Конспект урока ИЗО для 4 класса «Гармония жилья и природы. Казахская юрта»

Урок изобразительного искусства. 4 класс.

Учитель Синикова Е.Н.

Тема: Гармония жилья и природы. Казахская юрта.


Цели: образовательная — знакомство с культурными и природными особенностями Казахстана, обычаями казахского народа;

Развивающая — учить определять задачу урока, формировать замысел и путь к его воплощению;

Воспитательная — воспитывать интерес и уважительное отношение к изучению культурного наследия народов.


Зрительный ряд: фотографии внутреннего убранства и строения

юрты, таблица разметки, таблица орнаментов.

Чуйков «В степи».

Рисунки детей прошлых лет.

Музыкальный ряд: «Пара серег» — в исполнении оркестра

Куй Курмангазы.

Литературный ряд: Загадка о юрте (учебник 2 класса «Литературное чтение»), Легенда о юрте («Казахстан», Алматы, 2001 г.)

Оборудование:

на доске (рекламный заголовок)

«В этом доме нет угла.

Вот уж рай для неслуха!

И такое вот жилище

Ты всегда в степи отыщешь».


Репродукции, проигрыватель, пластинки, таблица разметки листа, макет юрты.

У детей: белая бумага, цветная бумага, клей, ножницы, линейка, простой карандаш.


Ход урока.

I. Организационный этап.

Информация о домашнем задании.

II. Повторение: (и подготовка к усвоению нового материала)

— Ребята, давайте вспомним с культурой и искусством какого народа мы подробно познакомились в I четверти.

(с искусством и культурой русского народа.)

— Как называется жилище русского народа, из чего оно строилось и почему?

Как украшали избу мастера – хозяева жилища?

(бревно – охлупень, резьба, полотенце, причелены, наличники и т.д.)

— Да, вы правы, русский народ вел оседлый образ жизни, селился рядом с лесом и рекой, и поэтому строительным материалом было дерево. А чтобы лесные звери не беспокоили, человек защищал себя оберегами – вырезал изображения животных на коньке своей избы, изображения солнца на полотенце и причелинах, изображения растений в наличниках и ставнях.

Изба сама становилась продолжением окружающего мира, частью природы.

III. Постановка целей.

— Мы повторили материал I четверти. А вот что мы будем изучать во II четверти, вы попробуйте сформулировать, отгадав загадку, записанную на доске

— Прочитайте, отгадайте, объясни почему сделал такой вывод и докажи выбор ответа.


«В этом доме нет угла.

Вот уж рай для неслуха!

И такое вот жилище

Ты всегда в степи отыщешь».

(Юрта)

— Что же это такое? (жилище казахского народа)

— Итак, мы начинаем изучение культуры казахского народа со знакомства с юртой.

— Подумайте, из каких материалов мог построить свое жилище казахский народ и почему.

Свежие документы:  Конспект урока ИЗО на тему "РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОВЫХ КАРТИН С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

— Почему они не могли построить свое жилище, как и русские из дерева? (дерева не было, зато были шкуры животных, надо было постоянно переезжать).

— Все правильно, у казахов не было под рукой столько дерева, чтобы построить жилище, да и занимались они скотоводством, пасли стада, переезжали с места на место, поэтому жилище должно было быть легким, быстро разбирающимся и собирающимся, теплым, большим, надежно защищенным от суровых климатических условий степи. Юрты похожи на маленькие округлые холмы, обтекаемые степными ветрами.

— О том, как возникла, первая юрта у казахского народа существует такое поверье:

Музыка «Куй Курмангазы»

В далекие времена, в широкой казахской степи жил человек, разводил и пас скот. Каждый вечер, когда были, закончены дела и надо было ложиться спать, он огораживал себя тем, что было под рукой, а сверху закрывался шкурами животных.

Как-то, проснувшись, он подумал: «если сегодня целый день будет светить солнце, то и весь день будет удачным – так и случилось. А вечером человек подумал, ведь такое солнце будет не каждый день, значит мне нужно сделать так, чтобы солнце было со мной всегда, тогда и удача не покинет меня. И встав рано утром, он решил сделать себе солнце.

Нашел он дерево и сделал из веток жерди лучи, а из длинного гибкого ствола свернул кольцо и установил это все над своей головой – получился купол, похожий на солнце. Вечером человек покрыл его шкурами и улегся спать, и сон его был спокойным и счастливым. Человек этот прожил долго и своим детям передал это деревянное солнце в наследство – как символ счастья, благоденствия и удачи, а они своим детям…»

Сколько с тех пор прошло времени никто не знает, но это солнце до сих пор живет в жилище казахов. Если ты войдя в юрту, поднимешь голову, то увидишь его – это шанырак и уык – солнце и лучи, которые создают дом и берегут его покой.

И до сегодняшних дней существует поверье, что шанырак должен устанавливать самый старший и уважаемый мужчина в роду. Это означало, что род будет удачливым и счастливым. При переезде шанырак бережно перевозят, держа его в руках, чтобы с ним ничего не случилось.


IV. Новый материал

— О каких частях юрты вы сейчас услышали? (шанырак, уык)

Свежие документы:  Эвристические методы решения задач, 7-9 класс

— Как вы уже поняли, юрта состоит из частей: основание юрты – это стенка кереге, состоящая из решеток; куполовидный свод из жердей уык и деревянный круг шанырак, образующий верхушку купола.

— Кереге обкладывалась декоративными циновками из чия, кошмой и стягивалась ткаными полосами и лентами баскурами.

— И сегодня мы с вами будем делать модель юрты.

V. Инструктаж.

Нам понадобятся: альбомный лист, клей, ножницы, цветная бумага.

Работа в парах. Альбомный лист необходимо разделить, как показано на таблице.



Из 1 части свернуть цилиндр (кереге)

Из 2 части нарезать ленты и приклеить их к цилиндру диаметрально, чтобы получился купол (уыки)

Из 3 части вырезать шанырак, для этого его надо сложит как для вырезания снежинки.



Выполняя работу, помните о технике безопасности при работе с ножницами.

VI. Практическая работа.

Декоративное оформление. Вам предстоит украсить юрту. Казахский народ в своих узорах спрятал-зашифровал изображения растений и животных. Эти символы использовались для украшений юрты в лентах баскурах, украшений дверей и предметов быта. Ваша задача придумать украшения для своей юрты, воспользовавшись таблицей орнаментов.

VII. Подведение итогов и оценивание.

Выставка работ, развитие навыков самооценки. Оценивания других работ в форме высказывания оценочного мнения и его обоснования. Учитывать применение детьми терминологии.


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: