Областное казенное образовательное учреждение
«Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2» г.Курска
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету «Информатика» для 6 специального (коррекционного) класса VII вида
Подготовила учитель информатики, инструктор по трудовому обучению
Михайлова Ольга Владимировна
2013г
Рабочая программа по информатике для учащихся 6-х специальных (коррекционных) классов составлена в соответствии с программой курса информатики для 5-7 классов начальной общеобразовательной школы под редакцией Л.Босовой, получившей гриф Минобразования и науки РФ.
К программе прилагается учебный материал, подобранный в соответствии с возрастными особенностями школьников и уровнем их знаний в 6-ом классе и представлен УМК, входящим в Федеральный перечень учебников Минобразования и науки РФ.
Состав УМК:
Учебник Информатика 6 класс (автор Л.Босова)
Рабочая тетрадь
ЦОР с интерактивными тестами
Плакаты
Методическое пособие Уроки информатики в 5-7 классах под редакцией Л.Босовой
Учебник и другие элементы УМК реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение практической задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий информатики на доступном уровне. Практическая задача является ведущей в данном курсе.
В федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках отдельной образовательной области “Информатика”. Предусматривается, что непрерывный курс информатики должен состоять из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного. В соответствии с учебным планом школы на 2012-2013 учебный год для изучения курса информатики и ИКТ в 6-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часа в год.
В специальных коррекционных классах VII вида обучаются дети с отклонениями в развитии, для определения которых используют термин задержка психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий.
К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для коррекционных классов VII вида, в том числе и по информатике, не издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития учащихся классов спецкоррекции.
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.
Цели обучения информатике в шестом классе:
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.) Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность подкрепляется самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого.
Задачи:
В шестом классе решаются следующие задачи обучения информатике и ИКТ:
развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (сбор, хранение, обработка, передача, классификация, кодирование в процессе выполнения учебных задач);
формирование основополагающих понятий информатики, таких как: «файл», «папка», «единицы измерения информации», «понятие», «суждение», «умозаключение», «исполнитель», «алгоритм» др.;
формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (ознакомительно)
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики на последующих ступенях обучения, но и для успешного усвоения учебного материала по всем предметам в средней школе.
Интеллектуальные умения
Абстрактное мышление, доступное ученикам основной школы, и стремление к практической деятельности позволяют достроить картину мира фактами, явлениями и абстрактными понятиями из разных предметов (наук). Дальнейшее развитие интеллектуальных умений осуществляется как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельного решения учебных задач на уроках и в ходе проектной деятельности.
В результате обучения информатике обучаемые должны:
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;
самостоятельно отбирать необходимые для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, цифровые носители информации;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, цифровые носители информации);
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя;
представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта (с помощью учителя);
уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.
Оценочные умения
В этом возрасте ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно выращивает основы личного мировоззрения. Однако зачастую даваемые подростком оценки еще не согласуются друг с другом. Сам он может не замечать и не признавать, что только определяется в своем мировоззрении. Поэтому подростки так часто занимают максималистские, крайние позиции.
В результате обучения обучаемые должны:
научиться оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения (нравственных, гражданско-патриотических, с точки зрения различных групп общества);
объяснять свои оценки отдельных поступков, явлений;
сравнивать свои оценки с оценками других и объяснять их отличия, на основании этого делать свой выбор в общей системе ценностей, определять свое место;
приучать себя действовать в соответствии с выбранными ценностями и понимать последствия своего выбора и поступка.
Коммуникативные умения
Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников осуществляется через использование на уроках учителями-предметниками технологии формирования правильного типа читательской деятельности, а также через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приемов понимания устного и письменного текста. На уроках по ряду предметов ведется обучение приемам гибкого чтения, различным способам фиксации информации.
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в группах, самостоятельной работы (в т.ч. в проектной деятельности). Принципиально важно, чтобы подростки учились переносить основные коммуникативные умения в свое ежедневное неформальное общение.
В результате обучения обучаемые должны:
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
учиться подтверждать аргументы фактами;
учиться критично относиться к своему мнению;
самостоятельно использовать приемы изучающего чтения на различных текстах, а также приемы слушания;
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Соответствие содержания программы обязательному минимуму содержания образования
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования, имеет большую практическую направленность.
В результате изучения информатики в шестом классе школьники должны:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
различать необходимые и достаточные условия;
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Определение образовательных технологий и измерителей
(заданий, учебных достижений обучающихся)
В 6-х классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, проводится объяснение в первой части урока, а на конец урока планируется деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее и личностное значение.
Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, тематического и итогового контроля является тестирование. Тест состоит из отдельных заданий, к которым следует отнести:
задания с выбором правильных ответов из нескольких предложенных;
задания с открытым ответом;
задания на установление соответствия;
задание на установление правильной последовательности.
Школьникам объясняются критерии оценивания:
за каждый правильный ответ начисляется один балл;
за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в один балл;
за вопрос, оставленный без ответа, ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиваться вдумчивого отношения к тестированию, формировать навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.
