Урок изобразительного искусства. 4 класс.
Учитель Синикова Е.Н.
Тема: Гармония жилья и природы. Казахская юрта.
Цели: образовательная — знакомство с культурными и природными особенностями Казахстана, обычаями казахского народа;
Развивающая — учить определять задачу урока, формировать замысел и путь к его воплощению;
Воспитательная — воспитывать интерес и уважительное отношение к изучению культурного наследия народов.
Зрительный ряд: фотографии внутреннего убранства и строения
юрты, таблица разметки, таблица орнаментов.
Чуйков «В степи».
Рисунки детей прошлых лет.
Музыкальный ряд: «Пара серег» — в исполнении оркестра
Куй Курмангазы.
Литературный ряд: Загадка о юрте (учебник 2 класса «Литературное чтение»), Легенда о юрте («Казахстан», Алматы, 2001 г.)
Оборудование:
на доске (рекламный заголовок)
«В этом доме нет угла.
Вот уж рай для неслуха!
И такое вот жилище
Ты всегда в степи отыщешь».
Репродукции, проигрыватель, пластинки, таблица разметки листа, макет юрты.
У детей: белая бумага, цветная бумага, клей, ножницы, линейка, простой карандаш.
Ход урока.
I. Организационный этап.
Информация о домашнем задании.
II. Повторение: (и подготовка к усвоению нового материала)
— Ребята, давайте вспомним с культурой и искусством какого народа мы подробно познакомились в I четверти.
(с искусством и культурой русского народа.)
— Как называется жилище русского народа, из чего оно строилось и почему?
— Как украшали избу мастера – хозяева жилища?
(бревно – охлупень, резьба, полотенце, причелены, наличники и т.д.)
— Да, вы правы, русский народ вел оседлый образ жизни, селился рядом с лесом и рекой, и поэтому строительным материалом было дерево. А чтобы лесные звери не беспокоили, человек защищал себя оберегами – вырезал изображения животных на коньке своей избы, изображения солнца на полотенце и причелинах, изображения растений в наличниках и ставнях.
Изба сама становилась продолжением окружающего мира, частью природы.
III. Постановка целей.
— Мы повторили материал I четверти. А вот что мы будем изучать во II четверти, вы попробуйте сформулировать, отгадав загадку, записанную на доске
— Прочитайте, отгадайте, объясни почему сделал такой вывод и докажи выбор ответа.
«В этом доме нет угла.
Вот уж рай для неслуха!
И такое вот жилище
Ты всегда в степи отыщешь».
(Юрта)
— Что же это такое? (жилище казахского народа)
— Итак, мы начинаем изучение культуры казахского народа со знакомства с юртой.
— Подумайте, из каких материалов мог построить свое жилище казахский народ и почему.
— Почему они не могли построить свое жилище, как и русские из дерева? (дерева не было, зато были шкуры животных, надо было постоянно переезжать).
— Все правильно, у казахов не было под рукой столько дерева, чтобы построить жилище, да и занимались они скотоводством, пасли стада, переезжали с места на место, поэтому жилище должно было быть легким, быстро разбирающимся и собирающимся, теплым, большим, надежно защищенным от суровых климатических условий степи. Юрты похожи на маленькие округлые холмы, обтекаемые степными ветрами.
— О том, как возникла, первая юрта у казахского народа существует такое поверье:
Музыка «Куй Курмангазы»
В далекие времена, в широкой казахской степи жил человек, разводил и пас скот. Каждый вечер, когда были, закончены дела и надо было ложиться спать, он огораживал себя тем, что было под рукой, а сверху закрывался шкурами животных.
Как-то, проснувшись, он подумал: «если сегодня целый день будет светить солнце, то и весь день будет удачным – так и случилось. А вечером человек подумал, ведь такое солнце будет не каждый день, значит мне нужно сделать так, чтобы солнце было со мной всегда, тогда и удача не покинет меня. И встав рано утром, он решил сделать себе солнце.
Нашел он дерево и сделал из веток жерди лучи, а из длинного гибкого ствола свернул кольцо и установил это все над своей головой – получился купол, похожий на солнце. Вечером человек покрыл его шкурами и улегся спать, и сон его был спокойным и счастливым. Человек этот прожил долго и своим детям передал это деревянное солнце в наследство – как символ счастья, благоденствия и удачи, а они своим детям…»
Сколько с тех пор прошло времени никто не знает, но это солнце до сих пор живет в жилище казахов. Если ты войдя в юрту, поднимешь голову, то увидишь его – это шанырак и уык – солнце и лучи, которые создают дом и берегут его покой.
И до сегодняшних дней существует поверье, что шанырак должен устанавливать самый старший и уважаемый мужчина в роду. Это означало, что род будет удачливым и счастливым. При переезде шанырак бережно перевозят, держа его в руках, чтобы с ним ничего не случилось.
IV. Новый материал
— О каких частях юрты вы сейчас услышали? (шанырак, уык)
— Как вы уже поняли, юрта состоит из частей: основание юрты – это стенка кереге, состоящая из решеток; куполовидный свод из жердей уык и деревянный круг шанырак, образующий верхушку купола.
— Кереге обкладывалась декоративными циновками из чия, кошмой и стягивалась ткаными полосами и лентами баскурами.
— И сегодня мы с вами будем делать модель юрты.
V. Инструктаж.
Нам понадобятся: альбомный лист, клей, ножницы, цветная бумага.
Работа в парах. Альбомный лист необходимо разделить, как показано на таблице.
|
Из 1 части свернуть цилиндр (кереге)
Из 2 части нарезать ленты и приклеить их к цилиндру диаметрально, чтобы получился купол (уыки)
Из 3 части вырезать шанырак, для этого его надо сложит как для вырезания снежинки.
Выполняя работу, помните о технике безопасности при работе с ножницами.
VI. Практическая работа.
Декоративное оформление. Вам предстоит украсить юрту. Казахский народ в своих узорах спрятал-зашифровал изображения растений и животных. Эти символы использовались для украшений юрты в лентах баскурах, украшений дверей и предметов быта. Ваша задача придумать украшения для своей юрты, воспользовавшись таблицей орнаментов.
VII. Подведение итогов и оценивание.
Выставка работ, развитие навыков самооценки. Оценивания других работ в форме высказывания оценочного мнения и его обоснования. Учитывать применение детьми терминологии.