Конспект урока по ИЗО «Роспись пасхальных яиц» 5 класс


Кравченко Галина Сергеевна

МАОУСОШ № 1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева

Учитель ИЗО



Тема урока: Роспись пасхальных яиц.

Цели: 1)Познакомить детей с историей возникновения символа праздника Светлой Пасхи; показать и познакомить с видами росписи и покраски яиц; выполнить покраску яйца.

2)Развивать воображение, мелкую моторику рук, получить эмоциональную разрядку.

3)Воспитывать интерес к религиозным праздникам; уважение друг к другу.

Материалы, инструменты, оборудование для учителя: ИКТ, готовые изделия, выполненные учителем, корзинка для яиц, коробочка, деревянное расписанное яйцо.

Материалы, оборудование, инструменты для учащихся: салфетки, кисти, краски, баночка, ватные палочки, маркеры.

  1. Организационный момент.

  1. Приветствие:

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Вы проверьте всё сейчас

Что к уроку есть у вас.

Все за парты дружно сели

На меня все посмотрели. Слайд № 1

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.

Добрый день дорогие ребята!

Прежде, чем начать занятие, проверим, всёли у вас готово к уроку. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в них говорится:


  1. Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

(Кисточка)



  1. Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота,

Там глядишь – красота.

(Краски)



  1. Как называются краски, которые вы принесли? (Гуашь)



  1. Чёрный ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт

Там линия пройдёт. ( Карандаш)





Ещё нам сегодня будут нужны баночка с водой, палитра и салфетки, яйцо из под киндера.

Подготовка красок к работе.

— Смачивание красок.

  1. Актуализация знаний

Сегодня наше занятие будет необычным. Мы совершим не большое путешествие во времени, к русским народным традициям. Для этого закройте все глаза и досчитайте до 3.

Звучит праздничный колокольный звон.

На фоне этой музыки я читаю стихотворение.

Слайд № 2.

Светлый праздник приходит на Землю,

Мир и счастье несет нам он,

И со всех колоколен окрестных

Слышен чистый, кристальный звон.

Пусть же радость поселится в сердце,

Отразится в нем свет небес.

Ясных дней вам и новой надежды,

Потому что Христос воскрес!

Учитель: О каком празднике говорится в стихотворении?

Дети: о Пасхе

Учитель: правильно.

День Пасхи — самый главный день православного церковного года. Православные христиане называют этот день « праздником праздников и торжеством торжеств». Он символизирует победу добра над злом, света над тьмой, и означает воскресение из мертвых Иисуса Христа.

Учитель: Что вы знаете о традициях празднования Пасхи?

Дети: На пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца.

В этой коробочке лежит главный символ наступающего праздника.

Отгадайте загадку

Белое, круглое,

Долго лежало,

вдруг затрещало.

И неживое.

А живым стало.


( я демонстрирую им деревянное яйцо.)


Ребята, а вы знаете, какими яйцами принято обмениваться в этот праздник? (красивыми, украшенными и расписными)

Совершенно верно ребята, существует такая традиция в этот день ходить друг к другу в гости и обмениваться крашеными и расписными яйцами.

«Дорого яичко во Христов день» — так гласит известная русская пословица.

Вы догадались, какая тема сегодня нашего урока?

III. Изучение нового материала

И тема сегодняшнего урока звучит так: Роспись пасхальных яиц.

Слайд № 3

Попробуйте определите цель нашего урока.

Ответы детей.

Сегодня на уроке мы узнаем, почему православные христиане красят яички, и я хочу вам предложить выполнить подарок своими руками, который будет очень приятно получить в этот праздник. Ведь главное это внимание!

Но прежде

Ребята, а кто знает историю этого символа?

Ответы детей.

Обычай дарения крашеных яиц на Пасху по церковным преданиям восходит к Марии Магдалене. История сохранила нам такое предание

Ученики читают стихотворение. Слайд № 4


В рассветной дымке таяла долина,

Над облаками золотился Крест.

Пришла к царю Мария Магдалина,

Весть принесла:

«Иисус Христос воскрес!»


— Нет, женщина, тебе я не поверю!

Фантазии и вымыслу есть мера,-

Мысль оживила властное лицо.-

Как не поверю я, что белое яйцо,

Тобою принесённое мне в дар,

Вдруг станет красным, вспыхнет, как пожар!


Царь замолчал, но с этими словами

Свеченье разлилось над головами,

Стеснилось и замедлилось дыханье,

Казалось, где-то музыка звучит.

Яйца коснулись тёплые лучи,

Оно зажглось в лучах, затрепетало

И, словно Кровь Христова, алым стало!


С тех пор в память об этом событии, символизирующем веру в воскрешение Христа, мы красим яйца на Пасху и дарим их друг другу.

Украшение пасхальных яиц занимает одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве.

Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить.

Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда всё это понесут в церковь, чтобы освятить.

Красят яйца обычно в Чистый четверг, и именно ваши мамы, бабушки будут этим заниматься.

Расскажите, пожалуйста, как у вас в семье красят яйца?

( рассказы детей)

Учитель

Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных. Это и покраска в отваре луковой шелухи или коре деревьев, и оплетение бисером, и роспись красками.


Существует множество видов росписи пасхальных яиц. По способу окраски и росписи можно выделить 5 видов. Слайд № 5

В нашей славянской культуре известны: крашенки, драпанки, крапанки, писанки.

Работа учащихся в группе.

Каждая группа читает информацию об определённом виде росписи, а затем рассказывает классу.

