Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №20»
города Саров Нижегородской области
Конспекты уроков по изобразительному искусству во 2 классе по программе В.С. Кузина
«Гжельская роспись»
Подготовила:
учитель изобразительного искусства
Богачева Валентина Анатольевна
г. Саров
2012г
Содержание
1. Тема: «Лепка декоративного рельефа «Сказочная птица»»…………….3
2. Тема: «Волшебная гжель. Знакомство с гжельской росписью»
Декоративное рисование……………………………………………………..9
3. Тема: «Роспись рельефного панно по мотивам гжельской росписи»
Декоративное рисование……………………………………………………15
4. Приложение к урокам……………………………………………………….20
Проект урока.
Тема: «Лепка декоративного рельефа «Сказочная птица» ».
Место в системе уроков:
изучение этой темы запланировано согласно программе по изобразительному искусству под редакцией В.С.Кузина в разделе «Лепка» во втором классе. Этому уроку предшествует урок на тему: «Рисование птиц с натуры и по памяти».
Тип урока — комбинированный: повторение, изучение нового материала, выполнение творческого задания.
Форма урока — беседа, выполнение творческих заданий.
Эксперименты — использование методики НЛП (нейро-лингвистического программирования) на уроке.
Цели урока.
Общеобразовательные:
-научить правильно и выразительно передавать пропорции и форму птицы;
-дать понятие о рельефе, как об одном из видов скульптуры;
-познакомить с народными декоративными рельефами – изразцами;
-продолжать формировать умения необходимые для работы с художественными материалами;
-закреплять умение определять величину, расположение изображения в зависимости от формата.
Воспитательные:
-прививать любовь к народному искусству;
-развивать эстетический вкус;
-настраивать на праздничное восприятие произведений народного искусства;
-учить работать аккуратно, пользоваться стеком.
Развивающие:
-развивать творческое мышление, зрительную и образную память, внимание;
-развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Практические:
-учить слушать учителя;
-учить работать с товарищами;
-создание ситуации успеха, непринужденной обстановки.
Оборудование и материалы к уроку.
Для учителя:
1.Таблица «Изображение птиц в народном искусстве».
2.Репродукции с изображением рельефов, изразцов.
3.Детская книга «Глиняная радуга».
4.Образец для творческого задания.
На классной доске слова: птица-Сирин, рельеф, изразец, скульптор.
Для учащихся:
1.Тесто для лепки.
2.Доска, тряпочка, стек.
3.Плитка для рельефа (заготовка).
4.Раздаточный материал-мозаика.
5.Инструкционная карта «Последовательность работы над рельефом»
План работы.
1.Оргмомент. Объявление цели урока. 1-2мин
2.Повторение. 3-5мин
3.Беседа, рассказ о сказочной птице-Сирин. 5-7мин
4.Упражнение на внутреннюю визуализацию 3-5мин
5.Физкультминутка. 2-3мин
6.Объяснение последовательности выполнения творческой работы. 3-5мин
7.Самостоятельная работа. 10-12мин
8.Выставкка и обсуждение работ. 3мин
9.Подведение итогов урока. 2мин
| Учитель | Ученики | Обоснования |
1 | Здравствуйте, дети! Я очень рада нашему новому уроку. Садитесь. Сегодня на уроке мы узнаем о том, как изображали птицу наши предки, и вылепим панно в подарок маме. | Приветствуют учителя. Внимательно слушают цель урока. | Мотивация для дальнейшей работы. |
2. | Повторение. -Что мы рисовали на прошлом уроке? -А как вы думаете, почему человек любит рисовать птиц? –Мы знаем, как правильно нарисовать птицу. Что нужно нарисовать у каждой птицы? -А чем птицы отличаются друг от друга? -Я хочу предложить вам задание. Откройте конверты с мозаикой и соберите изображение птицы из геометрических фигурок. |
-Мы рисовали птиц. -Они приносят большую пользу.
