Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе
Татьяна Валерьевна Харсенюк,
учитель музыки второй категории
Любовь Анатольевна Трушкова,
учитель ИЗО высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №92 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Кемерово
Тема урока: « Мелодия – душа музыки. П.И. Чайковский.
Чудесная тайна искусства. И.К. Айвазовский»
Слайд 1. Тема: « Мелодия – душа музыки. П.И. Чайковский. Чудесная тайна искусства. И.К.Айвазовский»
Цели урока:
Развитие визуально-пространственного мышления обучающихся, как формы эмоционально-ценностного освоения мира.
Формирование навыков изображения морского пейзажа гуашевыми красками.
Воспитание интереса к предметам искусства, любовь к родной природе.
Дать почувствовать разнообразие красок моря в музыке и в живописи
Форма работы: индивидуально-групповая
Задание: выполнить морской пейзаж, передав в нем характер морской стихии:
штиль на море;
шторм.
Оборудование: компьютер, проектор, тетради, бумага, краски, кисти.
Зрительный ряд: репродукции картин Айвазовского, презентация.
Ход урока
Организационная часть
Подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Введение нового материала. Учитель музыки.
Учитель. Наш урок, ребята, будет сегодня теоретический и практический. Мы будем говорить, размышлять о музыке и живописи. Издавна говорят, что живопись – это сестра музыки. Обратимся к записям на доске и прочитаем слова: мелодия, душа, музыка, чудесная тайна.
Все эти понятия относятся, прежде всего, к музыке. Музыка существует в нашем мире для утверждения светлых, высоких начал в человеке.
Ребята, как вы понимаете фразу «Мелодия-душа музыки». Мы помним с вами, что это сказал композитор П.И. Чайковский.
Ученики. Мелодия-это небольшая музыкальная фраза, в которой есть элементы или средства музыкального языка. В ней есть разные звуки — низкие и высокие и разные краски. Можно определить её характер и интонацию. В ней есть таинство и волшебство.
Учитель. Ваши мысли и высказывания мне понятны и очень близки.
Французский композитор Ш. Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым ярким и чистым выражением человеческой мысли». Ведь именно с ней мы связываем всё, что нам кажется прекрасным в окружающем мире,- это и мамина колыбельная, пение птиц, звук моря, внутренняя мелодия души. Говорят: «Когда душа поет, то именно мелодия становится музыкой в жизни человека».
Сегодня на уроке наше ключевое слово-мелодия. Давайте, ребята, составим интеллект-схему с этими словами.
Интеллект-схема
Учитель. С чем связана ваша мелодия?
Ученики. С родными, с друзьями, с праздниками, с каникулами, с летом, с морем …
Учитель. Как вы думаете — музыка может преобразить мир и человека?
Ученики. Если люди любят музыку, они не смогут уродовать все вокруг, а наоборот, будут приукрашивать мир, делать его лучше, а природу чище.
Учитель. Да, вы правы, хочется, чтобы так было.
Музыка–это человеческий код. И чтобы разгадать его, надо знать композитора, время, в которое он жил, что он пережил и зачем написал то или иное произведение (например, Бетховен « Лунная соната»).
Но даже одна встреча с музыкой может перепрограммировать человека, заставить его пересмотреть свои взгляды на жизненные ценности.
Что надо сделать на ваш взгляд, чтобы музыка исцеляла человека?
Ученики. Она должна быть доброй, мужественной. Надо больше слушать музыку, ходить в театры, музеи. Больше заниматься творчеством и любить музыку.
Учитель. Искусство — единственный свидетель Вечности. Оно связывает нас с Космосом, отменяет каждодневную суету, формирует нашу речь, сознание, систему подлинных ценностей, укрепляет дух человека и т. д.
Обратимся к эпиграфу: «Он был, о море, твой певец». Эти слова А.С. Пушкин адресовал русскому художнику. Но они относятся и к великому русскому композитору. Определить его Вам помогут некоторое короткие данные его биографии.