Выставление оценок осуществляется с учетом общепринятых соотношений: 50 – 70% — «3»; 71 – 85% — «4»; 86 – 100 – «5».
Учитывая индивидуальные особенности ряда учащихся, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, а также эти требования могут быть снижены.
«Информатика», 6 класс
34 часа.
Тема | Кол-во часов | В том числе: | |||
Практические работы | Контрольные работы | ||||
Компьютер и информация (8 часов) | |||||
1. | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. ТБ и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 | | | |
2. | Файлы и папки. | 1 | Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками» | | |
3. | Представление информации в компьютере. Системы счисления. | 1 | Практическая работа №2 (задание 1) | | |
4. | Двоичное кодирование числовой информации (двоичная система счисления). | 1 | Практическая работа №2 (задание 2) | | |
5. | Кодирование текстовой информации. | 1 | | | |
6. | Тексты в памяти компьютера | 1 | Практическая работа №3 «Знакомство с текстовым редактором Word» | | |
7. | Изображения в памяти компьютера | 1 | Практическая работа №4 «Знакомство с текстовым редактором Word» | | |
8. | Единицы измерения информации. | 1 | Практическая работа №5 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» | | |
Человек и информация (14 часов) | |||||
9. | Информация. Информация и знания. | 1 | Практическая работа №6 «Создаем таблицу» | | |
10. | Виды и свойства информации. | 1 | | | |
11. | Поколения ЭВМ. | 1 | Практическая работа №7 «Нумерованные списки» | | |
12. | Чувственное познание окружающего мира. | 1 | Практическая работа №8 «Маркированные списки» | | |
13. | Понятие как форма мышления. | 1 | Практическая работа №9 «Создание сложных таблиц» | | |
14. | Как образуются понятия. | 1 | Практическая работа №10 «Размещаем в таблице текст» | | |
15. | Содержание и объем понятия. | 1 | Практическая работа №11 «Размещаем в таблице графику» | | |
16. | Отношения между понятиями. | | Практическая работа №12 «Размещаем в таблице текст и графику» | | |
17. | Определение понятия. | 1 | Практическая работа №13 «Строим диаграммы» | | |
18. | Понятие как форма мышления. Классификация. | 1 | Практическая работа №14 «Строим диаграммы» | | |
19. | Суждение как форма мышления. | 1 | Практическая работа №15 «Изучаем графический редактор Paint» | | |
20. | Умозаключение как форма мышления. | 1 | Практическая работа №16 «Планируем работу в графическом редакторе» | | |
21. | Позиционные системы счисления. | 1 | Практическая работа №16 «Работаем в графическом редакторе» | | |
22. | Контрольная работа «Человек и информация» | 1 | | 1 | |
Алгоритмы и исполнители (10 часов) | |||||
23. | Что такое алгоритм. | 1 | Практическая работа №17 «Рисуем в редакторе Word» | | |
24. | Исполнители вокруг нас. | 1 | Практическая работа №18 «Рисуем в редакторе Word» | | |
25. | Формы записи алгоритмов. | 1 | Практическая работа №19 «Рисунок на свободную тему» | | |
26-27 | Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. | 2 | | | |
28-29 | Типы алгоритмов. Алгоритмы с ветвлениями. | 2 | | |
Типы алгоритмов. Алгоритмы цикла. | 2 | | | |
32. | Контрольная работа «Алгоритмы и исполнители» | 1 | | 1 |
33. | Повторение материала. Подведение итогов. | 1 | | |
34. | Резерв | 1 | | |
Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):
учебно-информационные (умение пользоваться словарями, справочниками, составлять опорные конспекты);
учебно-интеллектуальные (классифицировать и анализировать учебный материал);
учебно-организационные умения (планирование текущей работы, нацелить себя на выполнение поставленной задачи, сотрудничать при решении учебных задач);
учебно-коммуникативные (умение слушать и задавать уточняющие вопросы, работать в парах);
технические навыки работы с ПК.
Учебник Информатика 6 класс (автор Л.Босова)
Рабочая тетрадь
ЦОР с интерактивными тестами
Плакаты
Методическое пособие Уроки информатики в 5-7 классах под редакцией Л.Босовой
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. Под ред. К.С.Лебединского – М., 1982
Психическое развитие воспитанников детского дома. Под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. – М., 1990
Основы коррекционной педагогики. Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. А.Д.Гонеев, Н.И.Лифенцева, Н.В.Ялпаева – М.: Академия, 2002
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
мультимедийные ПК;
локальная сеть;
мультимедиапроектор;
принтер;
сканер
Программные средства;
операционная система Windows;
полный пакет офисных приложений Microsoft Office;
растровые и векторные графические редакторы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(6 Б класс)
1 | ||
Дата проведения урока | | |
Тема урока | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | |
Цели урока | Обратить внимание на различные виды информации в зависимости от органов восприятия и виды в зависимости от формы представления. Познакомить с названиями видов информации в зависимости от способа ее восприятия человеком и формы ее представления. | |
Задачи урока | Начать целенаправленное формирование информационной культуры и умение работать с информацией. Прививать культуру труда, правильной организации рабочего места за компьютером, соблюдения рекомендаций по здоровьесбережению. Развивать любознательность и инициировать склонность к исследованию. Раскрыть смысл понятий «универсальный», «данные». | |
Форма организации | Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся; проведение опыта. | |
Тип урока | Комбинированный, с использованием развивающих, игровых, исследовательских технологий. | |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь приводить примеры для иллюстрации различных видов информации по способу восприятия и по форме представления, используя элементарные приемы аналитической деятельности. Понимать, что компьютер может использоваться для многих целей и в разных видах деятельности человека. Уметь объяснять смысл слова «универсальный». Приводить примеры использования компьютеров. Знать названия прикладных программ для обработки разных видов информации. | |
Ключевые понятия | Зрительная информация, передача, хранение, обработка информации. Компьютер. Числовая, текстовая, графическая, звуковая информация, видеоинформация, универсальный объект, данные | |
Обеспечение урока |
| |
Д/З | | |
№ урока | 2 | |
Дата проведения урока | | |
Тема урока | Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками» | |
Цели урока | Формировать способность находить общее и отличное в группе объектов. Способствовать развитию элементов теоретического мышления (анализ, синтез, классификация). Ввести понятия «файл», «файловая система» «папка». Познакомить с действиями, выполняемыми с файлами, с правилами записи файлов | |
Задачи урока | Развивать информационную культуру в части формирования умения сохранять информацию в файле, папке. Способствовать развитию умения анализировать, синтезировать, классифицировать. Развивать ассоциативное мышление на примерах. Познакомить:
| |
Форма организации | Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся; проведение опыта, фронтальная работа с информационными задачами в рабочей тетради, компьютерный практикум. | |
Тип урока | Комбинированный с использованием развивающих, игровых, исследовательских технологий, компьютерных технологий (тестирование, задания) | |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать название и назначение устройств хранения информации. Знать два вида памяти (внутренняя) и понимать их отличие. Знать назначение долговременной памяти. Самостоятельно осваивать приемы работы за компьютером в рамках учебного задания. Знать, что такое файл, из каких частей состоит его имя, правила записи имени файла и операции с файлами. Уметь описывать систему хранения файлов на диске. Уметь открывать, закрывать, упорядочивать содержимое папки, создавать папки. | |
Ключевые понятия | Память: ОЗУ, ПЗУ; жесткие диски, файл, имя файла, папка, файловая система, расширение | |
Обеспечение урока |
| |
Д/З | | |
№ урока | 3 | |
Дата проведения урока | | |
Тема урока | Представление информации в компьютере. Системы счисления . Практическая работа №2 (задание 1) | |
Цели урока | Раскрыть понятие кода. Обосновать необходимость представлять информацию для обработки компьютером в виде двоичного кода. Познакомить с двумя способами представления изображений в цифровом виде. | |
Задачи урока | Развивать творческую активность, инициативу, самостоятельность, взаимопомощь при работе на компьютере и в ходе решения информационных задач. Формировать способность классифицировать, структурировать информацию. | |
Форма организации | Беседа с элементами исследования и обобщения. | |
Тип урока | Комбинированный, обобщающего характера. | |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Понимать, какую информацию может обрабатывать компьютер. Уметь:
Знать:
| |
Ключевые понятия | Двоичный и цифровой код, бит, десятичная система счисления, позиционная система счисления, байт, кодовая таблица | |
Обеспечение урока |
| |
Д/З | | |
№ урока | 4 | |
Дата проведения урока | | |
Тема урока | Двоичное кодирование числовой информации (двоичная система счисления). Практическая работа №2 (задание 2) | |
Цели урока | Раскрыть смысл понятия «Позиционная система счисления». Познакомить с двоичной системой счисления, с ее основанием и алфавитом. | |
Задачи урока | Развивать любознательность и формировать элементы информационной культуры – эксперимент «калькулятор и двоичный код» | |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы и обратной связью. | |
