Конспект урока для 2 класса «Хохломская роспись»

Интегрированный урок технологии с элементами изобразительного искусства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

  1. Познакомить детей с видом декоративного искусства.

  2. Научить выделять элементы узора хохломы и видеть их красоту.

  3. Закрепить навыки работы с бумагой, умения выполнять аппликационные работы.

  4. Научить украшать изделие из теста, используя: линии, мазки, точки, как приемы декоративных элементов растительного узора.

  5. Обогащение словарного запаса.

  6. Развитие чувства ритма, творческого воображения.

  7. Воспитывать познавательный интерес, любовь к народному творчеству, аккуратность, дисциплинированность.

  8. Формировать гордость за свою страну.

Оборудование: Выставка хохломских изделий, загадки o растительном узоре, раздаточный материал, состоящий из растительного узора, клей, соленое тесто, краски, кисти, тряпочки.


  1. Организационный момент:


— проверка готовности к уроку,

— налаживание положительного устойчивого контакта с учащимися.


  1. Презентация нового материала:


Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Михайловна. Я проведу у вас урок труда, у нас на уроке много многоуважаемых гостей, повернитесь и поздоровайтесь с ними. Садитесь.

Мы сегодня соавторы нашего урока, он посвящен народным промыслам, хохломе.

Мы с Вами живем в одном из красивейших городов мира, в Москве, которая является столицей России. Наша страна издавна славилась народными умельцами. Слава о русских мастерах шла по всему миру.

Что такое промысел? (Промысел – это мелкое народное ремесло).

Промыслов было много: дымковская игрушка, городецкая, жестово, гжель, хохлома.

А почему они называются народными?

O замечательных умельцах,

Сегодня мы поговорим.

Тут игрушки и матрешки, чашки, ложки-

Все для Вас!

За работу в добрый час.


Давным-давно ходила по волжской земле легенда o Хохломе. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер — иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса, по длинной зимней дороге.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла, чтобы сохранить тайну к секратам народного мастерства. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо — художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохловские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера — кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.


Название Хохлома происходит от названия местности Хохлома.

  1. Народная традиция на Руси была,

Роспись по дереву золотом плыла,

Мастера орнаментом делала узор

Ягодки и веточки, лепестки, веточки,

Вот и получился хохломской цветочек.


  1. Растительный узор необычный был,

Золотым и красным, черным и прекрасным, тоном проходил.


  1. Деревья – наши великаны,

Доступный, прочный материал,

Скамейка, стол, и стул, и лавка,

И даже утварь на столе,

С любовью сделаны умелыми руками,

Из липы, дуба и ольхи.


  1. Хохломская роспись — растительный узор,

Составленный из травки, кудрины, листов.


  1. В основе «травки» — стебелек, в основе Кудрины — цветок.


  1. Мастера создали чудо,

Мы гордимся им сейчас,

А теперь мы с Вами станем,

Мастерами, но на час.


Но чтобы стать мастером, мало обладать навыками мастерства, нужно вложить всю свою душу в свое изделие. Поэтому они получались такими красивыми.

Посмотрите на готовые изделия: перед вами предметы, которые создали мастера Хохломы.


  1. Практика под руководством учителя.


Основой изделия был неповторимый хохломской узор, по которому можно было узнать чье это произведение.

Но прежде, чем создать изделия, нам нужно научиться, правильно составлять хохломской узор. Найдите узор, где ветер колыхнул травку, а вот здесь роса на траве. Каждый видит красоту по-своему.

Закройте глазки и представьте раннее утро, где-то щебечут птицы.

Для этого у вас на парте лежат: лист бумаги с изогнутой линией и элементы: завитки, листочки, ягодки. Составьте узор на парте. Кто закончит составлять узор, сядьте ровно, чтобы я видела, что уже Вы закончили.

Молодцы, все Ваши узоры мне очень понравились.

Физкультурная минутка

Хохлома! Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая лучистая,

Узоры золотистые.

А физ. минутка будет у нас необыкновенной, она будет ритмичной. Я простучу ритм на ложках, а вы постарайтесь его запомнить. А теперь я на ложках, вы на ладошках.

А вот еще один мальчик руку тянет. (А я могу отбить ритм не только руками, но и ногами). Давайте ребята посмотрим. А как тебя зовут (Данила). Какое у тебя хорошее имя, а знаете ли Вы, что раньше на Руси, все мастера были Данилами. Вот и сейчас мы все будем с вами Данилами.


Сейчас мы с Вами продолжим проникать в тайны народного ремесла. Мы попробуем создать рисунок из тех элементов, которые присуще Хохломе. Посмотрите на готовый образец, какие элементы вошли в рисунок? (Травка, листочки, ягодки, завитки)

Мы будем делать изделие и украсить его хохломской росписью. Но наши изделия будут необычные, не деревянные, делают по традиции в Хохломе. Мы будем делать его с вами из теста, а украшать будем хохломским узором.

Возьмите тесто, разомните его и подумайте какое из представленных изделие, Вы хотите сделать. А когда работа мастера они напевали русские народные песни. Давайте и мы с вами начнем нашу работу так же как это делали настоящие мастера. (Музыкальное сопровождение)


  1. Самостоятельная практика учащихся, подведение итогов:

А теперь Вы самостоятельно украшаете свое изделие хохломским узором.

Выставка работ. Покажите изделия, которые Вы сделали своими руками. Вы молодцы, Вы очень постарались, изделия у вас получились очень интересные и красивые. Посмотрите ребята, на все изделия, Вы сделали первые шаги, но я считаю, что вы все маленькие чуда мастера.


  1. Этап рефлексии:

С каким видом декоративного искусства мы сегодня познакомились?

Что мы делали на узоре? Как Вы сегодня поработали на уроке?

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи-перелески.

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой травы.


Роспись хохломская

словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

Спасибо ребята, Вам за урок. Урок окончен. До свиданья.

Гордеева Ольга Михайловна

заместитель директора по УВР

ГОУ СОШ № 72

Свежие документы:  Пректно-исследовательская деятельность и ИКТ как средство формирования социально адаптированной личности выпускника средней школы

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: