Изобразительная деятельность учащихся и творчество

Для заседания ШМО

МОУ СОШ № 17

Цыпленкова Антонина Николаевна


Изобразительная деятельность учащихся и творчество


Многие программы по изобразительному искусству страдают неполной продуманностью, нечеткой последовательностью тем, нет стройной системы, не чувствуется преемственности из класса в класс. Поэтому в планировании я ввел некоторые изменения с целью устранения этих недостатков. Для развития творческих способностей учащихся уроки спланировал по методу проектов. На уроках изобразительного искусства я постоянно развиваю представление об истоках творчества художника. Природа и окружающая нас реальность — первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии — этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я хочу вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать(т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться на ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Привожу несколько заданий, которые я использую на уроках:

-чудо-зверь (фантастическое животное, составленное из элементов различных зверей и птиц) (5 кл.)

-стилизация природных форм (переработка в декоративные формы) (6кл.)

-сказочные птицы, птицы-фантазии, животные (5 кл.)

— заколдованные деревья (5 кл.)

-город будущего (город-фантазия) (5 кл.)

-геометрические тела и фигуры в создании различных образов (человек, животное, город и т.д.) (6 кл.)

-волшебные очки (создание рисунков из заданных геометрических фигур) (6 кл.)

-портрет-эмблема (создание портрета человека через символы) (7 кл.)

-портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов (7 кл.)

-необычная игрушка из необычного материала (5 кл.)

-иллюстрация пословицы или поговорки (5 кл.)

-создание буквицы к определенному тексту, к сказке (6 кл.)

-стилизация букв и слов под исторические, национальные особенности (6 кл.)

-слово — образ (изображение внутреннего содержания через внешний образ) (7 кл)

-сочинение мини стихов к изображению (5-7 кл.)

-создание в технике монотипии случайного образа и дофантазирование (6 кл.)

-переработка реальных изображений в декоративные и наоборот (6 кл.)

-сочинение орнаментов на определенную тему (например «Башкирское гостеприимство») (6 кл.)

-создание образа природного явления в образе человека (7 кл.)

-досочинение картины (5-7 кл.)

-составление кроссвордов по изобразительному искусству (5-7 кл.)

-составление ребусов и шарад с применением изображений (5-7 кл.)

-и т.д.


В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, пером; использование монотипии, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т.д.


Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа.


Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую следующие методы обучения:

1.Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

2.Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.

3.Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных.

4.Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей и приучаю четко выполнять ограничения.

5..Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.

6.Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения той же задачи.

7.Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Мой край родной. Моя земля"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: