Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка»
Бологовского района Тверской области
Конспект урока
«Русская народная праздничная одежда»
по программе Б.М. Неменского
5 класс
Павлова Наталья Сергеевна
Учитель изобразительного искусства
старшая вожатая
МБОУ «СОШ №15 п. Березайка»
2012 год.
Цель урока: ознакомление учащихся с особенностями русского праздничного народного костюма, его художественной ценностью.
Задачи урока:
1.Воспитательные:
-Воспитывать уважение к русской культуре, формировать интерес к народному искусству, как к художественной ценности, источнику творческого вдохновения, национальному богатству.
2.Развивающие:
-Формировать знания об условно-символическом языке народного искусства.
-Развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие красоты русского народного творчества, его самобытности.
3. Обучающие:
-Формировать знания и представления об основных элементах русского костюма, его художественной ценности.
-Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по созданию эскизов графическими материалами.
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РЯД
1. Картинки с изображением людей в национальных костюмах.
2. Таблицы женских и мужских национальных костюмов.
3. Репродукции картин Б.Кустодиева «Праздники в деревне»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: Записи русских народных песен.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
ПК, карточки с изображением людей в национальных костюмах, шаблоны фигур людей в русских костюмах.
Простой карандаш, цветные карандаши, ластик.
Раздаточный материал: карточки с элементами вышивки, карточки с изображением костюмов
Зрительный ряд:
На доске – народные костюмы.
Учитель: Народный костюм — это бесценное достояние культуры народа. Одежда тесно связана с историей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций.
В наше время у многих народов национальный праздничный костюм сохраняется до сих пор. Он изучается, как художественное наследие. Живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.
Ребята, интересовались ли вы когда-нибудь, как выглядели наши предки?
Крестьяне с древних времен передавали традиции новым поколениям в устройстве дома, обычаях, праздниках, верованиях и, конечно, в одежде.
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, истории своего народа.
Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли. А праздники либо завершали какие-либо этапы крестьянской трудовой жизни, либо предшествовали им. Праздники ждали, к ним готовились.
Какие наряды надевали в праздники?
Этому важному и интересному вопросу и посвящен наш сегодняшний урок – тема его
«Русская народная праздничная одежда».
II. Формирование новых знаний.
Вся эта одежда и у мужчин, и у женщин, и у детей была очень красивой. В ней обязательно присутствовала вышивка, бисер, шитье, шнур, блестки, полосы позумента. Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, все делалось руками мастериц. В изготовление праздничного костюма вкладывали всю душу, тонкое чувствование красоты природы, женщина-мастерица творила истинное произведение искусства.
Такая одежда могла многое рассказать о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.
Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.
Из чего же состояли женский и мужской праздничный костюм.
Сообщения детей.
III. Сообщение нового материала
1. Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой.
2. Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна. А простой люд – холщевые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока.
3. Женский костюм: рубаха с сарафаном и рубаха с поневой Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южнорусского костюма. Женская длинная рубаха с рукавами – древнейший общеславянский вид одеяния. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину.
4. Понева – полотнище, заменяющее юбку, – обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины.
Она надевалась особым способом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником. Поневу обшивали лентами и тесьмой.
5. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. Передник иногда сплошь был украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землей, водой (ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, древа жизни).
По праздникам поверх поневы или запона надевали богатую одежду – навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой.
6. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами.
7. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрею.
8. Женский костюм не мыслим без головного убора. Исстари волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой, волосы следовало заплетать в две косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока . Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты шириной 0,5-2,5см. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки заплетали низко на затылке одну косу. Коса свободно ниспадала из-под головного убора. По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосником из бисера.
Костюм крестьянки Тверской губернии: сарафан, «епанечка», парчовая рубаха и нарядный кокошник.
Обязательная принадлежность крестьянского костюма – пояс. Он являлся оберегом. Пояса могли быть как тканые, так и вязаные.
Детская одежда древних славян была одинакова для мальчиков и для девочек и состояла из длинной, до пят, полотняной рубахи
Ткани, цвет, орнамент
Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.
Цвета: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.
Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.
IV. Объяснение способов работы
Ребята, мы узнали как, выглядела национальная праздничная одежда наших предков.
А теперь вам предстоит нарисовать людей в русских костюмах, костюмы украсить вышивкой.
V. Практическая творческая деятельность учащихся
VI. Выставка работ, подведение итогов урока.