-Фигура птицы состоит из: головы, туловища, хвоста, крыльев, лап. -У них разная форма лап, крыльев, клюва, шеи… -Ученики собирают фигурки птиц. | Связь с практической жизнью. Анализ формы.
Развитие творческого воображения, памяти, умения анализировать форму. |
3 | Беседа учителя о сказочной птице-Сирин. Стихотворение:
Прилетела птица райская, Садилась на тот сырой дуб. Пела она песни царские: Кто в эту пору- времечко Помоется росою с этой шелковой травы, Тот здрав будет. Неслучайно народные художники любят изображать птиц. Прилет птиц весной всегда радует человека. Птицы — гонцы весны, они предвещают начало сельских работ, наступление тепла. В народных поверьях и сказках Птица- символ света радости и счастья. Зарю в песнях и сказках нередко сравнивают с златокрылой птицей, несущей каждый день по золотому яйцу-Солнцу. Герои сказок отправляются в путь за жар-птицей. Изображение птицы встречаются повсюду: на посуде, рушнике, кокошнике, на наличниках, в ювелирных украшениях. Это не просто украшения — это оберег, который отгоняет злых духов, защищает человека и его дом. Часто птицу изображали в виде женщины (женская голова, туловище птицы). Эту птицу называли сладкоголосой птицей-Сирин, она была символом радости и счастья. Показываю детям таблицу и репродукции с изображением птицы в народном искусстве, отвечаю на вопросы. | Ученики слушают рассказ учителя, включаются в беседу, рассматривают иллюстративный материал.
Дети по желанию задают вопросы. | Сведения о народном искусстве, Обогащение знаний о народных традициях. |
4 | Упражнение на внутреннюю визуализацию. -Закройте глаза и попробуйте увидеть, услышать, почувствовать сказочную птицу. -Что вы видели? -Что вы слышали? -Что вы чувствовали? | Примерные ответы. -Я видел жар птицу. -Я слышал музыку. -Я чувствовал тепло, ласку… | Развитие репрезентативных систем (НЛП) |
5 | Физкультминутка- игра « Передай образ сказочной птицы» Ветка колышется – раз, Ветка колышется — два, Ветка колышется — три, Волшебная птица на ветке – замри! | Ученики показывают движения за учителем, после команды «Замри!» дети показывают разнообразные движения. | Развитие творческого воображения, создание праздничного настроения. Охрана здоровья. |
6 | -Вы увидели, как по-разному изображается сказочная птица народными мастерами, давайте, и мы попробуем вылепить птицу – счастья. Лепить человек начал очень давно, первым материалом была глина -Как называют человека, который создает объемные изображения? -Как называются изображения, которые можно потрогать руками? Скульптурные изображения бывают разные. Вот такими плитками с объемными изображениями человек украшал свой дом, называются они-изразцы (демонстрирую иллюстрации из книги «Глиняная радуга» с рисунками изразцов). Такой вид скульптуры, когда изображение выступает над плоскостью–называется — рельеф. -Ребята, вам понятно, что такое рельеф? Вот такое панно мы научимся лепить сегодня на уроке (демонстрирую образец). Для работы возьмем специальное тесто из муки и соли. Инструктаж по выполнению работы: А) нарисуйте птицу на плитке стеком, не забудьте о величине птицы и композиции расположения; Б) скатайте шарики и колбаски для головы, туловища, хвоста и крыльев; В) налепите шарики, слегка придавливая их, на обозначенное место; Г) по желанию украсьте птицу рельефными узорами. Во время рассказа демонстрирую последовательность выполнения работы. Прошу ученика рассказать о последовательности работы.
|
-Скульптор. -Скульптура.
-Рельеф-это объемное, выступающее над поверхностью изображение.
Ученик рассказывает о том, как он будет лепить рельеф.
| Закрепление, повторение знаний о скульптуре.
Знакомство и закрепление понятия — рельеф.
Умение правильно определять пропорции.