Тип урока | Комбин6орованный | |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь самостоятельно запускать программу КАЛЬКУЛЯТОР, работать с меню ВИД, понимать инструкцию и выполнять задания. Знать, какую информацию может обрабатывать компьютер. Уметь записывать числа в Римской системе счисления. | |
Ключевые понятия | Калькулятор, меню ВИД, бит, позиционная система счисления, непозиционная система счисления | |
Обеспечение урока |
| |
Д/З | | |
№ урока | 5 | |
Дата проведения урока | | |
Тема урока | Кодирование текстовой информации. Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Знакомство с текстовым редактором Word» | |
Цели урока | Познакомить с приемами редактирования текста (копировать, вставить), с приемами форматирования. Научить устанавливать параметры форматирования. Отрабатывать умение сохранять файл. Раскрыть принцип кодирования текстовой информации. Обосновать кодирование символов с помощью 8 битов. Учить кодировать и декодировать текстовую информацию. Раскрыть соответствие между символом, его десятичным и двоичным кодом. | |
Задачи урока | Развивать наблюдательность, исследовательские навыки, стремление к самостоятельности. Формировать навыки описания, сравнения, проведения экспертизы. Закрепить умение создавать, изменять и перемещать красочные надписи в Word. Совершенствовать навыки кодирования и декодирования текстовой информации с помощью кодировочной таблицы. Познакомить с кодировочными таблицами. Организовать практическую работу по редактированию и форматированию текста, научить создавать надписи, познакомить с объектом WordArt, выполнять действия с ним. | |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы, решение информационных задач. | |
Тип урока | Комбинированный | |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь:
| |
Ключевые понятия | Редактирование, форматирование, объект WordArt, десятичный код, двоичный код | |
Обеспечение урока |
| |
Д/З | | |
№ урока | 6 | |
Дата проведения урока | | |
Тема урока | Кодирование текстовой информации. Изображения в памяти компьютера. Практическая работа №4 «Знакомство с текстовым редактором Word» | |
Цели урока | Проверить уровень усвоения материала по теме. Уточнить знания и умения по данной теме. Повысить мотивацию учения и выработки ответственности за результаты своей деятельности. Провести диагностику и оценить результаты обучения и результаты собственной деятельности (учителя). Прививать навыки самостоятельного планирования учебного времени при выполнении заданий в условиях ограничения времени. Способствовать развитию навыков самоконтроля. Раскрыть принцип кодирования изображения. Показать различие в кодировании цветного и черно-белого изображений. Содействовать развитию аналитических способностей. Продолжить развитие наблюдательности, навыков описания и исследовательских навыков. | |
Задачи урока | Откорректировать знания учащихся по теме «Кодирование текстовой информации». Совершенствовать навыки работы с клавиатурой и мышью, осваивать эффективные приемы управления объектами текста. Раскрыть два способа представления изображений в цифровом виде: растровое и векторное кодирование. Научить по коду представлять рисунок и решать обратную задачу: по рисунку записать код. | |
Форма организации | Объяснение с демонстрацией | |
Тип урока | Комбинированный | |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь:
Знать:
Уметь приводить примеры, запускать графический редактор, изменять палитру, определять цвет, задавать значения в полях ввода, менять масштаб изображения. | |
Ключевые понятия | Цифровые данные, цифровое представление информации, пиксель редактирование, форматирование | |
Обеспечение урока |
| |
Д/З | | |
№ урока | 7 | |
Дата проведения урока | | |
Тема урока | Единицы измерения информации. Практическая работа №5 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» | |
Цели урока | Ввести понятие «единицы измерения информации». Развивать информационную культуру и логическое мышление. Раскрыть соответствие между единицами измерения информации. | |
Задачи урока | Продолжить освоение компьютера. Познакомить с объемами основных информационных носителей. Инициировать творческую и исследовательскую деятельность учащихся. Учить решать информационные задачи. | |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы (эвристическая) | |
Тип урока | Комбинированный | |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь:
| |
Ключевые понятия | Единицы измерения информации (биты, байты, Кбайты, Мбайты, Гбайты), редактирование, форматирование | |
Обеспечение урока |
| |
Д/З | | |
№ урока | 8 | |
Дата проведения урока | | |
Тема урока | Информация. Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем таблицу» | |
Цели урока | Подготовить учащихся к восприятию понятий «Род», «Вид» | |
Задачи урока | Организовать практическую деятельность учащихся по анализу текста и структурированию его в таблицу; Научить определять количество полей в таблице и их название. | |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы (эвристическая) | |
Тип урока | Комбинированный | |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь:
Знать:
Уметь:
| |
Ключевые понятия | Факты, правила, чувственное и логическое познание, информативное сообщение | |
Обеспечение урока |
| |
Д/З | | |
№ урока | 9 | |
Дата проведения урока | | |
Тема урока | Контрольная работа «Компьютер и информация» | |
Цели урока | Проверить уровень усвоения материала по теме. Повысить мотивацию учения и выработки ответственности за результаты своей деятельности. Провести диагностику и оценить результаты обучения и результаты собственной деятельности (учителя). Прививать навыки самостоятельного планирования учебного времени при выполнении заданий в условиях ограничения времени. | |
Задачи урока | Активизировать словарный запас терминов по информатике и проконтролировать его правильное использование большинством учащихся. Откорректировать знания учащихся по разделу «Компьютер и информация» | |
Форма организации | Повторение и обобщение | |
