Конспект непосредственной образовательной деятельности
“Знакомство детей с русской традиционной игрушкой”
Для средней группы
Тема:”Поиграем с куколкой”. Со знанием произведением малых фольклорных форм.
Цель: закрепить у детей знания произведений малых фольклорных форм: потешек, частушек, прибауток. Знакомить детей с русской традиционной игрушкой. Воспитывать у детей сочувствие к игрушке, побуждать общаться с ней. Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к сотрудничеству.
Предварительная работа: игры, направленные на организацию детской деятельности, с воображаемым предметом. Применение выразительных средств речи, использование музыкальной направленности. Сюрпризные моменты.
Структура занятия:
Приветствие (фольклорное)
Представление темы “Поиграем с куколкой”
Использование игровых действий:
-пальчиковая гимнастика на материале потешек и прибауток;
-дидактическая игра “Покорми куклу”;
-танцевально-ритмические движения, сопровождаемые пением, хороводом.
Прощание (с использованием присказок и пальчиковой гимнастики ).
Материал :заготовки из тряпочек, красивые платочки, плошки с ложками, русские традиционные игрушки(петушок, гуси, мышка, сорока, матрешки).
Мини-музей. Диск с произведениями фольклорной музыки, картотека(потешек, прибауток и частушек и т.д.).
Ход занятия .
Звучит фольклорная музыка. Дети входят под музыку в русской одежде.
Воспитатель:
—Здравствуйте, мои милые!
Здравствуйте, мои пригожие!
Здравствуйте, мои хорошие!
А мальчики, у нас, ясные соколы!
А девочки, как аленькие цветочки!
Ребятки, а вы в игрушки играть любите?
Дети:
—да
Воспитатель:
-хочу вам рассказать, что давным-давно, когда игрушек таких, как у вас небыло. И магазинов небыло, а все продавалось на базарах и ярморках. Но не все могли позволить себе что-то купить.
Дети придумывали и делали игрушки себе сами или вместе со взрослыми.
Посмотрите, вот какие(на подносе лежат игрушки, куклы из тряпочек, соломы, бересты).
Сегодня я хочу вам показать и вас научить, как можно сделать игрушку из предметов, которые вас окружают.
Подойдите и посмотрите.
Вот у меня у меня в руках заготовка куколки, а вот платочек.
Похоже на куколку?
Дети:
-нет
Воспитатель:
-А сейчас я сделаю куколку.
(раскладывает на столе заготовку, завязывает платочек).
Вот какая куколка у меня получилась!
Хотите себе сделать таких куколок?
Дети:
-Да, я хочу и я хочу.
Дети делают куколок.
Воспитатель:
-Получились у нас куколки?
Давайте назовем своих куколок по именам.(Воспитатель спрашивает детей как они назвали свои куколок)
Что-то говорит мне моя куколка, она спать хочет.
А ваши куколки спать хотят?
Дети:
—Да
Воспитатель:
-Давайте их убаюкаем. Споем им колыбельную(качают куколок на руках поют колыбельную)
Дети:
-Баю – баю – баиньки
Маленькие заиньки
Ванечку качали, (каждый ребенок называет имя своей куколки)
Ване напевали:
Баю – бай, Баю – бай!
Спи малютка, засыпай!
Баю – бай, Баю – бай!
Спи малютка, засыпай!
Воспитатель:
-Тихо, уснули куколки.
Давайте представим, что наступило утро, встало солнышко, заглянуло в окошко.(показать солнышко)
Ребенок:
-Солнышко – ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!
Воспитатель:
-Давайте мы нашу деточку разбудим.
Ребенок:
-Детка, деточка, проснись!
Да с кроватки – то спустись,
Слышишь, крикнул петушок? (воспитатель показывает петушка)
Воспитатель:
-Вот проснулся петушок утром ранечко.
Ребенок:
-Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что – ты рано встаешь,
Голосисто поешь
Деткам спать не даешь.
Ребенок:
—Подымайся, мой дружок,
Потягушки, потянись,
Поскорей, проснись.
Ребенок:
-Детка, деточка вставай,
Светлый день не прозевай
Воспитатель:
-Вот проснулись, потянулись,
А с реки гусята кличут.
Водица, водица,
Мы хотим умыться.(тети идут к столам, которые покрыты синей ткань, изображающей речку)
Ребенок:
-Выходи водица!
Мы пришли умыться.
Водичка, водичка!
Умой мое личико!
Ребенок:
-Чтобы глазки блестели!
Чтобы щечки краснели!
Чтоб смеялся роток!
Чтоб кусался зубок!
Воспитатель:
-Умылись, проходите, куколок на лавки положите (стоят столы, вокруг них лавки).
Посмотрите к нам сорока прилетела(показывает сороку).
Сорока-сорока,
Где была?
Дети:
-Далека , кашку варила,
Деток кормила.
Пальчиковая игра.
Все дети:
-Этому дала, -Этому дала, -Этому дала, -Этому дала,
А этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил-
Шу полетел, на головку сел.
Воспитатель:
-А мы, ребятки, с вами кашку сварим?
Дети:
—Да, сварим.
Воспитатель:
-Присаживайтесь на лавки, берите ложки и плошки (дети садятся за столы, где стоят плошки и лежат ложки).
Воспитатель вместе с детьми:
-Варись, варись кашка
Варись, варись малашка
Кашку мы сварили,
Деток накормили. (кормят куколок)
Дети:
-Эта ложечка за мамочку
Эта ложечка за папочку
Эта ложечка за дедушку
Эта ложечка за бабушку
Эта ложечка за тебя
Расти большой, вод такой.(поднимают куколку вверх)
Воспитатель:
-Куколок покормили?
Дети:
—Да.
Воспитатель:
-Давайте отнесем их поиграть, и мы с вами тоже поиграем (относят кукол).
Пойдемте, ребята, на двор погуляем
На крылечке дверь скрипит (изобразить скрип).
Скрип, скрип, скрип.
У колодца гусь трубит(показать гуся)
Гуси, гуси, га-га-га
Есть хотите? Да-да-да,
Ну летите, как хотите,
Только крылья берегите(дети бегают в рассыпную).
Воспитатель:
-Гуси улетели, только два гуся осталось. А вы знаете песню про двух гусей, спеть сможете?
Дети:
—Сможем.
Воспитатель:
—Ну вставайте в хоровод
Хоровод: “жили у бабуси два веселых гуся …..”
Воспитатель:
-Мы наигрались, устали, и куколки тоже устали, сейчас они должны вернуться. Да и спать уже пора. Вернулись.(дети берут куколок).
Давайте положим наших куколок в люлечку и споем им колыбельную песенку .
Дети:
-Вот присела на ворота
Говорливая сорока
“Кра-кра-кра-кра”,
Маленькому спать пора!
В окна голуби взглянули
“Гули-гули-гули-гули”.
Надо маленькому спать,
Чтобы утро не проспать.
Воспитатель:
-Наши куколки уснули. Давайте отойдем, не будем их будить.
Вот какую куколку можно сделать из простой тряпочки и платочка.
Куколки спят, а мы с вами по играем с пальчиками.
Пальчиковая игра .
Дети прощаются и уходят под музыку.