ГОУСОШ № 509 Московского района г. Санкт-Петербург
Учитель начальных классов Смирнова Наталья Андреевна
Урок искусства (ИЗО) в 4 классе (программа «Школа России»)
Тема: «Русское народное творчество. Гжель. Обобщение».
Конспект урока
ИЗО для 4 класса
Учитель: Смирнова Наталья Андреевна.
Тема: «Русское народное творчество. Гжель. Обобщение».
Цели урока:
Дидактические (обучающие):
повторение и закрепление полученных ранее знаний (формирование навыка)
контроль и проверка знаний учащихся, их умений.
Исходя из содержания в ходе решения дидактических задач
создать условия для
трудового и
нравственного
воспитания учащихся;
В ходе решения дидактических задач создать условия для
развития мыслительной деятельности учащихся:
умение сравнивать
выделять главное
целеполагания
планирования
организации
контроля
самоконтроля
анализа
самоанализа
обобщения
классификации
абстрагирования.
IV. В ходе решения дидактических задач создать условия для
высокого уровня коммуникативной культуры:
развитие речи:
монологической
диалогической
умение слышать и слушать
быть терпимым к мнению других
V. В ходе решения дидактических задач создать условия для
высокого уровня развития :
памяти
наблюдательности
эмоционально-нравственной сферы
развития моторики мелких мышц
В ходе решения дидактических задач создаются условия для
восприятие материала через:
научность
доступность (с определённой степенью сложности, которая доступна пониманию учащихся).
Познавательный интерес формируется через
процесс (деятельность).
План урока.
1мин | |
2. Проверка готовности к уроку | 4 мин |
3. Определение учащимися темы урока (работа с логическим квадратом) | 4 мин |
4. Работа с тестом | 3 мин |
5. Сообщения учащихся по плану | 4 мин |
6. Физминутка | 2 мин |
7. Работа учащихся — птб и личной гигиены — работа учащихся | 1+16 мин |
8. Выставка работ учащихся | 2 мин |
9. Рефлексия | 3 мин |
На предыдущих уроках по данной теме учащиеся знакомятся с историей создания Гжели, с различными элементами гжельской росписи;
Отрабатывают основные элементы (от простых к более сложным) – делают заготовки к последнему уроку-обобщению.
Зрительный ряд:
1. Карточки со словами.
2. Карточки для теста.
3. Изображение 3 художников-мастеров: Гжели, Хохломы, Дымково.
4. Логический квадрат + элементы гжельской, хохломской и дымковской росписи.
5. Посуда и другие изделия, расписанные под «Гжель».
6. Платок (шаль), выполненный в русском народном стиле.
7. Специально отведённое место для выставки работ учащихся (создать синий фон).
Музыкальный ряд:
1. Оркестр народных инструментов («Подмосковные вечера» и народные песни).
Материалы и инструменты (для учащихся):
1. Конверт с заготовками – элементами гжельской росписи, выполненными учащимися на предыдущих уроках по данной теме.
2. Заготовки из белой бумаги (посуда для росписи учащимися).
3. Карточки с цифрами 1,2,3 для проведения тестовой работы.
4. Ножницы.
5. Кисти для рисования.
6. Гуашь синего и белого цвета.
7. Стаканчик для воды.
8. Палитра.
9. Клеёнка на парту.
10. Кисть для клея.
11. Клей ПВА.
12. Подкладной и притирочный листы (для работы с клеем).
13. Тряпочка.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка готовности к уроку:
— Прежде чем начать наш урок рисования, нам необходимо будет выполнить одно задание —
в каждой цепочке слов есть одно лишнее, постарайтесь найти его и объяснить свой выбор:
деревья, кустарники, краски, травы
кисти, красивые, красные, короткие
вор, воз, вода, вал
фломастеры, восковые мелки, карандаши, гуашь
травы, тарелки, ткань, танцы
гном, гулять, палитра, голубой
клей, кора, коса, каша
( учитель при объяснении детей снимает лишние карточки, на доске остаются только подчёркнутые слова).
— Какие слова остались? Прочитай!
(краски, кисти, вода, гуашь, ткань, палитра, клей)
— Всё это сегодня на уроке будет необходимо вам и этим художникам.
(смотреть оформление доски)
— Проверьте, пожалуйста, глазками готовность к уроку.
3. Определение учащимися темы урока:
— Посмотрите на художников внимательно, кто догадался, как их зовут?
(Хохлома, Дымково, Гжель)
— Как вы догадались?
(Их одежда раскрашена в соответствующие этим росписям цвета)
— Сегодня на уроке нам будет помогать только один художник, а какой именно – вы ответите сами, решив данную задачу:
перед вами логический квадрат, из предложенных элементов необходимо выбрать только те, которых не хватает в последнем окошке.
(смотреть оформление доски)
— Какой же художник будет нам помогать сегодня на уроке?
(Гжель)
— Почему вы так решили?
(все элементы относятся к элементам Гжели)
(учитель убирает с доски художников – Хохлому и Дымково, художника Гжель перевешивает на освободившееся от убранных ранее карточек место и прикрепляет карточку – название темы урока: Гжель (слово написано синим и голубым цветами)).
4. Работа с тестом:
— Художник – Гжель приготовил для вас задание – тест.
— Приготовьте, пожалуйста, карточки с цифрами.
