Тема: Золотые узоры хохломской росписи
Цель: Знакомство учащихся с народным промыслом России. Хохломская роспись.
Задачи:
Образовательные: выявить особенности хохломской росписи, сформировать навыки составления декоративной композиции, овладеть приемами и способами хохломской росписи.
Воспитательные: формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические, патриотические качества учащихся; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, аккуратности; пробудить интерес к народному промыслу.
Развивающаяся: развитие у учащихся образовательного представления, творческого мышления, фантазии.
Зрительный ряд: Образцы орнамента на костюме, посуда, иллюстрации посуды. На доске – окно, печь, стол
Музыкальный ряд: русская народная музыка
Ход урока
Орг. момент
Изучение новой темы
Учитель: Ребята, мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг. Но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям русского народа в то, что красота, созданная их руками, защитит и принесет счастье. Тема урока «Золотые узоры хохломской росписи», на котором мы познакомимся с элементами росписи, соприкоснемся с искусством наших предков, с природой, овладеем приемами и способами хохломской росписи. А для этого мы побываем в гостях у хозяйки Хохломы.
Ученик 1: Я, хохломская роспись-
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи – перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров.
Яхонты горят
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд…..
Роспись хохломская
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама
И нигде на свете
Нет таких соцветии
Всех чудес чудесней
Наша хохлома
Я, хозяйка Хохломы приглашаю в гости Вас. Наше село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. А зародилось это искусство в конце 17 века в селе Хохлома Нижегородской области. Ныне существует фабрика «хохломской художник» в селе Семино.
Учитель: А как же рождается красочная хохломская посуда?
Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины («вапы»). Глина закрывает поры дерева.
Натирают серебристым порошком
Орнамент наносят масляной краской
После росписи и просушки изделия покрывают олифой (5-6р.)
Затем ставили в горячую печь – так появляется золотой цвет. Под влиянием высокой температуры серебро превращается в золото.
Учитель показывает посуду. Она кажется тяжелой и массивной, но если взять ее в руки, ощутишь легкость дерева. От горячей пищи посуда не меняет цвет, не теряет свой красоты.
Ученик 2: в работе над росписью пользуются 2 приемами письма:
I верховое письмо. Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.
II. фоновое письмо – золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе.
Учитель: Ребята давайте узнаем, какие цвета предпочитают художники?
Ученик 3: цветовая гамма росписи не богата. Помимо красного, черного, золотого цвета, используется зеленый, желтый цвет. Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.
Учитель: Теперь познакомимся с элементами росписи.
Ученик 4: Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающие узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – вот тот же самый мотив заговорит по-новому.
Учитель просит прорисовать в воздухе элементы травки.
Учитель: Итак, мы познакомились с чудесами хохломской росписи, а именно узнали, что зародилось она в поселке Хохлома Нижегородской области, узнали, что при росписи используются 2 письма (верховое, фоновое), познакомились с цветовой гаммой (красный, черный, золотой, зеленый, желтый), а так же с элементами росписи (травка, листочки, ягодки, цветы, птицы).
Учитель: Ребята закройте глаза, послушайте стихотворение и возможно поэтические образы помогут вам в работе.
Удивляя,
Прорастая,
Как-то праздно жива
Молодая, непростая,
Черно-красная трава,
Листья, ягоды, цветы
И вдыхая красоту
Входим в царство-
В мир волшебной хохломы.
III. Практическая работы.
Учитель: А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами и подарим нашей хозяйке.
Дети расписывают шаблоны посуды.
IV. Подведение итогов, выставление оценок.
Учитель: Посмотрите, как украсили ваши работы дом хозяйки, сделали его ярче и красивее. Хозяйка Хохломы в память о нашем уроке дарит вам закладки с хохломской росписи.
V. Информация учащихся о домашнем задании. Рассмотреть дома посуду, зарисовать элементы.