Выработка умений и навыков работы с материалом. Развитие логического мышления. Закрепление последовательности выполнения работы |
7 | Самостоятельная работа. Убираются все демонстрационные материалы и пособия. Детям дается установка на проявление творческой фантазии в работах. Постараемся сделать красивую, аккуратную, непохожую на другие работу, чтобы порадовать маму. Во время самостоятельной работы демонстрирую лучшие работы по этапам, выявляю и объясняю, как исправить типичные ошибки. | Работа учеников идет по трем уровням: 1.самостоятельная творческая работа 2. работа с помощью инструкционной карты 3. работа с помощью инструкционной карты и с помощью учителя. | Установка на творчество. Создание эмоционально положительного настроения. |
8 | Выставка работ. Дети демонстрируют свои работы. Предлагаю обсудить работы. -Какая работа самая красивая? Почему? -У кого птица самая веселая, сказочная, изящная … птица? -Что бы вам хотелось добавить или исправить в работе? | Ученики высказывают свои мнения, пожелания, восторги от работ | Учатся анализировать, выделять лучшее, видеть и исправлять ошибки любоваться результатами работы. |
9 | Выставление оценок за работу. -Давайте подведем итоги урока. О чем вы узнали на уроке? -С какими скульптурными произведениями мы познакомились, как их называют? -Чему мы научились на уроке, что мы сделали и для кого? -Дома обратите внимание, где в вашей квартире есть рельефы? -О чем бы вы еще хотели узнать и чему научиться? Благодарю детей за работу. | Мы узнали о том что, почему и как русские люди изображали птицу. Птица-это берегиня, символ счастья. -Мы узнали о рельефных плитках, их называют изразцами. -Мы вылепили рельефное панно со сказочной птицей. -Узнать о других народных мастерах, научиться их секретам. | Анализ. Чему научились, что нового узнали на уроке, и как это пригодиться в жизни.
Установка на будущее. |
Проект урока.
Тема: « Волшебная гжель. Знакомство с гжельской росписью ».
Декоративное рисование.
Место в системе уроков.
Изучение этой и последующей темы запланировано согласно программе по ИЗО под редакцией В.С. Кузина в разделе «Декоративное рисование» во втором классе, изучение этой темы планируется на двух уроках.
Тип урока.
Изучение нового материала и выполнение творческого задания.
Форма урока.
Рассказ-беседа с элементами практической и творческой работы.
Методы.
Объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, проблемный, экспериментальный (использование методики НЛП в образовании).
Цели урока.
1.Общеобразовательные:
-познакомить учащихся с гжельской керамикой, приемами гжельской росписи;
-научить применять простейшие приемы, элементы и мотивы гжельской росписи: мазок с растяжкой цвета, точки, сеточка, трехлопастный цветок, штрихи, дужки;
-продолжать формировать навыки и умения рисовать кистью.
2.Воспитательные:
— прививать любовь к народному искусству;
-развивать эстетический вкус;
-настраивать на праздничное восприятие произведений народного искусства;
-прививать аккуратность при работе с красками.
3.Развивающие:
-развивать творческое воображение, мышление, учить вариации и импровизации в работе;
-развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
-развивать зрительную и слуховую память, внимание.
4.Практические:
-учить работать с товарищами;
-создание ситуации успеха и творческой атмосферы.
Оборудование и материалы к уроку.
Для учителя:
1.Таблицы: «Приемы гжельской росписи», «Сказочные птицы».
2.Образцы гжельской керамики.
3.Видеофрагмент «Глиняное чудо».
4.Детские работы.
5.Музыкальный фрагмент «Голоса птиц».
6. На классной доске выписаны слова: гжельская керамика, кобальт, фарфор, мазок с растяжкой цвета.
Для ученика:
1.Художественные материалы: краски, кисти, палитра, альбом, тряпочка, баночка с водой
2.Конверты с разрезными картинками с гоородецкой и полхов-майданской росписью (готовит учитель).
3.Заготовки для выполнения творческой работы (готовит учитель)
План работы.
1.Оргмомент. Объявление темы и цели урока. 1-2 мин.
2.Повторение. 7 мин.
3.Объяснение нового учебного материала 10 мин.
4.Физкультминутка 1-2 мин.
5.Выполнение упражнений 6 мин.
6.Выполнение творческого задания 8-10 мин.
7.Итоги урока и выставка работ 3 мин.
| Учитель | Ученики | Обоснование |
1 | Оргмомент. -Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть вас. Садитесь. Объявление темы и цели урока. -Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. Вы побываете в гостях у народных мастеров, узнаете их секреты, познакомитесь со сказочной принцессой Гжель, она поможет и подскажет нам, как можно расписать подарки для мам к празднику 8 марта. | Знакомятся с целями и задачами урока. | Постановка целей, настрой на успешную работу. |
2 | Повторение. -Ребята, а какие подарки вы приготовили мамам к празднику? -Подскажите мне, как называется человек, который создает объемные произведения? -С какими примерами рельефного изображения нас познакомили народные мастера? Посмотрите на нашу птицу, а как вы себе представляете сказочную птицу? Закройте глаза. — Что вы видите? Что вы слышите? Что вы чувствуете?
-Дети, скажите, пожалуйста, символом чего была птица на Руси? Посмотрите на доску, сказочные птицы услышали вас и прилетели к нам на урок. Посмотрите внимательно и ответьте, кто нарисовал этих птиц? -Ребята, вспомните названия городецких цветов.
-Чем любят украшать свои изделия полх-ов-майданские мастера? Задание на повторение. Откройте конверты и составьте картинки с полхов — майданской и городецкой росписью. Во время самостоятельной работы помогаю слабым ученикам. Благодарю ребят за работу, отмечаю тех, кто правильно и быстро собрал картинки. | -Вылепили рельефное панно.
-Скульптор.
–C изразцами.
Упражнение на внутреннюю визуализацию. Дети закрывают глаза, рассказывают. -Я видел жар птицу. -Я слышала пение птиц. Я чувствовал радость прикосновения ветра. -Символом счастья, солнца. Дети узнают и называют городецкую и полхов-майданскую роспись -Розан, купавка.
-Цветами, яблоками, ягодами.
Ребята составляют картинки. | Закрепление знаний полученных на пред. уроке.
Развитие репрезентативных систем
Повторение знаний о полх-майданской и городецкой росписи.
Развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, выделять основное. |
3 | Объяснение нового учебного материала. -Ребята, посмотрите: наша птица тоже присела на ветку, но какая она необычная. Какого она цвета? Упражнение на внутреннюю визуализацию. Закройте глаза и постарайтесь увидеть услышать и почувствовать синий цвет. -Что вы увидели? -Что вы услышали? -Что вы почувствовали? Молодцы, ребята, мы знаем, что синий цвет какой? А сейчас, дети, я расскажу вам сказку. Слушайте и запоминайте. Сказка о принцессе Гжель. Далеко, далеко за синими морями, за синими горами растет волшебный лес. Все в этом лесу и цветы, и животные и деревья сделаны из белой глины, они фарфоровые. А в глубине леса на полянке, стоит фарфоровый дворец и живет в нем сказочная принцесса Гжель. Если тихо-тихо повторить это имя-Гжель, Гжель, Гжель, то вы услышите, как тонко звенит колокольчик, или как звонко играет капель. У принцессы есть волшебная краска, называется она кобальт. Окунет принцесса кисть в кобальтовый цвет, дотронется кистью до фарфорового дерева, и расцветут на дереве синие цветы, и вспорхнут с ветки голубые птицы, и запоют они песни о счастье. Весь день кружит волшебная кисть по лесу и закручивает травки – усики, взлетают и порхают с одного цветка на другой синие бабочки и голубые стрекозы. Трудится кисть без устали и оставляет за собой разные оттенки синего цвета. Вот бежит она тонкой ниточкой нежно голубого цвета, а вот сочный широкий мазок темно синего цвета. Легко движется кисть, выписывает каплевидные, дугообразные мазки, они то разворачиваются веером, то разлетаются брызгами, то сходятся вместе. Можно часами любоваться яркой голубизной кобальтового цвета на сверкающе-белом фоне. Эту сказку увидели во сне народные мастера из подмосковной деревни Гжель, и захотелось им перенести эти чудесные сочетания синего и белого на свои керамические изделия. Вот уже более 650 лет радуют нас мастера из Гжели своим искусством. Просмотр видеофрагмента. (Видео-касета «Народные промыслы») Демонстрация образцов гжельской керамики.