О детстве сведений мало. Ранние музыкальные впечатления получил в семье от матушки Софьи Васильевны. Став более взрослым, он писал в дневнике:
«Мои занятия музыкой были не столь прилежными. Я страстно хотел быть моряком». Он действительно заочно был влюблен в море, хотя никогда его не видел. Часами строил модели судов и в играх изображал себя мореходом. Был увлечен письмами и рассказами старшего брата о дальних краях и морских плаваниях.
Ученики. Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Учитель. Он мог стать и ученым, и поэтом, и художником, т.к. рано научился различать крупные звезды, планеты, главные созвездия, вслушивался в пение птиц, следил за цветением деревьев, полевых трав и цветов. Послушайте небольшое стихотворение, очень созвучное внутреннему миру композитора.
Ученик. С природой одною он жизнью дышал.
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна
Е.А. Баратынский
Но чтобы проникнуть в душу этого человека, надо искать другой путь–через музыку.
Среди всех русских композиторов, никто так не любил природу, никто так её не знал и не чувствовал. Римский-Корсаков воспевает природу, море, лес, солнце. А сколько чудесных, волнительных превращений есть в музыке Римского-Корсакова. Не случайно его называют композитором– сказочником.
Учитель. Давайте вспомним некоторые эпизоды, связанные со сказкой и волшебством.
Ученики. Таяние Снегурочки, три чуда из оперы «Сказка о золотом петушке», Царевна-
Лебедь, Царь Додон и другие.
Учитель. 1873г. разрешил все проблемы и сомнения композитора. Он оставил военно-
морскую службу и получил должность инспектора военно-морских оркестров. Он изучил каждый инструмент и испробовал его возможности.
Запишем в тетради следующие эпитеты, которые характерны были для музыки Римского-
Корсакова. Это была настоящая область творчества великого композитора–сказочника:
« Музыкальная живописность»;
« Звуковая изобразительность»;
« Звуковая живопись»;
« Сказочная фантастика»
Римский-Корсаков работает с тембрами, как художник с красками. Он играет с ними. Чутье на музыкальные инструменты у композитора было поразительное. Известно, что Римский-Корсаков обладал уникальным слухом: он слышал отдельные тональности и аккордовые созвучия, ассоциируя их с определенным цветом. Например: тональность Ля-Мажор он ассоциировал с розовым цветом, а Фа-Мажор с зеленым цветом. Поэтому, для изображения морской стихии, он использовал тональности, соответствующие с его представлениями.
Звучит в записи вступление «Океан-море синее».
Учитель. Что вы слышали и видели в этой мелодии?
Ученики. Гул, шум, сильные волны, мелодия темная, грозная, страшная. Слышно много разных звуков, которые играли разные инструменты: арфа, медные духовые, ударные, медные тарелки….
Повторное прослушивание.
Учитель: Это вступление к опере-былине «Садко». Спокойная и грозная стихия: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе. Глухой гул стоит над океанской ширью.
Поразительно, как композитор смог создать захватывающую звуковую картину из мотива, мелодии, состоящей всего из нескольких звуков.
Учитель. Чем наполнена мелодия? О чем рассказывают средства музыкальной речи?
Ученики. Темная, черная волна несется с грохотом. Кругом шумно плещут волны. Небо темное и, кажется, что оно слилось с океаном. Но вот всё успокаивается, светлеет, становится легче и виден горизонт. Буря ушла и шторм прошел. Все светло и ясно.
Учитель ИЗО
Слайд 2. Итак, перейдем к живописи, которая является — сестрой музыки. Как называется картина с изображением моря? (Пейзаж.)
Морской пейзаж по-другому называют марина. Вам знакомо это слово? В каком значении? (Имя Марина – морская (лат.))
А художников, которые на своих картинах изображают море, называют художниками-маринистами
Слайд 3-4. Самым известным русским художником-маринистом был И.К. Айвазовский [30 июля 1817 года-19 апреля (2 мая) 1900 года]. Родился в Феодосии. Русский живописец, мастер морского пейзажа. Петербургской Академии Художеств у М.Н. Воробьева и французского мариниста Ф. Таннера. Много путешествовал, с 1845 года жил в Феодосии на море и, восхищаясь им, создал не одну тысячу морских пейзажей.
Слайд 5-10. Айвазовский, как никто другой, умел передавать движение моря, игру света и тени вечно меняющейся морской стихии.
Слайд 11. Очевидец военных маневров Черноморского флота, Айвазовский посвятил многие картины подвигам русских моряков («Чесменский бой», «Наваринский бой», обе-1848 года).
Слайд 12-13. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его «Девятый вал», написанный в 1850 году. Своеобразие творчества Айвазовского- в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей («Девятый вал», 1850 год).
Над бушующим океаном встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой и гневом она стремится раздавить, потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в обломки мачты. Кто эти несчастные люди, как они попали сюда?
Морской пейзаж поражает чувства и воображение, заставляет нас содрогаться и сопереживать происходящему.
Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны.
Слайд 14-16. Повышенная яркость световой гаммы постепенно сменяется в картинах Айвазовского стремлением к тональному единству. В лучших поздних работах («Черное море»,1881), сдержанных по цвету, Айвазовский пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света.
Слайд 17-18. В последний день жизни Айвазовский начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной. Айвазовский, как никто другой, умел передавать движение моря, игру света и тени вечно меняющейся морской стихии.
Слайд 19. Айвазовский создал около 6 тысяч картин (неравноценных по художественному качеству), множество рисунков и акварелей.
Слайд 20-21. Посмотрев экспозиции, скажите, пожалуйста:
1. Как с помощью цвета можно передать состояние природы?
2. Какой характер морской стихии?
Характер морской стихии:
грозная, мрачная, сердитая, злая, яростная;
хмурая, беспокойная, печальная, тоскливая;
спокойная, засыпающая, таинственная;
нежная, ласковая, шаловливая, задиристая;
радостная, ликующая, игривая и др.
Слайд 22. Постановка задачи
Попробуйте изобразить свой морской пейзаж. Первая группа выполняет
штиль на море. Вторая группа выполняет шторм.
Слайд 23. Но прежде, чем приступить к работе, познакомимся с некоторыми техническими приемами И. Айвазовского:
в небе и дальних планах наносить краску едва заметным тонким слоем;
на освещенных местах переднего плана и бликах на воде накладывать ее жирным, «вкусным» мазком;
налагать красочный слой очень живо, разнообразно и полностью подчинять форме, через которую раскрывается содержание замысла картины. Большие плоскости, где изображены спокойное небо с легкими прозрачными облаками или штилевая вода, писать широкой кистью;
никогда не переписывать небо, оно всегда выполнялось в один прием. Это сообщает небу большую легкость, прозрачность, а облакам — слитность, вписанность в красочное «тесто»;
при изображении воды широко прописывать форму волны;
IV. Самостоятельная работа учащихся
Во время выполнения работы звучит музыка
V. Заключительная часть
1.Выставка работ: составление группового полотна. Подведение итогов работы.
Список использованной литературы
1. Курочкина Н.А. Времена Года. Издательство: Детство-Пресс, Серия: Библиотека программы «Детство» г. Санкт — Петербург, 2004 г.
2. Курочкина Н.А. Знакомим детей с пейзажной живописью. Издательство: Детство-пресс г.Санкт – Петербург, 2005 г.
3 . Науменко Т.И. Музыка [Текст]: уч / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- М.: « Дрофа», 2001.- 96с.
4. Нищева Н.В. Четыре времени года: Развитие эмоционального мира и речи. Детство-Пресс г.Санкт — Петербург 2005 .
Использованные Интернет-ресурсы
1. https://aivazovsky.narod.ru/
2. https://www.bibliotekar.ru/rusAyvaz/
3.https://www.giftbooks.ru/ws/20/1929.htm