Тип урока | Контроль и коррекция знаний | |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь самостоятельно решать информационные задачи контрольной работы. Понимать смысл задания, использовать для решения рациональные методы. Уметь планировать свою деятельность при выполнении проверочной работы и владеть элементарными приемами самоконтроля. | |
Ключевые понятия | Компьютер, информация, единицы информации | |
Обеспечение урока |
| |
Д/З | | |
№ урока | 10 | |
Дата проведения урока | | |
Тема урока | Виды и свойства информации. | |
Цели урока | Обратить внимание на различные виды информации в зависимости от органов восприятия и в зависимости от формы представления. Познакомить с названиями видов информации в зависимости от способа ее восприятия человеком. | |
Задачи урока | Начать целенаправленное формирование информационной культуры и умение работать с информацией. Развивать любознательность и инициировать склонность к исследованию. Формировать элементарные приемы исследования. | |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы (эвристическая) | |
Тип урока | Комбинированный | |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь приводить примеры для иллюстрации различных видов информации по способу восприятия и по форме представления, используя элементарные приемы аналитической деятельности. Понимать то, что человек обладает способностью воспринимать информацию благодаря органам чувств и наличие органа чувств не всегда является каналом восприятия. | |
Ключевые понятия | Звуковая информация, зрительная информация, вкусовая информация, обонятельная информация, тактильная информация, передача, хранение, обработка информации. Компьютер. Числовая, текстовая, графическая, звуковая и видеоинформация. | |
Обеспечение урока |
| |
Д/З | | |
№ урока | 11 | |
Дата проведения урока | | |
Тема урока | Поколения ЭВМ. Практическая работа №7 «Нумерованные списки» | |
Цели урока | Познакомить учащихся с историей создания ПК, сменой поколений, развитием вычислительной техники | |
Задачи урока | Развивать любознательность и инициировать склонность к исследованию. Формировать элементарные приемы исследования. | |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы (эвристическая) | |
Тип урока | Комбинированный | |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь:
Знать:
| |
Ключевые понятия | Электронные лампы, электромеханическое реле, микросхема | |
Обеспечение урока |
| |
Д/З | | |
№ урока | 12 | |
Дата проведения урока | | |
Тема урока | Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа «Маркированные списки» | |
Цели урока | Обобщить знания о видах информации по способу восприятия. Познакомить с различными формами представления информации. | |
Задачи урока | Ввести понятия: ощущение, восприятие, представление | |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы (эвристическая) | |
Тип урока | Комбинированный | |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь:
Знать:
| |
Ключевые понятия | Факты, правила, чувственное и логическое познание, информативное сообщение | |
Обеспечение урока |
| |
Д/З | | |
13 | |
Дата проведения урока | |
Тема урока | Понятие как форма мышления. Практическая работа «Создание сложных таблиц» |
Цели урока | Развивать информационную культуру и логическое мышление. Рассказать о текстовой форме представления информации, о преимуществах и недостатках представления информации в виде текста. Развивать логическое мышление |
Задачи урока | Развивать навыки работы с компьютерными программами. Развивать навыки самостоятельного освоения способов управления выделенными экранными объектами. Формировать представление о том:
Знать:
|
Форма организации | Рассказ с элементами беседы |
Тип урока | Комбинированный |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Понимать:
Уметь приводить пример существенных признаков объекта, понятий из повседневной жизни и предметных курсов. Уметь:
|
Ключевые понятия | Объект, понятие, анализ. синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. |
Обеспечение урока |
|
Д/З | |
№ урока | 14 |
Дата проведения урока | |
Тема урока | Как образуются понятия. Практическая работа «Размещаем в таблице текст» |
Цели урока | Развивать навыки анализа и сравнения информации для представления в табличной форме. Развивать навыки решения простых информационных, логических задач. Показать удобство представления и обработки информации в табличной форме. Познакомить с основными логическими приемами формирования понятий. |
Задачи урока | Способствовать развитию информационной культуры, системного и логического мышления. Продолжить развитие наблюдательности, навыков описания и исследовательских навыков. |
Форма организации | Беседа с использованием эмпирического опыта и знаний, полученных на других уроках |
Тип урока | Комбинированный, обобщающего характера |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь рассказать об основных логических приемах формирования понятий. Уметь называть и различать эти приемы (анализ. синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение). Уметь решать информационные задачи, отгадывать загадки, мысленно представлять объект, как единое целое по его отдельным признакам. Сравнивать и находить закономерности в последовательностях. Уметь решать простые задачи табличным способом. |
Ключевые понятия | Столбчатая диаграмма, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. |
Обеспечение урока |
|
Д/З | |
15 | |
Дата проведения урока | |
Тема урока | Содержание и объем понятия. Практическая работа «Размещаем в таблице графику» |
Цели урока | Сформировать у учащихся представления о содержании и объеме понятия, о единичных и общих понятиях. Актуализировать и углубить знания о возможностях создания компьютерной деловой графики. |
Задачи урока | Актуализировать понятия информация, знания, объект, понятие, приемы формирования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение). |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы, эвристическая беседа |