4.Физкультминутка. Сначала напишем в воздухе слово «Гжель». А теперь нарисуем синее море (плавные линии без отрыва руки)
-Нарисуем белые гребешки-дуги. (с отрывом руки)
-Попробуем нарисовать капельки дождя (мазки с нажимом) -Нарисуйте отгадку: “Через речку повисло красное коромысло». -Что вы нарисовали? -Молодцы.
|
-Синего цвета.
Дети закрывают глаза. -Я увидел колокольчик. -Я услышал звон. -Я чувствовал холод. -Синий цвет холодный.
Дети слушают сказку и рассматривают расписное панно.
Дети повторяют в воздухе движения за учителем.
Ученики рисуют в воздухе отгадку. -Радуга.
| Повторение знаний о холодных цветах.
Развитие репрезентативных систем.
Сказка метафора для развития репрезентативных систем.
Знания об основных приемах и элементах гжельской росписи.
Охрана здоровья учеников.
Развитие творческого мышления и воображения. |
5 | Упражнение. -Выполним упражнение вместе со мной: -рисуем волнообразную линию; -рисуем мазки с растяжкой цвета; -рисуем дугообразные линии; -рисуем узор «сеточки» и «точки»;
-рисуем цветок с листочками и усиками. Во время фронтальной работы помогаю слабым ученикам, указываю на ошибки в работе, демонстрирую лучшие работы. | Ученики выполняют работу вместе с учителем. | Отработка умений и навыков по выполнению приемов гжельской росписи. Установка на успешное выполнение задания. Развитие графических умений и навыков. |
|
|
|
|
6
7
| Творческое задание. Вы видите ребята, что художник не до конца расписал чашку, давайте поможем ему. Во время выполнения задания в классе звучит музыка «Голоса птиц», проводится индивидуальная работа со слабыми учениками, демонстрируются лучшие работы (подсказываю ученикам, как исправить ошибки в работе).
Выставка детских работ. Ребята демонстрируют работы. Предлагаю проанализировать работы. -У кого получилась самая красивая чашка? -Кто смог передать цветовую растяжку? -Что посоветовать ученикам, чтобы работа получилась интереснее? Оцениваю работы детей. -Подведем итоги урока. Что нового вы узнали на уроке? -Где нам могут пригодиться знания о гжельской росписи? -Чему еще вы хотели бы научиться на уроках ИЗО?
Молодцы ребята вы хорошо потрудились. | Сильные и средние ученики самостоятельно выполняют работу, слабые ученики пользуются образцами по рекомендации учителя.
.
Дети учатся анализировать работы, радуются результатам своего труда.
-Мы узнали о гжельской росписи. В украшении рельефного панно. -Я хочу больше узнать о народных художниках и научиться рисовать так же красиво. | Якорение на успех, атмосфера творчества. Развитие творческого воображения.
Атмосфера сотрудничества. Развитие умения анализировать. Чувство удовлетворения. |
Проект урока.
Тема: «Роспись рельефного панно по мотивам гжельской росписи ».
Декоративное рисование.
Тип урока.
Урок обобщений и систематизации знаний
Форма урока.
Урок импровизация, беседа повторение, объяснение, творческое задание.
Метод.
Проблемный.
Цели урока
1.Общеобразовательные:
-закреплять полученные знания о гжельской росписи;
-закреплять знания основных приемов и элементов гжельской росписи: растяжка цвета, сочетание белой и синей краски, мазки, точки, сеточка, дуги, травки-усики, листочки, роза;
— закреплять знания об орнаменте;
-закреплять знания о композиции;
— учить работать кистью, пользоваться палитрой.
