муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №87 «Моряночка» комбинированного вида»
Архангельской области
Конспект урока ИЗО на тему
«Звери готовятся к зиме»
Подготовила:
воспитатель
Малышева Наталья Николаевна
г. Северодвинск
2014
Задачи:
— воспитывать инициативность и самостоятельность, интерес к совместной деятельности, желание трудиться для общего дела и добиваться определенных результатов; — формировать представления о том, как звери готовятся к зиме, об особенностях их внешнего вида; — закрепить представления о методе торцевания ( предложить «одеть» животным зимнюю шубку), совершенствовать навыки работы с необходимыми материалами и инструментами;
— развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, творчество, воображение, мелкую моторику рук, аккуратность в работе путем формирования навыков работы с гофрированной бумагой, шаблоном, клеем, палочкой.
Материалы и оборудование: картинки животных, дидактическая игра «Следопыты», заготовка поляны с солнышком и сугробами, гофрированная бумага, палочки, ножницы, клей-карандаш, шаблоны разных животных, клеенки, салфетки.
Ход работы:
Воспитатель: Ребята, сегодня нам пришло письмо. Давайте скорей его прочитаем:
«Из зимнего леса вам пишем, друзья,
Нам в шубках таких оставаться нельзя.
На помощь мы ждем вас давно-
Ведь снегом уже все замело!»
Воспитатель. Как вы думаете, кто мог написать такое письмо?
Дети. Заяц, лиса, белка…
Воспитатель. Ребята, в лесу кто-то остался без зимней шубки и нуждается в нашей помощи. Поможем?
Дети. Да!
Воспитатель. Чтобы скорее в лес попасть, давайте попросим ветер нам помочь. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте слова:
«Ветер, ветер, ветерок! Знаешь сотни ты дорог.
Ты подуй, дружок, сильней, отнеси нас в лес скорей!»
(Дети становятся в круг и вместе с воспитателем произносят слова)
Воспитатель: Вот мы и в лесу? Что вы видите вокруг?
Дети. Снег.
Воспитатель. А какой бывает снег?
Дети. Белый, холодный, пушистый, колкий, мягкий.
Воспитатель. Куда же нам теперь идти? Смотрите, чьи-то следы, куда они ведут? На снегу хорошо видны следы диких животных: у всех они разные. Мы их сейчас все внимательно рассмотрим, а потом по цепочкам следов найдём места, где прячутся животные: «По следам — иди! Не сбейся с пути!» (проводится дидактическая игра «Следопыты»).
Воспитатель. Долго нам пришлось идти, посмотрите, чей же домик впереди? (Дети рассматривают картинку с изображением следов).
Дети. Белки.
Воспитатель. Как называется дом белочки.
Дети. Дупло.
Воспитатель. Может, белочке нужна наша помощь, давайте заглянем. А вот и белочка.
Рассмотрите белочку внимательно, какая она?
Дети. Маленькая, серенькая, пушистая…
Воспитатель. Как вы думаете, могла ли белочка написать нам это письмо?
Дети. Нет, она уже поменяла летнюю шубку на зимнюю, стала серенькой…
Воспитатель. Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме. Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.
Воспитатель. Может быть, эти следы приведут нас к автору письма?
Дети. Дети приходят к лисьей норе.
Воспитатель. А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на зимние?
Дети. Конечно, нужно. Они одевают зимнюю, теплую, густую, длинную и пушистую. Только шуба у лисы и волка и летняя, и зимняя одного и того же цвета.
Воспитатель. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый и пушистый мех. Как называется такой период в жизни животных?
Дети. Называется линькой.
Воспитатель. У нас остались еще чьи-то следы, распутаем и их. Кто это там притаился возле елочек?
Дети. Зайчата.
Воспитатель. А почему они так дрожат? Это зайцы просили нас о помощи!
Дети. Замерзли и боятся.
Воспитатель. А почему они в домик не спрятались?
Дети. Это звери, у которых нет своего «домика» и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.
Зайчатам нужно поменяет летнюю шубу на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.
Воспитатель. Какого? Почему белого?
Дети. Чтоб прятаться в снегу от хищников.
Воспитатель. От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка?
Дети. От лисы и волка, хищных птиц.
Воспитатель. Что вы знаете о зайце? Какую шубку носит заяц летом? А зимой? Зимой на улице все покрыто белым снегом.
Дети. Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег Заяц меняет летнюю шубу на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Раз – присядка, два – прыжок.Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянулись),
Обязательно зевнуть (зевнули),
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – начинает все сначала! (движения по тексту)
Воспитатель. Давайте поможем животным переодеть шубку и без страха появиться на полянке.
Воспитатель. Из чего же мы будем создавать шубки?
(из гофрированной бумаги, будем выполнять их методом торцевания) Для работы вы выберите заготовку животного, которого будете «переодевать». Давайте вспомним, как сделать шерстку. (берем палочку, ставим ее на серединку бумажного квадратика, закручиваем его, кончик обмакиваем в клей и приставляем к заготовке. Следующую торцовочку приклеиваем рядом).
Каждый из вас постарается сделать самую теплую и удобную шубку.
– Прежде чем начать работу, надо потренировать пальчики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
Под высокой сосной
Скачет зайка косой.
Под другою сосной
Скачет зайка второй.
Ушки показали,
Под кустик убежали.
Самостоятельная работа детей (аудиозапись), создание общей композиции, любование сделанной работой, обсуждение, подведение итогов.
Дети приступают к заданию. Воспитатель следит за выполнением, оказывает детям индивидуальную помощь.
ИТОГ:
Рассматриваем получившихся зайчиков. Вот их сколько! Да все белые, пушистые!
Воспитатель: Зайка, зайка – весельчак!
Прыгнул так и прыгнул сяк.
В белой шубке, в белый снег –
Раз! И спрятался от всех.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004.
Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий.- Скрипторий, 2008.- С. 151.
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985-193с Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду.- М.: Учпедгиз, 1961- С.145.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М., 1987- С.223.
Корчинова О.В. Детское прикладное творчество.- Изд.: Феникс, 2005- С.63.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./Под редакцией Т.С.Комаровой – М.: Просвещение, 1991- С.251.
Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. /Под редакцией Т.С.Комаровой.- М.: Российское педагогическое общество, 2000-С.156.
Халезова Н.Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду – Изд. Сфера, 2005-С.112.