4
«Образ Весны в искусстве и литературе».
Цель занятия: Духовно-нравственное и художественное
воспитание ученика.
.
Задачи занятия:1. Расширение кругозора, развитие общей культуры ученика
2. Ознакомление с общечеловеческими ценностям мировой
культуры.
3. Воспитание любви к родной культуре.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Приветствие
2. Образ Весны в искусстве и литературе.
Учитель включает отрывок из произведения Вивальди «Времена года. Весна». Дети внимательно слушают.
Учитель: Ребята мы начали с вами занятие с музыки. И это не случайно! Скажите, какие чувства вы испытали, слушая эту музыку?
Ученики: Она радостная, живая. Нам стало очень хорошо.
Учитель: Действительно музыка жизнеутверждающая, энергичная. Ее написал итальянский композитор Антонио Вивальди. И открою вам секрет: посвящена она одному из времен года. Какому?
Ученики: Лету?
Учитель: Сейчас я прочту вам начало стихотворения Ф.И.Тютчева и вы обязательно догадаетесь.
Еще в полях белеет снег, а воды…
Ученики: Это – весна.
Учитель: Ну конечно, ребята. Это весна. Тема нашего занятия «Образ Весны в искусстве и литературе». Издавна люди сравнивали весну с чем-то светлым, новым, она была символом возрождения жизни. Я не случайно начала занятие с музыкального произведения. Многие композиторы посвящали свои произведения временам года. Наш великий русский композитор создал цикл из 12 пьес для фортепьяно «Времена года». Кто-нибудь догадывается, как его имя?
Ученик: Это Петр Ильич Чайковский.
Учитель: Ну, конечно же. Петр Ильич Чайковский очень любил Россию и ее удивительную природу, а еще он очень любил и ценил русскую поэзию. В своем сборнике «Времена года» он каждую пьесу, посвященную определенному месяцу, он предварил эпиграфом, т.е. отрывком из стихотворения какого-нибудь русского поэта. Например, перед пьесой «Март. Песнь жаворонка» стоит эпиграф из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова:
«Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
Перед пьесой «Апрель. Подснежник» Чайковский поставил тоже стихотворение Майкова:
«Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок…»
А вот пьесу «Май. Белые очи» предваряет отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета :
«Какая ночь! На всем такая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!»
А сейчас ребятки мы послушаем эти три пьесы П.И. Чайковского, посвященные Весне.( Учитель включает магнитофон).
Учитель: Я прошу вас прочитать мне стихи русских поэтов о Весне. Наверняка вы знаете их. (Ученики читают стихи А.С.Пушкина, А.А.Фета, И.С.Никитина)
А.С.Пушкин:
«Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
Улыбкой ласковой природа
Сквозь сон встречает утро года».
А.А.Фет:
«Еще весны душистой нега
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути».
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая.
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
И.С. Никитин:
«Полюбуйся. Весна наступает.
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской, от зари до зари!»
Учитель: Молодцы ребята. Я, продолжая «пернатую» тему весны, прочту вам удивительные стихи Николая Заболоцкого:
«Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворечнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.
И свистит и бормочет весна.
По колено затоплены тополи.
Пробуждаются клены от сна,
Чтоб, как бабочки, листья захлопали».
Не только поэты, композиторы, но и художники изображали весну на своих полотнах. Какая картина и какого русского художника о весне связана с грачами?
Ученица: Это картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»
Учитель: Молодец. Я хочу показать вам эту картину. (Показывает репродукцию детям)
А вот еще одна картина. Это полотно ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана «Апрель» Что общего в этих картинах по вашему мнению?
Ученик: Это начала весны. Еще лежит снег. И весна только еще ощущается. Она незримо присутствует в природе. Это только настроение.
Учитель. Ты прав и ты замечательно передал характер этих картин. Но в мировой живописи существуют картины, где художники передают образ весны в человеческом образе. Как правило, весна-это прекрасная молодая женщин с цветами. Это традиция идет от изображения греческой богини плодородия Деметры. Да и в пьесе «Снегурочка» А.Н. Островского Весна – молодая женщина, мать Снегурочки.
Сейчас я покажу вам три картины разных художников, изобразивших весну в человеческом облике. Это картина А.Г.Венецианова «На пашне. Весна», Сандро «Боттичелли «Весна», Джузеппе Арчимбольдо «Весна». Что вы можете сказать об этих картинах? (Учитель показывает репродукции)
Ученица: Картина Арчимбольдо очень странная. Какое-то существо украшено цветами!
Учитель: Арчимбольдо – удивительный художник. Он творил XVI веке. Это был большой фантазер и единственный в своем роде портретист. Он «составлял» лица людей из овощей, фруктов, цветов. Таков портрет весны. Цветы главное в композиции. От их многообразия захватывает дух. А что мы можем сказать о других картинах.
Ученик: У Венецианова Весна в русском костюме, а у Боттичелли в платье из цветов.
Учитель. Ты прав. Алексей Гаврилович Венецианов изобразил Весну в образе красивой русской женщины в кокошнике и сарафане, а Боттичелли изобразил молодую женщину эпохи Возрождения. Как не разнятся эти картины, но в них есть много общего. И,
прежде всего, это преклонение перед красотой природы и красотой человека. А теперь ребята я раздам вам листы бумаги. И вы сами попробуете изобразить весну на бумаге. (Учитель раздает детям листы бумаги и они рисуют.)