2.Воспитательные:
-формировать у школьников основы целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти;
-развивать эстетический вкус;
-воспитывать аккуратность.
3.Развивающие;
-развивать творческие способности;
-привести к умению создавать художественный образ вещи на основе импровизации, вариации;
— привести к умению выражать свое отношение к искусству и действительности.
4.Практические:
-учить быстро включаться в работу,
-создавать атмосферу сотрудничества и ситуацию успеха для решения творческой задачи.
Оборудование и материалы к уроку.
Для учителя.
1.Репродукции с изображением гжельской керамики, изделия с городецкой, полхов-майданской и гжельской росписью.
2.Видеофрагмент о гжельской росписи.
3.Графопроектор, магнитофон.
4.Детские работы.
5.Музыкальный фрагмент «Звуки леса»
6.На классной доске слова: гжельская керамика, орнамент, растяжка цвета, кобальт, фарфор.
Для ученика.
1.Художественные материалы: краски (синяя и белая), палитра, кисти, тряпочка, баночка с водой.
2.Рельефное панно.
3.Карточки «Элементы гжельской росписи» (готовит учитель).
4.Раздаточный материал для упражнения «бусы». ( готовит учитель).
План урока.
1.Оргмомент. — 1-2 мин
2.Повторение и закрепление основных элементов гжельской росписи. — 7мин 3.Физкультминутка. — 3 мин
4.Объяснение: инструктаж по последовательности выполнения работы. 8мин
5.Самостоятельная работа. Роспись панно. -15 мин
6.Выставка и обсуждение работ . — 3мин
7.Подведение итогов урока. -2 мин
| Учитель | Ученики | Обоснование |
1 | Оргмомент. -Здравствуйте, дети. Садитесь. Сегодня мы будем расписывать рельефное панно, которое вы подарите вашим мамам на праздник |
| Взаимное приветствие. Повысить познавательный интерес к работе. |
2 | Повторение. Игровой момент: «Сказочный короб». -Ребята, посмотрите, нам прислали волшебный короб. Давайте посмотрим, что внутри. Достаю из короба изделия народных мастеров -Ребята, кто же нарисовал такую красоту? Вы, знаете? Оцениваю ответы учащихся, предлагаю сильным ученикам исправить ошибки. Благодарю за активность в работе. -Я очень рада, ребята, что вы правильно назвали изделия гжельских мастеров. А сейчас закройте глаза и постарайтесь ответить на вопросы: «Что вы видите, что вы слышите, что вы чувствуете, когда я произношу слово «гжель»»?
Задание. Придумайте короткую метафору о гжельской росписи. Назовите своему товарищу слова, постарайтесь связать их со словом гжель. Учитель помогает ученикам, благодарит за интересные ответы. -Посмотрите на доску и назовите основные элементы и приемы гжельской росписи. Какими цветами рисуют художники Гжели? -Как называется синяя краска? -Какие узоры и орнаменты любят рисовать гжельские мастера?
Просмотр видео фрагмента. (видео-касета «Народные промыслы») В конце повторения учитель читает стихотворение: Фарфоровые чайники, Подснежники, часы, Животные и птицы Невиданной красы… Деревня в Подмосковье Прославилась теперь, Известно всем в народе Ее названье-Гжель, Гордятся в Гжели жители Небесной синевой, Не встретите на свете Вы красоты такой. Голубизну небесную, Что сердцу так мила Кисть мастера на чашку Легко перенесла. |
Дети узнают и называют изделия.
Упражнение на внутреннюю визуализацию. Дети с закрытыми глазами отвечают на вопросы -Я вижу подснежник… -Я слышу музыку… -Я чувствую радость…
Дети работают в паре, придумывают короткие метафоры. -Гжель-как веселый смех, который поднимает настроение. _-Мазки с растяжкой цвета, узор сеточка, дуги, цветы с усиками и тд. -Синим цветом по белому фону. -Кобальт. -Мастера любят рисовать цветы, листья, животных, они любят рисовать геометрические орнаменты.
|
Проверяю знание городецкой, полх-майданской, гжельской росписи.
Повышение активности класса.
НЛП развитие репрезентативных систем.
Развитие образного мышления, чувство уверенности в себе и взаимопомощи.
Закрепление основных знаний о гжельской росписи. Повышение активности класса. |
3 | Физкультминутка. Игровая форма. Упражнение на знакомство с понятием светотональности. -Ребята, беда! Принцесса Гжель рассыпала свои бусы. Давайте поможем ей, соберем бусы. Посмотрите, здесь бусины разных цветов, выберите, которые подходят для принцессы, помните о цветовой растяжке. А теперь представьте, что вы бусинки, выходите в круг, поиграем. |
Дети собирают бусы, работают в паре.
Дети выбегают, становятся в круг, водят хоровод. | Атмосфера сотрудничества, предупреждение утомления |
4 | Объяснение. Выдвигаю проблему: «Как украсить рельефное панно, пользуясь элементами гжельской росписи? С помощью графопроектора показываю последовательность выполнения работы на примере панно на тему «Бабочка». Показываю композиционные правила расположения росписи с учетом выразительности формы, как можно направить орнамент, выбрать ритм, узор, учитывая особенности украшаемого изделия. Украшение. а) анализ формы (крылья, голова, брюшко), б) как выделить главное, на какую часть панно обратить большее внимание, варианты работы, в) как украсить фон: варианты орнаментов. Во время объяснения указываю на возможные ошибки: а) украшение перегружено росписью, б) не выделено главное в изображении в) нет цветовой растяжки. По желанию предлагаю рассказать о своей работе сильному ученику, В конце объяснения предлагаю ученикам выполнить упражнение на смешивание цветов на палитре. |
Дети участвуют в работе, предлагают свои варианты украшения.
Дети самостоятельно работают с палитрой. |
Развитие логического мышления.
Развитие умения предвидеть и устранять ошибки. Умение пользоваться палитрой. |
5 | Самостоятельная творческая работа. -Возьмите в руки волшебные кисти, вы сегодня настоящие художники, творите! Во время самостоятельной работы создаю творческую атмосферу, якорю детей на успешную работу, показываю варианты работы. Указываю на ошибки. Индивидуально работаю со слабыми учениками. Во время самостоятельной работы весь демонстрационный материал убирается. В классе звучит музыка.
| Дети сильного и среднего уровня выполняют роспись –импровизацию самостоятельно. | Активизация творческого воображения. Закрепление приемов кистевой росписи. |
6 | Выставка детских работ. Ребята отвечают на вопросы: -Какая работа самая красивая, почему? -Кто сумел передать настроение птицы? Высказываю одобрение по поводу детских работ, оцениваю работы. |
Ребята аргументируют свои ответы. | Атмосфера сотрудничества, умение анализировать. Чувство радости и сопереживания. |
7 | Итоги урока. -Итак, ребята подведем итоги урока. -С какой росписью мы познакомились и чему научились на уроке? -Что вам понравилось на уроке?
-Чему бы вы еще хотели научиться на уроке?
-А можете вы узнать гжельскую роспись? -Молодцы, спасибо за работу.
| -Мы познакомились с гжельской росписью, научились расписывать панно. -Расписывать сказочную птицу. -Хочу узнать о других народных мастерах. -Да.
| Чувство удовлетворения от урока. Практическое использование знаний. Перспектива на будущее. |
Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.
Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.
Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997
Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991.
Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993
Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г.
Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.
Приложение к урокам
Рельефное панно «Принцесса Гжель»
Образец детской работы
Открытки с изображениями изразцов
Образцы гжельской керамики, заготовка для выполнения упражнения
Таблица «Изображение птицы-Сирин в народном искусстве»
Инструкционная карта для ученика
Таблицы «Приемы гжельской росписи»
Таблицы «Изображение птиц в народном искусстве»
2