Конспект урока по ИЗО.
Рисование с натуры условно плоского предмета (лист березы)
Программа: «Изобразительное искусство»
Тема: Рисование с натуры условно плоского предмета (лист березы)
Цель: Формирование умения передать форму, размер и цвет листа березы на альбомном листе
Задачи:
Образовательные:
1.Научить различать оттенки красок.
2.Формирование умения подбирать оттенки цветов, соответствующих реальному изображению.
Развивающие:
1.Формирование самоконтроля.
2.Формирование внимательности.
3.Развитие продуктивного воображения, образного представления.
4.Развитие изобразительных способностей.
5.Развитие глазомера, мелкой моторики, ориентировки в пространстве.
6.Развитие самостоятельности.
Воспитательные:
1.Воспитание интереса и любви к искусству.
2.Воспитание уважения и любви к растениям.
Тип урока:
По дидактической цели – изучение нового материала
По структурной единице – простой
По содержанию – рисование по представлению
По способу проведения – урок выполнения практической работы
По форме организации учебной деятельности учащихся – индивидуальный
По познавательной деятельности – репродуктивный
Методы:
По источнику информации:
— словесные: беседа, объяснение.
— практические: практическая работа.
Инструменты и оборудование: лист березы, кисти, акварель, непроливайка, карандаш, ластик, альбом, палитра, салфетки бумажные или тканевые.
.
Ход урока | Примечания | |
1.Орг. момент | Добрый день, ребята, наш урок труда начался. Дежурные, проверьте, пожалуйста, порядок на партах и готовность к уроку.
|
|
2.Вступительная беседа. | Послушайте музыку и стихи и подумайте, какое время года описывается?
«Унылая пора! Очей очарованье!
Какое время года описано? (Осень.) Как вы догадались? (природа увядает – опадает листва, природа готовится к зиме, багровые и золотые листья) Как называется осень, когда листья становятся разноцветными? (Золотая осень.) Ребята, посмотрите на репродукцию картины Исаака Левитана «Золотая осень» Какие приметы золотой осени вы увидели на картине? (Цвет неба, воды, травы, листьев.) Что вы видите на переднем плане? (Реку.) Опишите правый берег (ответы детей) Какие деревья растут на левом берегу? Что вы видите вдали? (деревню среди деревьев) Каков цвет речки вблизи? (темно-синяя) Какова речка вдали? (голубая) Почему? (Отражается небо: вблизи — отражение над головой темно-синее; вдали-светло-голубое.) Какие у вас возникают чувства, когда вы смотрите на картину? (ответы детей) Посмотрите на свои столы. Догадайтесь, что мы будем сегодня рисовать? (лист березы) Чем мы будем рисовать? (карандашом и акварелью) А как мы будем рисовать? Мы будем представлять лист? (нет, смотреть на него) Да, этот способ рисования называется рисование с натуры. | Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского
Открываем репродукцию «Золотая осень» |
3.Анализ образца | Я сказала, что лист березы мы будем рисовать с натуры. А что, значит, рисовать с натуры? (предмет должен быть перед глазами) Как назовем тогда лист березы? (натура) Назовите части листа. -Что это? (листовая пластина) — Что это? (черешок) — Что видно на листовой пластинке? (прожилки) — Итак, назовите части листа (ответы детей) — Посмотрите, что больше – высота или ширина листа? (высота) — Значит, как надо положить бумагу? Покажите (вертикально) — На какую фигуру похож лист? (На треугольник) Что вы можете сказать об окраске вашего листа? (присутствуют зеленые, желтые и оранжевые оттенки) |
Учитель показывает листовую пластинку, если не отвечают, говорит сам. |
4.Планирование работы | Ребята, каким должен быть рисунок? (крупным, выразительным, правильно переданы пропорции и цвета) Как будем располагать осенний лист по отношению к высоте и ширине всего альбомного листа.? (в центре листа) В основе построения листьев лежит приём симметрии. Ось симметрии – это прямая, которая проходит через центр предмета и делит его на две одинаковые половинки. Если мы проведём прямую через центр сверху вниз, то получим одинаковые половинки. Также и у наших листьев есть ось симметрии. Посмотрите на свои листья, которые у вас на парте лежат и найдите линию симметрии. Что совпадает у листика с осью симметрии? (Жилка листика, черенок листика.) Какие линии мы должны сначала провести? (осевые линии) Да, берем в руку карандаш и намечаем горизонтальную и вертикальную линии. Ребята, эти линии будут для нас вспомогательным, поэтому должны быть еле видны. Мы начнем рисовать наш березовый лист простым карандашом. Что для этого необходимо вспомнить? (правила работы с простым карандашом) Правильно, кто мне их напомнит? (Карандаш должен быть хорошо заточен, линия должна быть легкая, без сильного нажима) Сначала тонкой линией проводим через центр листа центральную осевую жилку и черенок листика. Затем на этой линии отмечем длину листика без черенка, потом намечем ширину листика. Что делаем дальше? (Далее прорисовывается основная форма листика) Мы рисуем лист берёзы, какой будет его основа? (треугольник) Затем тонкой линией нанесем очертания левой и правой сторон листика. Посмотрите, какие края у березового листа? (острые, зубчатые) Какой должна быть линия? (Линия должна быть тонкая и отрывистая, штрих – раздельный) Когда наши рисунки в карандаше будут готовы, нам останется только раскрасить их. Вы уже сказали, что ваши листики желтые, зеленые, в них есть вкрапления оранжевого, но у кого то цвет ярче, насыщенней, как это передать на рисунках? (Если взять больше краски, то получится насыщенный цвет, а если добавить воды, цвет станет бледнее) Все верно, так можно получить самые разные оттенки. А теперь посмотрите, все ли цвета есть в ваших наборах? А как можно получить оранжевый цвет? (на палитре смешать желтый и красный) Для того, чтобы приступить к цветовому покрытию нашей работы, что мы должны помнить? (Правила работы с кисточкой и красками) Кто нам их напомнит? (Нужно аккуратно смачивать кисточку в воде, не затирать волос. Нельзя пачкать краски грязной кисточкой (т. е. в другой краске). Нельзя кисточку тереть о бумагу, а также должны держать опущенной в воде) Ребята, а теперь нам нужно ластиком убрать ненужные линии. Затем весь рисунок (в пределах указанного контура) заливается слабым цветовым тоном, слабее по цвету, чем в натуре. После, дадим первому слою немного подсохнуть, покрываем повторным слоем краски. Что происходит с цветом? (цвет усиливается, насыщается) Да, то есть становится более выразительным. Теперь нам нужно кончиком кисти прорисовывать края листа раздельным мазком, прожилки листа и черенки. Каким можно сделать цвет (более насыщенным) Как этого добиться? (добавить в него немного коричневого) Ребята, мы разобрали с вами все этапы работы, но перед тем как приступить, помните, что ваш листик должен быть правильно расположить на альбомном листе, так же он должно быть соответствие формы листика и его начертаний и соответствие цветового решения листика натуральному листу. |
Опрос нескольких учеников |
5.Практическая работа |
| Учитель ходит по классу, помогает. |
6.Уборка рабочих мест | -Пока ваши работы сохнут, уберите свои рабочие места: вылейте воду из стаканчиков, промойте их и кисточки, закройте краски и уберите. |
|
7.Рефлексия | Чему учились вы сегодня на уроке? (Передавать форму и цвет листьев берёзы и осины.) Как мы ее рисовали? (с натуры). Какие умения закрепляли? (Правильное расположение рисунка на листе.) Чему еще научились? (правильно подбирать цвета, смешивать цвета, чтобы получить другой, правильно и красиво располагать фигуры на листе, тщательно вырисовывать мелкие детали) Что понравилось делать? Что показалось трудным? |
|
Литература: 1)Изобразительное искусство 2 класс. Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной.-Волгоград.-2005.
2) В. С. Кузина, Э. И. Кубышкина Изобразительное искусство 1 класс
Приложение№1
Оформление доски:
План работы:
1.композиция рисунка.
2.выполнение карандашного наброска.
3.заливка контура цветом.
4.прорисовывание деталей.