Тип урока | Комбинированный с преобладанием повторения и обобщения. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать, чем характеризуются объекты, уметь характеризовать понятия, определять содержание понятия, раскрывать содержание понятий. Уметь определять объем понятия. Понимать различие между единичными и общими понятиями. Уметь создавать диаграмму, устанавливать параметры, изменять тип. |
Ключевые понятия | Содержание понятия; Объем понятия; Единичное понятие; Общее понятие. |
Обеспечение урока |
|
Д/З | |
№ урока | 16 |
Дата проведения урока | |
Тема урока | Отношения между понятиями. Практическая работа «Размещаем в таблице текст и графику» |
Цели урока | Сформировать у учащихся представления об общих подходах к сравнению понятий. Познакомить с отношениями тождества, пересечения и подчинения. Закрепить представления об общих подходах к сравнению понятий. Познакомить с отношениями соподчинения, противоречия и противоположности. Актуализировать знания о графических возможностях компьютера. Сформировать представления о приемах эффективного построения графических изображений. |
Задачи урока | Актуализировать знания содержания и объема понятия, отличие единичных и общих понятий и умение характеризовать понятие (вопросы 1-8 стр. 44-45 учебника). Визуализировать представление об отношении тождества, пересечения и подчинения, об отношении соподчинения, противоречия и противоположности с помощью схемы. Рассмотреть решение информационной задачи с использованием схемы отношений между понятиями. |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы, эвристическая беседа. |
Тип урока | Комбинированный с элементами обобщения и новых знаний. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Различать сравнение объектов и понятий. Понимать, что сравнимые понятия могут находиться в отношениях тождества, пересечения, подчинения и соподчинения. Приводить примеры тождественных пересекающихся и понятий, находящихся в отношении подчинения. Различать сравнение объектов и понятий. Понимать, что сравнимые понятия могут находиться в отношениях тождества, пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности и противоречия. Приводить примеры тождественных пересекающихся, подчиняющих и подчиненных, соподчиненных, противоположных и противоречащих понятий. Уметь схематично изображать отношения между понятиями, решать информационные задачи с помощью схем. |
Ключевые понятия | Отношения тождества; Отношение пересечения; Отношение подчинения; Отношение соподчинения; Отношение противоречия;Отношение противоположности |
Обеспечение урока |
|
Д/З | |
17 | |
Дата проведения урока | |
Тема урока | Определение понятия. Практическая работа «Строим диаграммы» |
Цели урока | Познакомить учащихся с одним из приемов построения определений Углубить представление о возможностях редактирования графических изображений. Показать приемы построения диаграмм. |
Задачи урока | Актуализировать изученный материал на примере описания объекта реальной действительности, выделив его существенные признаки. Определить объем и содержание понятия, установить отношение между понятиями. Сравнить объем видового понятия и родового понятия. Научить выделять видовые отличия. Знакомство с дополнительными возможностями по редактированию графических изображений, отработка приемов эффективного построения графических объектов. |
Форма организации | Самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов. |
Тип урока | Комбинированный |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь определять родовое понятие для видового, выделяя видовые отличия. Уметь создавать сложные объекты из фрагментов и копировать цвет заданной области. |
Ключевые понятия | Понятие; Определение понятий |
Обеспечение урока |
|
Д/З | |
№ урока | 18 |
Дата проведения урока | |
Тема урока | Понятие как форма мышления. Классификация. Практическая работа «Строим диаграммы» |
Цели урока | Углубить представления учащихся о классификации понятий. Познакомить учащихся с естественной и вспомогательной классификацией. Научить изменять вид диаграмм. |
Задачи урока | Актуализировать приемы определения понятий. Обсудить отношения род-вид между понятиями. Установить назначение классификации и выбор основания классификации (естественная и искусственная) на основе межпредметных связей. |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы, эвристическая беседа. |
Тип урока | Комбинированный с элементами обобщения и новых знаний. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь производить естественную классификацию из областей математики, биологии, географии. Уметь строить и изменять вид диаграммы. |
Ключевые понятия | Классификация; Основание классификации; Естественная классификация; Вспомогательная классификация. |
Обеспечение урока |
|
Д/З | |
№ урока | 19 |
Дата проведения урока | |
Тема урока | Суждение как форма мышления. Практическая работа «Изучаем графический редактор Paint» |
Цели урока | Дать учащимся общее представление о суждении как форме мышления. Закрепить приемы эффективного построения изображений в графическом редакторе Paint. |
Задачи урока | Актуализировать цепь: объект – понятие – определение понятия – форма мышления. Познакомить с простыми и сложными суждениями. Познакомить с видами простых суждений (общеутвердительное, общеотрицательное, частноутвердительное, частноотрицательное). Ввести понятие необходимого и достаточного условий. |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы, эвристическая беседа. |
Тип урока | Комбинированный с элементами обобщения и новых знаний. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь употреблять слова «все», «некоторые», «каждый», «ни один», устанавливая отношения между понятиями. Приводить примеры общеутвердительных, общеотрицательных, частноутвердительных, частноотрицательных суждений. Уметь строить сложные высказывания с помощью связок «и», «или», «неверно, что», «если…, то». Дополнять суждения логическими связками «необходимо», «достаточно», «необходимо и достаточно». Уметь отражать, поворачивать, совмещать фрагменты, использовать вспомогательные линии. |
Ключевые понятия | Суждение; Простое суждение; Сложное суждение; Необходимое условие; Достаточное условие. |
Обеспечение урока |
|
Д/З | |
№ урока | 20 |
Дата проведения урока | |
Тема урока | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа «Планируем работу в графическом редакторе» |
Цели урока | Дать учащимся общее представление об умозаключении как форме мышления. Сформировать навыки создания графических изображений текстового редактора Word. |
Задачи урока | Актуализировать изученные формы мышления, понятия и суждения. Закрепить умение определять понятие, строить простое суждение, указывая его вид и строить сложные суждения из простых с помощью логических связок. Учить строить умозаключения на основе двух правил. Рассмотреть решение информационных задач. Отработать навыки создания графических изображений средствами текстового редактора Word.) |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы |
Тип урока | Комбинированный с элементами обобщения и новых знаний. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь строить умозаключения на основе изученных правил. Копировать и размножать графические фрагменты, собирать сложные объекты из простых (устанавливать порядок следования, группировать, разгруппировывать, перегруппировывать). |
Ключевые понятия | Умозаключение |
Обеспечение урока |
|
Д/З | |
№ урока | 21 |
Дата проведения урока | |
Тема урока | Позиционные системы счисления. Практическая работа «Работаем в графическом редакторе» |
Цели урока | Дать учащимся представление о системах счисления. |
Задачи урока | Научить различать системы счисления. |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы |
Тип урока | Комбинированный с элементами обобщения и новых знаний. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь различать системы счисления. |
Ключевые понятия | Система счисления, двоичная система счисления, десятеричная система счисления, шестнадцатеричная система счисления |
Обеспечение урока |
|
Д/З | |
№ урока | 22 |
Дата проведения урока | |
Тема урока | Контрольная работа по теме «Человек и информация». |
Цели урока | Проверить качество усвоения учебного материала по теме «Человек и информация». Уточнить знания и умения по данной теме. Повысить мотивацию учения и выработки ответственности за результаты своей деятельности. Провести диагностику и оценить результаты обучения и результаты собственной деятельности (учителя). Прививать навыки самостоятельного планирования учебного времени при выполнении заданий в условиях ограничения времени. Способствовать развитию навыков самоконтроля. |
Задачи урока | Активизировать словарный запас терминов по информатике и проконтролировать его правильное использование большинством учащихся. Откорректировать знания учащихся по разделу «Человек и информация». |
Форма организации | Повторение и обобщение |
Тип урока | Контроль и коррекция знаний |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь самостоятельно решать информационные задачи контрольной работы. Понимать смысл задания, использовать для решения рациональные методы. Уметь планировать свою деятельность при выполнении проверочной работы и владеть элементарными приемами самоконтроля. |
Ключевые понятия | Понятие, суждение, умозаключение |
Обеспечение урока |
|
Д/З | |
№ урока | 23 |
Дата проведения урока | |
Тема урока | Что такое алгоритм. Практическая работа «Рисуем в редакторе Word» |
Цели урока | Сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики. |
Задачи урока | Познакомить с понятием алгоритм, довести до сознания учащихся, что разрабатывать алгоритм может только человек, а исполнять исполнитель. Познакомить со способом записи алгоритма (таблица и схема). |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы |
Тип урока | Комбинированный |
Требования к уровню подготовки обучающихся | В решении информационных задач уметь определять недостающие данные. Планировать работу по заданному алгоритму. |
Ключевые понятия | Постановка задачи; Исходные данные; Результат; Алгоритм. |
Обеспечение урока |
|
Д/З | |
№ урока | 24 |
Дата проведения урока | |
Тема урока | Исполнители вокруг нас. Практическая работа «Рисуем в редакторе Word» |
Цели урока | Систематизировать представления об исполнителях. Сформировать общие представления о функциях, выполняемых человеком, компьютером и исполнителем алгоритмов. |
Задачи урока | Учить разрабатывать оптимальные алгоритмы, правила записи отдельной команды и всего алгоритма в целом. |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы, эвристическая беседа. |
Тип урока | Комбинированный с элементами обобщения и новых знаний. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать, кого или что называют исполнителем алгоритмов. Понимать, что
|
Ключевые понятия | Исполнитель, СКИ |
Обеспечение урока |
|
Д/З | |
25 | |
Дата проведения урока | |
Тема урока | Формы записи алгоритмов. Практическая работа «Рисунок на свободную тему» |
Цели урока | Систематизировать и расширить знания учащихся о формах записи алгоритмов. |
Задачи урока | Познакомить со способами записи последовательности шагов алгоритма: нумерованный список (словесная форма), таблица, блок-схема. Дать понятие блок-схемы. |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы |
Тип урока | Комбинированный с элементами контроля и обобщения новых знаний |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать геометрические фигуры используемые в блок-схеме и обозначаемые ими шаги алгоритма. Уметь решать информационные задачи, используя разные формы записи алгоритмов. |
Ключевые понятия | Список и таблица как формы записи алгоритма; Блок-схема |
Обеспечение урока |
|
Д/З | |
№ урока | 26-27 |
Дата проведения урока | |
Тема урока | Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. |
Цели урока | Развитие представления учащихся об алгоритмах. Сформирование представления о линейных алгоритмах и выработать навыки их разработки. |
Задачи урока | Актуализация знаний: что такое алгоритм, исполнитель, формы записи алгоритмов, геометрические фигуры, используемые в блок-схеме и их назначение. Познакомить с приемом эффективного построения алгоритмов снизу вверх. |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы |
Тип урока | Комбинированный с элементами контроля и обобщения новых знаний |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Приводить примеры линейного алгоритма. Решать информационные задачи на составление линейных алгоритмов. |
Ключевые понятия | Тип алгоритма; Линейный алгоритм. |
Обеспечение урока |
|
Д/З | |
№ урока | 28-29 |
Дата проведения урока | |
Тема урока | Типы алгоритмов. Алгоритмы с ветвлениями. |
Цели урока | Развить представление учащихся об алгоритмах. Сформировать представление об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки. |
Задачи урока | Актуализировать понятие алгоритм, линейный алгоритм. Показать, что в зависимости от порядка выполнения действий алгоритмы бывают с ветвлениями. При решении информационных задач показать, что блок-схема является наиболее удобным способом записи алгоритма с ветвлением. |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы |
Тип урока | Комбинированный с элементами контроля и обобщения новых знаний |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать, какая форма организации действий называется ветвлением. Знать геометрические фигуры используемые в блок-схеме и обозначаемые ими шаги алгоритма. Уметь решать информационные задачи, используя разные формы записи алгоритмов. Уметь формулировать условие для принятия решения. |
Ключевые понятия | Тип алгоритма; Условие; Ветвление; Гиперссылка |
Обеспечение урока |
|
Д/З | |
30-31 | |
Дата проведения урока | |
Тема урока | Типы алгоритмов. Алгоритмы цикла. |
Цели урока | Развить представление учащихся об алгоритмах. Сформировать представление о циклических алгоритмах и выработать навыки их разработки. |
Задачи урока | Актуализировать понятие алгоритм, линейный алгоритм, с ветвлениями. Показать, что в зависимости от порядка выполнения действий алгоритмы бывают с повторениями (циклические). |
Форма организации | Рассказ с элементами беседы |
Тип урока | Комбинированный с элементами контроля и обобщения новых знаний |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать, какая форма организации действий называется циклом. Знать геометрические фигуры, используемые в блок-схеме и обозначаемые ими шаги алгоритма. Уметь решать информационные задачи, используя разные формы записи алгоритмов. Уметь формулировать условие для организации цикла. Организовывать непрерывную циклическую демонстрацию презентации. |
Ключевые понятия | Тип алгоритма; Циклический алгоритм. |
Обеспечение урока |
|
Д/З | |
32 | |
Дата проведения урока | 20.05.2013 |
Тема урока | Контрольная работа по теме «Алгоритмы и исполнители». |
Цели урока | Проверить качество усвоения учебного материала по теме «Алгоритмы и исполнители». Уточнить знания и умения по данной теме. Повысить мотивацию учения и выработки ответственности за результаты своей деятельности. Провести диагностику и оценить результаты обучения и результаты собственной деятельности (учителя). Прививать навыки самостоятельного планирования учебного времени при выполнении заданий в условиях ограничения времени. Способствовать развитию навыков самоконтроля. |
Задачи урока | Активизировать словарный запас терминов по информатике и проконтролировать его правильное использование большинством учащихся. Откорректировать знания учащихся по разделу «Алгоритмы и исполнители». |
Форма организации | Повторение и обобщение |
Тип урока | Контроль и коррекция знаний |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь самостоятельно решать информационные задачи контрольной работы. Понимать смысл задания, использовать для решения рациональные методы. Уметь планировать свою деятельность при выполнении проверочной работы и владеть элементарными приемами самоконтроля. |
Ключевые понятия | Алгоритм, исполнитель, тип алгоритма, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлениями, циклический алгоритм |
Обеспечение урока |
|
Д/З | |
№ урока | 33-34 |
Дата проведения урока | 27.05.2013; резерв |
Тема урока | Повторение материала. Подведение итогов. |
Цели урока | Проверить качество усвоения учебного материала по курсу. Уточнить знания и умения. Провести диагностику и оценить результаты обучения и результаты собственной деятельности (учителя). Способствовать развитию навыков самоконтроля. |
Задачи урока | Активизировать словарный запас терминов по информатике и проконтролировать его правильное использование большинством учащихся. Откорректировать знания учащихся по курсу. |
Форма организации | Повторение и обобщение |
Тип урока | Контроль и коррекция знаний |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Уметь самостоятельно решать информационные задачи. Понимать смысл задания, использовать для решения рациональные методы. Уметь планировать свою деятельность при выполнении проверочной работы и владеть элементарными приемами самоконтроля. |
Ключевые понятия |
|
Обеспечение урока |
|
Д/З | |
ЛИТЕРАТУРА
Учебник Информатика 6 класс (автор Л.Босова)
Рабочая тетрадь
ЦОР с интерактивными тестами
Плакаты
Методическое пособие Уроки информатики в 5-7 классах под редакцией Л.Босовой
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. Под ред. К.С.Лебединского – М., 1982
Психическое развитие воспитанников детского дома. Под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. – М., 1990
Основы коррекционной педагогики. Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. А.Д.Гонеев, Н.И.Лифенцева, Н.В.Ялпаева – М.: Академия, 2002
5