Открытый урок для районного семинара директоров март2011год
План урока по изобразительному искусству в 6 кл.
Тема урока «Сатирические образы человека».
Тип урока:
По основной дидактической теме: Формирование новых знаний на основе применения полученных раннее навыков.
По основному способу проведения: Сочетание различных активных форм учебной деятельности.
По форме проведения: Урок-мастерская, урок-игра
Цели:
Обучающая: Применение навыков изображения портрета в новом виде практической работы.
Развивающая: Формирование и развитие коммуникативной компетентности
Воспитательная: Воспитание социально значимых качеств личности
Задачи:
1. Изучить особенности сатирического портрета.
2. Создать портрет по описанию.
3. Формировать навыки работы в группе.
4. Развивать творческое воображение.
Оборудование. Мультимедийный проектор, презентация к уроку, технологические карты разного цвета, план описания портрета, стихи Полонского.
Слова для логической цепочки: человек, портрет, с натуры, по описанию, по представлению, по памяти, образ, карикатура, шарж, юмор,сатира.
План описания портрета.
Возраст
Овал лица (круглое, квадратное, грушевидное)
Глаза (цвет, форма: маленькие, круглые, большие, узкие, вытаращенные… ), брови, лоб.
Нос (курносый, прямой, с горбинкой, длинный, широкий, плоский, сломанный…)
Губы(тонкие, пухлые, большие, бантиком…)
Подбородок(острый, прямой, с ямочкой…)
Волосы ( длинные, короткие, ежиком, кудрявые )
Одежда ( перечислить…)
Критерии оценки.
1.Создание словесного образа
2.Соответствие нарисованного образа словесному образу
3.Творческий подход к работе
4.Работа в паре
5.Защита работ
Вопросы для рефлексии.
1) Что успел и смог? Достиг ли цели?
2) В чем затруднялся?
3) Как преодолеть затруднения?
4) С каким настроением работал?
5) Как оцениваете свою деятельность на уроке? (Я работал…
Я пытался выразить, сделать…
Я собой…
Надо сделать…)
6)Я оцениваю свою работу на… .
Для детей: бумага и графические материалы.
Орг. момент
Добрый день, ребята. Сегодня на уроке вам понадобятся графические материалы.
А мне понадобится помощник.
Приготовьтесь к работе,
начнем урок со слов Бертольта Брехта
1cлайд. «Безошибочный признак того, что что-то не является искусством или кто-то не понимает искусства, — это скука.»
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочитаем.
Согласны ли вы с этим высказыванием? Чему он нас учит?
2.Целеполагание, мотивация, актуализация знаний.
Тема нашего урока: Сатирические образы человека.
Поразмышляем над предложенной темой.
Составим логическую цепочку: (помощник у доски пишет)
начнем со слова —Человек
Как называется жанр, где изображается человек? — портрет:
Как можно классифицировать портреты по различию выполнения? с натуры, по представлению, по памяти, по описанию
3слайд. Как написан этот портрет? Ответьте, пользуясь элементами логической цепочки.
( с натуры — но образ)
(«Портрет М. Лопухиной» Автор Боровиковский Скончалась в 22 года
«Нет уже тех глаз, и той улыбки, что молча выражали страданья – тень, любви и мысли- тень печали…Но красоту ее Боровиковский спас.»
«Так часть души ее от нас не улетела.
И будет взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить – страдать – прощать- молчать»
Полонский)
4слайд. «Подобно видению, всегда без спутников, одна, дыша, духами и туманами, она на мгновенье останавливает на нас высокомерный взгляд…она недоступна в своей величавой красоте…»
О какой картине идет речь?
Кто автор?( «Неизвестная» Крамской)
Некоторые видели в ней «Анну Каренину» Л.Н.Толстого, «Незнакомку»А.Блока.
Ссобирательный образ –«целой эпохи» в исполнении Крамского — портрет «Неизвестной»
5слайд. Чем отличается этот образ от предыдущего? (неправдоподобный, смешной, комичный)
6слайд. Терминологическая работа: юмор, шарж, сатира, карикатура, гротеск.
Помощник дополняет логическую цепочку на доске.
7слайд. Образ на следующем слайде, к какому виду изобразительного искусства относится?
8. 9слайд. Показ слайдов на сатирическую тему. Карикатурный и шаржевый портрет.
Предположите, чем мы сегодня на уроке будем заниматься и какую цель мы можем поставить.
Прочитайте задачи, предложенные мною, на следующем слайде, совпадают ли они с вашими? Можно дополнить.
Какую задачу мы уже с вами выполняем?
Физминутка.
Проведем физминутку. Cгодня я предложу вам упражнения для глаз. Ваша задача: следить за анимацией на экране, повторять глазами все предлагаемые движения.
Мотивация на практическую работу
10слайд. Внимание на экран. Прочтите описание портрета. Представили этого человека? Можно к такому описанию применить прием гротеск?
11слайд. А теперь посмотрите как представил такого человека художник Агин — выдающийся иллюстратор «Мертвых душ»Н.В. Гоголя- Вы будете изучать это произведение на литературе в 9 кл.– он словесный портрет воплотил в графике — это Плюшкин.
Практическая работа
Вернемся к работе. Нас ожидает практическая работа «Сатирический портрет по описанию»: она состоит из двух частей.
Итак, первая часть: составить, придумать, записать словесный портрет по плану, предложенному вам, он лежит у вас на парте, для составления по нему рисунка.
Вторая – меняетесь с соседом описаниями, и рисуете по нему образ, применяя прием гротеска, создавая карикатуру или шарж.
Обратите внимание, на листе с планом описания написаны критерии оценки, прочтите их самостоятельно, и придерживайтесь их во время работы.
Самостоятельная работа. Приступайте к работе. Советоваться и помогать друг другу можно.
Защита работ.
Защита работ будет заключаться в следующем: выступать будете парами, один читает описание, другой показывает рисунок, затем наоборот.
6.Итог урока
Прочитайте логическую цепочку с конца до начала.( юмор,сатира — карикатура, шарж-образ- с натуры, по описанию, по представлению, по памяти- портрет- человек ).
Почему даже портрет с натуры можно назвать образом?
Чем отличается карикатура от шаржа?
Что в них общего?
Рефлексия
Возьмите розовые листочки и по предложенному вам перечню вопросов проведите рефлексию вашей деятельности на уроке. Не забудьте подписать листочки и сдать мне .