Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа» п. Аджером.
168041, Республика Коми, Корткеросский р-н, п. Аджером, ул.Школьная -1, т. 93-1-36.
Автор: Забоева Валентина Леонидовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ» п.Аджером.
Стаж – 33 года.
Квалификационная категория— высшая.
Класс: 1 класс.
Тема урока изо: «Проектная работа панно «Бабочки»
Тип урока: СДП ( проектный и исследовательский метод).
Технологическая карта урока на тему: «Выполнение проекта « Бабочки»
Выполнение проекта « Бабочки» | |
Цели | Образовательные: Формировать навыки рисования, уметь расположить рисунок на бумаге, подобрать цветовую гамму, нанести краски на карандашный рисунок, пользоваться предметной терминологией. Способствовать развитию внимания, памяти в процессе исследовательской работы. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к природе. Формировать УУД: —Личностные: способствовать к самооценке, формированию нравственных качеств. —Регулятивные: умение формулировать цель, задачи урока с помощью учителя, проговаривать последовательность выполнения работы, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. — Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. — Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые результаты | Предметные: Выполнить рисунок в соответствии с планом ( алгоритмом), найти место своей части в общем проекте (композиция). Знать правила поведения в природе. Уметь оценивать поступки людей. Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД). Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Проект, композиция, план (алгоритм), палитра (цветовая гамма), симметрия. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, технология. |
Ресурсы: -основные
-дополнительные |
Учебник для 1 класса. Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. «Просвещение», 2011год. Стр.50-53. Учебник «Окружающий мир» 1 класс, автор Плешаков А.А. с. 32-33.
-Книжки с изображением бабочек:1) Мурзин В., Братцев В. «Бабочки», М. Тропа, 1993г. 2)Почемучкам обо всём. Бабочки России. Специальный выпуск газеты «Солнечный зайчик» №27/ 2010. 3)Простые уроки рисования. «Бабочки и их друзья». №6, 2011г. 4) Детские раскраски «Бабочки». -Презентация к уроку. -Альбомные листы (половина), лист ватмана, индивидуальные картинки бабочек, плакат (слайд) с подробным строением бабочки, коллекция в бумажном варианте ( или на слайдах) некоторых видов бабочек, электронная физминутка для глаз с бабочками, план деятельности, краски, ножницы, клей. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа. |
Ход проведения урока:
Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД | ||
предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; — создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; — уточнить тематические рамки — уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Проговаривают правила поведения на уроке, работы в группе. Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.( усвоение новых знаний, проект) Проговаривают название этапа с учителем.
| Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. | 1.Правила работы в группе (записаны на плакате, есть на слайде 2.)
2.Слайд3. Отгадайте загадку: Спал цветок и вдруг проснулся- больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.
( отгадка: на слайде 4-6: бабочка)
3.Слайд 7. Девиз урока: «Если хочешь много знать – должен сам всё постигать». — Значит, чему будет посвящён наш урок? ( ответы детей) — Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ») 4. — А сейчас мы были на этапе 1. — Что мы делали? (Настраивались на работу на уроке). |
| Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД |
II. Актуализация знаний и опыта учащихся. Цели: -Актуализировать знания детей по теме урока ( связь с предметом Окружающий мир) — организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. | Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. Вспоминают из предмета Окружающий мир отличительные признаки насекомых (6 лапок). Правила расположения рисунка на бумаге. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). Проговаривают название этапа с учителем. | —Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. -Организует актуализацию знаний и умений. -Организует обобщение актуализированных знаний. -Организует фиксирование индивидуального затруднения. -Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности | 1. — А теперь переходим к следующему этапу (2). — Что мы будем делать? (Повторять). 2. Слайд 8.(различные насекомые) Учебник «Окружающий мир» с. 32-33. -Чем похожи все эти представители?( вспомнить главное: 3 пары лапок, а не, что они маленькие и летают). -Какие интересные факты знаем о бабочках? — Этапы развития? -Каких бабочек называют мотыльками? -Какие виды бабочек вам известны? Слайд9:Главный отличительный признак 3. – Что мы повторили? — Мы находимся на этапе 3. 4. -Сможете ли вы сейчас сразу выполнить работу?(выслушать ответы детей, возможно, будет рациональное решение) 5.Фиксация индивидуального затруднения. 6.-Какой наш следующий этап? (Этап 7 — Что я не знаю?) | Знания из предметной области «Окружающий мир» | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь использовать ранее полученную информацию. (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД) высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). |
Физминутка.
