Попов Сергей Иванович
Учитель профессионально-трудового обучения
КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №17 VIII вида»
Интегрированный урок столярного дела и ИЗО. (6кл.)
Тема урока. Криволинейное пиление в ленточном орнаменте.
Цели урока:
Образовательная – дать понятие о ленточном орнаменте. Научить изготавливать ленточный орнамент из бумаги. Дать понятие о криволинейном пилении. Научить криволинейному пилению фанеры лобзиком.
Воспитательная – воспитывать бережное отношение к школьному имуществу, переживание за общее дело, трудолюбие, аккуратность.
Развивающая – развивать познавательный интерес, самостоятельность, эстетический вкус, потребность в творческом труде.
Коррекционная – коррекция моторики рук, зрения.
Оборудование и материалы: лобзики, пилки, выпиловочные столики, ДВП, карандаши, наждачная бумага, заготовка для гардины, ножницы, бумага, плакаты(виды и типы орнаментов), клей, кисточки.
Время – 40мин.
Технологическая карта урока.
Задачи | Содержание | Формы учебной деятельности | Методы обучения | Обратная связь и измерители | Время (мин.) | |
1. Организаци онный | Подготовка к работе на занятии | Сообщение темы урока, проверка наличия учеников, назначение дежурных | Фронтальная | Словесный | Полная готовность обучающихся к занятию | 2 |
2. Повторение пройденного материала по ИЗО | Выявление качества и уровня овладения знаниями по предыдущим темам | Определить виды орнаментов на плакатах и декоративно-прикладных изделиях | Фронтальная | Словесный, наглядный | Распознавание видов орнаментов | 4 |
3. Объяснение нового материала по ИЗО | Обеспечение новых знаний и способов действий | Показать на плакатах и декоративно-прикладных изделиях типы орнаментов | Фронтальная | Словесный | Осмотр плакатов и декоративно-прикладных изделий | 4 |
4. Инструктаж учащихся | Обеспечение знаний по ТБ | Обучить правилам ТБ при работе с ножницами. | Фронтальная | Словесный, наглядный | Внимание детей к объяснению учителя, ответы на вопросы по ТБ | 2 |
5. Практическая работа учащихся | Формирование умений и навыков по теме занятия | Изготовить «гармошку» из бумаги, нарисовать, вырезать половину фрагмента орнамента | Индивидуальная | Практический | Изготовление «гармошки», рисование, вырезание половины фрагмента орнамента | 5 |
6. Повторение пройденного материала по труду | Выявление качества и уровня овладения знаниями по предыдущим темам | Определение частей лобзика | Фронтальная | Словесный, наглядный | Распознавание частей лобзика | 2 |
7. Объяснение нового материала по труду | Обеспечение новых знаний и способов действий | Показать учащимся приёмы криволинейного выпиливания | Фронтальная | Словесный, наглядный | Внимание детей к объяснению учителя. | 4 |
8. Инструктаж учащихся | Обеспечение знаний по ТБ | Обучить правилам ТБ при работе с лобзиком. | Фронтальная | Словесный, наглядный | Внимание детей к объяснению учителя, ответы на вопросы по ТБ | 2 |
9. Практическая работа учащихся | Формирование умений и навыков по теме занятия | Обвести фрагмент орнамента, выпилить, приклеить на заготовку для гардины. | Индивидуальная, групповая. | Практический | Изготовление фрагмента орнамента, приклеивание его на гардину. | 11 |
10. Подведение итогов | Осуществить анализ и оценку успешности достижения цели | Выставление оценок, демонстрация гардины. | Фронтальная | Словесный, наглядный | Получение обучающимися информации о результатах своей работы. Осмотр изготовленного изделия | 2 |
11. Уборка рабочих мест | Обеспечить чистоту помещения | Уборка помещения. | Фронтальная | Практический | Самостоятельная уборка рабочих мест. | 2 |
Обоснование выбора объекта работы.
В 6 классе в разделе криволинейное пиление предусматривается изготовление плечиков, полочек, кронштейнов с криволинейными деталями. Обучение учащихся целесообразнее проводить от простого к сложному, поэтому на первом занятии имеет смысл знакомство с криволинейным пилением производить при помощи пиления фанеры или ДВП лобзиком. А на последующих занятиях криволинейное пиление производить выкружной пилой по древесине. Объект для работы планируется с учётом потребностей школы, на данном занятии – это украшение ленточным орнаментом гардины. Чтобы изделие получилось более красивое, а учащиеся получили больше знаний, более целостно воспринимали мир, — этот урок проведён интегрировано совместно с ИЗО.
Формирование и закрепление знаний.
На занятии формируются и закрепляются знания как по ИЗО, так и по столярному делу.
По ИЗО учащиеся узнают много нового о типах орнамента, в частности о ленточном орнаменте. Ребятам предлагается самим сначала нарисовать фрагмент орнамента, а затем вырезать его из бумаги. Т. к. ребята придумывают орнамент сами, у них проявляются и развиваются творческие способности.
По столярному делу учащиеся узнают о криволинейных поверхностях и криволинейном пилении. Ребятам предлагается продолжить работу начатую в начале урока, а именно: перерисовать на ДВП , затем выпилить каждому фрагмент одного наиболее удачного орнамента. Когда орнамент выпилен, ученики всего класса приклеивают его на гардину.
Итог. Подводя итог можно сказать, что тема занятия на уроке раскрыта, поставленные цели выполнены. Ребята узнали что такое ленточный орнамент, научились криволинейному пилению по фанере, в итоге ученики изготовили фрагмент гардины который пойдёт на оформление школы.