Прослушав вопрос, вы поднимаете карточку с номером верного варианта ответа:
(смотреть оформление доски, тест полностью написан на доске, учитель также, как и в предыдущий раз убирает карточки с неверными вариантами ответов)
I. Родина Гжели –
1. подмосковный регион
2. вологодский регион
3. Архангельск
II. Первые гжельские изделия —
1. из мела
2. из глины
3. из гипса
III. Слово «Гжель» — родственник слова
1. «Жечь»
2. «Желание»
3. «Железо»
IV. Роспись Гжели выполняется
1. синей акварельной краской
2. чернилами
3. кобальтом
V. Современное объединение
1. «Гжель»
2. «Керамика»
3. «Жечь»
VI. Современные гжельские изделия — из
1. гипса и шликера
2. глины
3. мела
5. Сообщения учащихся по плану.
— Посмотрите внимательно на доску, что у нас получилось?
(план)
— По этому плану ребята подготовили для вас рассказ о Гжели.
После того, как вы его прослушаете, постарайтесь его дополнить, ведь на предыдущих уроках мы очень много говорили о Гжели.
Родина Гжели – подмосковный регион.
Гжель сегодня невероятно популярна не только в России, но и за её пределами.
Гжель – это фарфоровые изделия сине-белого цвета.
Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Там впервые стали изготавливать эти изделия.
Первые гжельские изделия – из глины.
Это произошло очень давно – ещё в 14 веке.
Гжельская земля очень богата высококачественными глинами белого цвета.
Из неё и изготавливали крестьяне необходимые предметы быта.
Слово «Гжель» – родственник слова «жечь».
Не только глинами была богата эта земля, но и красивейшими лесами.
Изделия из глины для прочности необходимо было обжигать в печах при очень высокой температуре.
В топливе недостатка не было. Поэтому в слове «Гжель» слышится отзвук глагола «жечь».
Роспись Гжели выполняется кобальтом.
Каждое изделие обжигали 2 раза: первый – для закрепления формы,
второй – после росписи изделия.
Минерал кобальт использовали именно потому, что он не выгорает при температуре свыше 1000 градусов и даёт красивый синий цвет различных оттенков.
Современное объединение «Гжель».
В 1972 году прошлого века народные традиции возрождаются – на основе 6 маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях создаётся объединение «Гжель».
Сейчас – это огромное предприятие, где работают свыше 1500 человек.
Современные гжельские изделия – из гипса и шликера.
Художники здесь создают эскизы будущих изделий, на специальных станках по которым вытачивают гипсовые модели.
Жидкую фарфоровую массу – шликер литейщики заливают в получившиеся формы.
Гипс впитывает влагу, шликер затвердевает.
Живописец расписывает изделие окисью кобальта вручную, поэтому каждое изделие неповторимо.
— Что вы можете добавить?
6. Физминутка:
— Художник гжель и я остались очень довольны вашими знаниями. Для нас – это огромный подарок.
— Давайте сделаем ему ещё один подарок – создадим выставку гжельской посуды.
— Какие цвета вам потребуются?
(синий и белый)
— Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнём:
если я буду называть предмет синего цвета, то вы присядете, если белого – встанете и вытянете руки вверх:
море, заяц, небо, река, облако, солнце, василек, колокольчик, снег, соль, волосы Мальвины, сахар, глаза, зубы, лягушка, язык, вата
7. Работа детей.
ПТБ
— Помогут вам ваши наработки, выполненные на предыдущих уроках.
— Откройте конверты, достаньте все гжельские элементы.
— Приготовьте всё необходимое. Для оформления посуды вы можете воспользоваться этими элементами.
— Что вам потребуется для работы с клеем?
(подкладной и притирочный листы)
— Если вам потребуются ножницы, то какие ПТБ безопасности при работе с ними вы будете помнить?
(дети называют ПТБ при работе с ножницами)
— Гжельские мастера всегда соблюдали порядок на рабочем месте, чтобы их изделия были красивыми и аккуратными.
— Мне бы хотелось, чтобы и вы стремились быть похожими, выполняя вашу работу, на настоящих гжельских мастеров.
— А для создания прекрасного настроения вам поможет мелодия песни «Подмосковные вечера» в исполнении Оркестра народных инструментов, ведь родина Гжели – подмосковный регион.
(звучит музыка, дети приступают к работе)
8. Выставка работ учащихся.
— По окончании своей работы, учащиеся самостоятельно прикрепляют свои изделия на доску – образуют выставку работ.
— Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась, ребята нашего класса приготовили сюрприз, полюбуйтесь своими работами и послушайте ребят.
(дети читают наизусть стихотворение о Гжели)
Гжель! Земля моя родная,
Сколько лет и сколько зим
Ты цветёшь, не увядая,
Полыхая голубым.
В этом пламени чудесном
Вижу буйный твой расцвет.
В сочетании небесном
Белый цвет и синий цвет.
Древний край в обличье новом
Как шекспировский сонет,
Ты звучишь высоким словом –
Белый цвет и синий цвет.
И для всей родной России
Не одну уж сотню лет
Даришь ты свой бело-синий,
Сине-белый свой букет!
9. Рефлексия:
— Улучшилось ли настроение у вас на уроке?
— Что больше всего запомнилось?
— Большое вам спасибо за ваши замечательные работы.