| |||||
III. Усвоение новых знаний. Цель: подвести детей к «открытию» (правилу правильного рисования0 | Исследовательская работа.(индивидуальная и в паре) — По индивидуальным картинкам( или с.32 учебника «Окружающий мир») изучают строение бабочки. (Дети должны увидеть части: голова, грудка, брюшко, крылышки крепятся к грудке, а не брюшку. Есть усики и хоботок, 6 лапок, они тоже крепятся к грудке. Крылья имеют симметричный рисунок) -Моделирование правильного рисунка на доске. | -направляет исследовательскую деятельность в нужном направлении. | Слайд 10:Правила работы в паре. -Внимательно рассмотрите каждый в отдельности предложенную вам картинку бабочки и в паре подготовьте своё «открытие», то, что сегодня на уроке ещё не прозвучало. — Правильно ли нарисована у меня бабочка? (Даются варианты рисунка: слишком большой, слишком маленький, оптимальный, несимметричные крылья и т.д.) — На доске попробуем смоделировать правильный вариант. | Иметь представление о строении бабочки. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наблюдательность, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
|
IV. Постановка цели урока Цель: помочь детям в формулировании цели занятия. | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. | Организует формулировку темы урока детьми. Организовать постановку цели урока детьми. | — Какая тема нашего урока? ( предположения детей, т.к. они уже могут соотнести проделанную работу с возможным действием дальше, что такое проект им уже известно по предыдущей работе «Цветы») — Какую цель ставим? |
| Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
V.Обсуждение и решение проблем. Цель: учить планированию работы. Коллективно составить план. | Составление плана выполнения всего проекта и своего рисунка. Под руководством учителя составляют план выполнения сначала всего проекта, но, поскольку это возможно при наличии готовых элементов, то следующий план – план выполнения рисунка бабочки. | Помогает и направляет учащихся на составление планов работы выполнения проекта. | Слайд11-12.Рисование бабочки поэтапное. — Составим план выполнения проекта (запись, слайд 14) -Составим план выполнения рисунка (запись, слайд 15) | Понятия:проект, композиция, план (алгоритм), палитра (цветовая гамма), симметрия. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наблюдательность, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках (Познавательные УУД). |
VI. Решение учебной задачи Цель: Выполнить проект. | 1)Самостоятельное выполнение рисунка бабочки (карандашный вариант) 2) на втором уроке выполнение в цвете. 3) помощь соседу. 4) вырезание бабочки. 5)Помощь соседу. 6)составление композиции в групповой работе. | Помогает и направляет учащихся на взаимопомощь, составление композиции, внимание на правила работы в паре и группе. | -Рисование -Раскрашивание -Составление композиции -Наклеивание на ватман. | Выполнить рисунок в соответствии с планом ( алгоритмом), найти место своей части в общем проекте (композиция).
| Регулятивные: проговаривать последовательность выполнения работы, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться |
Физминутка для глаз «На лугу» ( презентация) | |||||
VII. Контроль знаний, обратная связь. Цель: уметь выполнить проверку и самопроверку по плану или эталону, образцу всю работу. | С помощью учителя проговаривают название этапа. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму | Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку в групповой и парной работе. | — Какой наш следующий этап? (Самостоятельная работа с проверкой по эталону)
Эталон для самопроверки на доске (Слайд 11-12 или плакат. Рисование бабочки поэтапное).
Самооценка по алгоритму ( по плану). | Работа по образцу.
| Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VIII. Рефлексия. Цели: — зафиксировать новое содержание урока; — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Отвечают на вопросы учителя. Дают оценку и самооценку своей деятельносьти и деятельности членов группы. | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности (личную). | — Мы переходим к последнему этапу. Подводим итог работы на уроке. — Какую цель ставили? Достигли цели? — Какая тема урока была? Расскажите ,чему научились на уроке. — Оцените свою деятельность на уроке, используя один из символов (смайлики) |
| Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
10. Домашнее задание. |
|
| Сделать сообщение о бабочке на свой выбор с родителями, можно нарисовать её в выходные дни и показать в классе. |
|
|