1

Название «крашенка» произошло от слова «красить». В средние века крашенки, освященные в церкви, становились святым подарком. Ими благословляли молодых, поминали умерших. Чтобы быть красивым и уберечься от болезней умывались водой, в которой пролежала крашенка.

В старину крашенки готовили в луковой шелухе. Существовал и другой способ изготовления крашенок: яйца обматывали сухими листьями березы, дуба, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные яйца».

Сегодня крашенки можно изготовить, отварив яйца в растворе теплой воды с пищевым красителем.

2

Название «драпанка» произошло от слова «драпать». На окрашенное темной краской яйцо наносили карандашом узор. Затем с помощью какого-нибудь острого предмета-ножа, толстой иглы выцарапывали на яйце нанесенный рисунок.

3

Название «крапанка» произошло от украинского слова «крапать». На окрашенное каким-либо цветом яйцо наносили капли горячего воска. Как только воск застывал, яйцо опускали в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо помещали в горячую воду. Воск таял, и получалась красивая крапанка.



4

Малёванка – это более сложный вид. Используется воск и специальные кисти или же просто кисточки, которыми разрисовывалось яичко. Женщина или дети рисовали на яичке всё, что захочется.



5

Яйца «писанки» — это искусно расписанные яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. В красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С писанками существовало много обрядов, но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берётся писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет.

Предназначались писанки лишь для дарения. Красить писанки полагалось с первым ударом колокола, только в хорошем настроении, читая специальную молитву.

Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный, чёрный.

Сначала на яйцо наносится сетка из разных пересекающихся фигур. Сетка называется разводом.

Развод – основа орнамента Писанки. Позволяющий легко и просто нанести на поверхность яйца самый сложный узор.

Носик кисточки макают в растопленный воск и покрывают горячим воском, те части орнамента, которые на Писанке должны быть белыми. После нанесения воска яйцо окунают в жёлтую краску на 1-2 минуты. Вынув яйцо из краски. Промачивают мягкой салфеткой. Потом покрывают те части узора. Которые должны быть жёлтыми, и окунув яйцо в красную краску. рисуют линии и поля, которые должны быть красными и красят яйцо в чёрный цвет. Завершив крашение и роспись, яйцо помещают тёплую духовку или нагревают над пламенем свечи. Когда воск на скорлупе растает. Стирают салфеткой, и ярче огня вспыхнет Писанка. Смазывают жиром или покрывают тонким слоем лака.

Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные Писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца.

Учащиеся рассказывают о каждом виде росписи. Слайд №6

Учитель: Цвет и рисунок на Писанке имели свое значение. Слайд № 7-8

Сейчас я предлагаю их внимательно рассмотреть и вспомнить их значение.



Солнце означало символ света и жизни.

Крест – знак четырех сторон света.

Ветка – символ вечной жизни.

Треугольник – символ огня.

Красный цвет означал радость жизни.

Волнистые линии (меандр) – знак воды

Зигзагообразная линия – это знак молнии

Треугольник или ромб с точкой – это символ достатка и богатства

Ромб – символ урожая

Круг – символ солнца

Завитки и спирали — это знаки космической силы.

Точки — знаки плодородия




Желтый – звезды, хлеб.

Голубой – здоровье.

Зеленый – пробуждение природы.



Физминутка

( по выбору учителя) Слайд № 9


IV. Практическая работа

Пришло время приступить к выполнению росписи. Сейчас вам предстоит, используя наглядность нанести на яйцо разнообразные, понравившиеся вам, линии при помощи маркера и выполнить работу в цвете, используя кисточки или ватные палочки и гуашь. Время работы ограничено – 20 минут. Кто справится с работой быстро, может приступить к росписи подставки.

Во время практической работы звучит музыка. Слайд № 10

V. Подведение итогов.

Выставка работ, сравнительный анализ (учащиеся кладут яйца на блюдо)

Молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые сувениры у вас получились.

Скажите, чьи работы вам больше понравились и почему?

Что заполнилось больше всего на сегодняшнем занятии?

В этот праздник принято дарить друг другу подарки. Мы подарим наши сувениры своим любимым и близким, когда наступит Великий праздник Пасха, в этом году она приходится на 5 мая.

Кому вы подарите свой сувенир?

Учитель ставит оценки за работу.


9. Рефлексия.

Учитель: На доске вы видите нарисованную корзину. На парте у каждого лежат разного цвета пасхальные яички из цветной бумаги. Давайте заполним корзину и узнаем, какое у вас было на уроке настроение. Если хорошее – желтое яичко, отличное – красное, плохое – синее. Слайд № 11

А теперь для того, чтобы вернуться в настоящее время нам необходимо провести не большой ритуал: давайте зажжём свечу. Свеча – это символ тепла и уюта. Встанем в круг, возьмёмся за руки и глядя на горящую свечу произнесём свои искренние пожелания друг другу по кругу, начинает учитель.

Будьте здоровыми, счастливыми, удачливыми, добрыми, отзывчивыми, внимательными, аккуратными, красивыми, послушными, и самостоятельными!



Слайд №12

Пора надежд и возрождения

Опять пришла! Душа поёт!

Так пусть Христово Воскресение

Любовь и счастье принесёт!

Урок окончен, спасибо всем. До свидания.

 

 















Список использованной литературы:

Юный художник. – 2004г. №10;

В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство» — «Дрофа», 2008г.

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «Всеобщая История» 5 класс Дрофа, «Веди-Принт»

Москва — 2003.

festival.1september.ru/articles/563368/

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: