое система счисления? (Система счисления – знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью знаков некоторого алфавита, называемых цифрами).

  3. Какие существуют системы счисления? (позиционные и непозиционные).

  4. Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных? (отличаются значением цифры от ее положения в числе, а в непозиционных – не зависит).

  5. Какое основание десятичной системы счисления? (Основание десятичной системы счисления будет равно 10).

  6. Двоичной системы счисления основание и алфавит? (Основание двоичной системы счисления будет 2, так как самоназвание говорит за себя Двоичная, а алфавит будет равен 0,1).

  7. Какие цифры входят в алфавит десятичной системы счисления?(0,1,2,3,4,5,6,7,8,9). Шестнадцатеричной системы счисления? (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А, В,С,D,E,F).


  1. Этапы урока — игры

Сегодня у нас урок обобщения по теме “Кодирование числовой информации ”. Ребята у нас не просто урок, а урок-игра. Урок будет проходить в виде игры Кодирование числовой информации”.

Из давних времен нам известно, что пифагорейцы говорили: “Всё есть число”. Нас с вами повсюду окружают числа: стоимость товаров, номера машин, номера телефонов, покупки. Числа были всегда и 4 и 5 тыс. лет назад, только правила изображения их были другими. Но смысл был один: числа изображались с помощью определенных знаков – цифр.

Эпиграфом нашего урока является: “Всё есть число”.

Мы повторим и приведем в систему изученный материал. Ваша задача – показать свои знания и умения в процессе выполнения заданий различного уровня.
Итак, начнем урок — игру!



1 задание. И первым задание будет «Алфавит».

И наше первое задание «Алфавит» будет проходить в определении алфавитов, каких позиционных систем счисления приведены в таблице. Ваша задача будет состоять в том, чтобы вспомнить какой алфавит у той или иной системы счисления. И поставить соответствующее значение алфавиту.



Правильный ответ:

Алфавит

Система счисления

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

8

0, 1

2

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

10

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F

16


2 задание. «Нолики + Единички»

Переведите число из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Посчитайте, сколько в первом случае используется нулей после перевода систем счисления, и поставьте соответствующую цифру в ответ. А для второго случая, сколько единиц есть в переведенном числе двоичной системы. Также поставьте соответствующую цифру в ответ.



Правильный ответ:

Нолики


Единички

число

32


число

57

ответ

5


ответ

4

число

53


число

63

ответ

2


ответ

6

число

80


число

87

ответ

5


ответ

5

число

96


число

90

ответ

5


ответ

4



3 задание. Уравнение.

Решите уравнение 11012 + Х8 = 11310. В следующие ячейки таблицы поместите значения, которые нужны для решения следующего уровня уравнения. Воспользуйтесь находящимися на слайде дополнительными слагаемыми. (Можно воспользоваться калькулятором)


Правильный ответ:

11012 + Х8 = 11310

Х8 = 11310 — 11012

Х8 = 11310 — 1310 (11100012 — 11012)

Х8 = 10010 (11001002)

Х8 = 1448


4 задание. «Палочки»

Написаны нескольких неверных равенств в римской системе счисления. Для того чтобы решить неверные равенства вам необходимо переложить с одного места на другое только одну палочку (спичку) для получения их них верные равенства.

VII – V = XI IX — V = VI

VI – IX = III VIII – III = X

VI – II = VII VI – V = X

Правильный ответ:

VI + V = XI XIV = VI

VI = IX – III VIII + II = X

VI + I = VII V + V = X


Физкультминутка.

Просмотр на компьютере. «Супер физкультминутка» (разработанная Дмитрием Тарасовым) или

(Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево — вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево — вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки.(поднимают руки вверх — вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. (встряхнули кистями рук))


5 задание. «Веселый ребус»

Здесь зашифрован «Веселый ребус», ваша задача состоит в разгадывание ребуса, где вы получите ответ, относящийся нашей теме урока.

(Ответ: СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ)


«Русская поговорка!»

Здесь зашифрована русская народная пословица. Прочитайте ее, разгадав ребус.



Правильный ответ: скорость нужна, а поспешка вредна.


IV. Рефлексия

Какое задание было самым интересным?
– Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
– С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
– Какие задания можете предложить по данной теме?


  1. Подведем итог урока:

Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие результаты. За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).


Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!


  1. Домашнее задание: параграф 3.1.2


  1. Используемая литература:

1. Н. Д. Угринович/ «Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса, — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.

2. Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова/ Практикум по информатике и информационным технологиям, — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002 г.

3. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова/ Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса, — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.

4. О. Л. Соколова/ Универсальные поурочные разработки по информатике 10 класс, — М.: ВАКО, 2008 г.

Свежие документы:  Микроцикл, подготовка детей к спорту. Ординарный микроцикл в волейболе

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: