Конспект урока на тему «Декоративное рисование. Рисование шкатулки. Эскиз росписи шкатулки»

Урок ИЗО по теме «Декоративное рисование. Рисование шкатулки. Эскиз росписи шкатулки».

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Цели:

  • Знакомить учащихся с линейной перспективой.

  • Расширить представление об орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении;

  • Развивать творческую активность, эстетический вкус, воображение, память;

  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Задачи:

  • знать принципы построения и повторения орнамента;

  • развивать навык построения композиции и сюжета;

  • воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества.

Методы обучения:

беседа, рассказ, практическая работа, демонстрация, работа с наглядным материалом.

Повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся:

  • Орнамент-узор, основанный на повторе и чередовании элементов,

  • Особенности выполнения узора в полосе.

Применение ТСО, ИКТ: компьютер, проектор, диски.

Оборудование:

  • для учителя: компьютерная презентация, объекты ДПИ — полотенца, деревянная расписная посуда.

  • для учащихся: краски, кисточки, ёмкости с водой, тряпочки.



Ход урока.




I. Организация класса.

Все ли на месте,

Все ли в порядке,

Карандаш, альбом и краски?

Проверили — садитесь,

С усердием трудитесь.





1 слайд


II.

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Цель: актуализация знаний и практических умений и навыков, являющихся опорой.

Учитель: Мы с вами знакомились ранее с узорами в полосе, в которых чередовались растительные элементы “Дубовые листья”, во 2 классе выполняли декоративную полосу “Мои любимые игрушечные животные”. Сегодня мы будем учиться выполнять орнамент на шкатулке.

Чтобы наш орнамент получился красивым и правильным, нам нужно вспомнить, что такое узор, или орнамент, как он создается.



III.

Мотивация к деятельности.

Цель: мотивировать учащихся на изучение темы

Наш урок я хочу начать вот с таких слов поэта Николая Заболоцкого:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.


2 слайд


VI.

Учебно-познавательная деятельность

— Последовательность изучения

— Обучающие и развивающие задания

— Актуализация знаний учащихся

Цель: сообщить учащимся знания о назначении и происхождении узоров; ввести в лексикон слова «орнамент», «мотив орнамента»

Где в окружающем мире встречается орнамент?

Учащиеся: Слайд 3 — 6

а) Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. Или очень красивы деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики. Он может быть очень красивым, например, из треугольников.

Учитель: Приведите примеры, где дома мы можем увидеть орнамент? Слайд 7, 8

б) Орнамент можно встретить и у себя дома – на обоях, на дорожке, на посуде. Орнаментом и раньше украшалась не только одежда и полотенца, узор покрывал прялки, шкатулки, лавки и сундуки. Его даже можно его увидеть на печенье, которое все мы любим. Он может состоять из ромбиков, кружочков, квадратиков. То есть орнамент украшает нашу жизнь.

Учитель: С чем можно сравнить орнамент? Слайд 9

в) Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы. Что такое интервал? Вот например, салют… Салют, потом маленький перерыв. А мы ждем. Когда появятся новые огоньки в небе. Потом снова салют, потом ждем, и так повторяется много раз. Вот также интервал есть и в орнаменте.

Учитель: Вывод: орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.

А что же такое раппорт? 10 слайд


Раппорт — повторяющаяся, законченная, часть орнамента.


— Задание: На орнаментах определить раппорт. 11 слайд


Что объединяет все эти узоры, орнаменты? 12 слайд (Во всех узорах есть части растений, поэтому они называются орнаментами с растительным мотивом.)

Чем похожи эти орнаменты? 13 слайд (Это орнаменты с животным мотивом.)


Чем похожи эти орнаменты? (Это орнаменты с человеческим мотивом.)

14 слайд


Из чего состоят эти узоры? 15 слайд (В этих орнаментах присутствует геометрический мотив.)


Но бывают и смешанные орнаменты 16 слайд


Виды орнамента по изображенным мотивам:


-геометрический,


— растительный,


-животный,


— антропоморфный


-предметный. 17 слайд


Какой вид орнамента изображен?

(Слайд 18)

Виды орнамента по форме построения:

-ленточный,

-сетчатый (непрерывный),

-композиционно замкнутый

(Слайд 19)

Чтобы создать орнамент надо знать принцип его построения. Ленточный орнамент создаётся путем ритмичного повторения данного или нескольких элементов в полосе определённого размера. В центрическом орнаменте, который используется для украшения предметов, имеющих форму круга, квадрата, треугольника, овала, ромба, повторяющиеся элементы размещают вокруг единого общего центра. Непрерывный орнамент создают для теоретически неограниченных плоскостей, например ткани. Его элементы могут повторяться сколько угодно раз.


Физминутка для глаз. (Слайд 20)

3 слайд


4 слайд


5 слайд


6 слайд


7 слайд


8 слайд


9 слайд









10 слайд






11 слайд


12 слайд


13 слайд


14 слайд


15 слайд


16 слайд


17 слайд



18 слайд




19 слайд










20 слайд
















VII.

Практическая работа


Цель: формировать умение принимать учебную задачу.


Сообщение плана работы.


А как вы думаете, что мы будем делать с вами на уроке в практической части? (рисовать орнамент).

Цель нашего урока — это изображение шкатулки в линейной проекции и составление орнамента.

— Вот и мы сегодня побудем в роли мастеров народного творчества, постараемся создать свою работу, вложить душу и любовь.


22 слайд

Несложно орнаменты нарисовать:
Берёшь элементы, рисуешь их в ряд.
И вот уже виден орнамент в рисунке,
И вот уже звёздочки ярко горят.
А также листочки и линии можно,
И птиц, и зверюшек… Поверьте, друзья!
Придумать орнаменты вовсе несложно,
И лишь без фантазии в этом деле нельзя!



— Теперь можно приступить к самостоятельной работе выполнения орнамента. 23слайд


Не забываем! 23 слайд


Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или групп узоров. Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. Необходимым условием успеха выполнения декоративного орнамента является применение линии симметрии и ритма. Симметрия — это соразмерность, полное соответствие одной половины целого другой половине. Ритм – это равномерное чередование, каких-либо элементов в декоративном искусстве. Чтобы создать орнамент надо знать принцип его построения. Учащиеся работают. Учитель осуществляет контроль.






21 слайд












22 слайд













23 слайд












VIII.

Оценка результатов деятельности


Цель: учить давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. (Все работы вывешиваются на доске)


Ребята, какие красивые шкатулки получились. Видите, как важно уметь работать.

Теперь надо свою работу проверить и оценить. Для этого посмотрите: — составляют ли ваши рисунки орнамент, какой орнамент; -аккуратна ли ваша работа. Разберите ваши рисунки и на обратной стороне покажите, как вы оцениваете свою работу.

Мои юные мастера, я вас благодарю за наш урок и желаю, чтобы вы всегда ценили не только свой труд, но труд других



IX.

Итоги урока


— уборка рабочего места.

(Слайд 24)

24слайд



Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Чем Земля отличается от других планет"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: