6 класс.
Автор-составитель:
Ольгп Витальевна Ковнир
Тема раздела: Цветоведение.
Тема урока: День народного единства в произведениях живописи. Основы языка изображения
Цель: приобретение необходимых знаний и практических навыков по цветоведению, которые позволят учащимся грамотно вести самостоятельную работу над живописным пейзажем.
Задачи:
Расширить знания учащихся о работе над пейзажем. Обучать передавать через цвет состояние природы.
Использовать новые средства выразительности в работе цветом над пейзажем.
Воспитывать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира, любовь к природе.
Укреплять межпредметные связи (информатика, изобразительное искусство, литература)
Дать детям представление о Родине.
Воспитывать любовь и уважение к Родине, чувство ответственности перед Родиной, бережное отношение к ее природе.
Характеристика видов деятельности учащихся:
Рассуждать о разных состояниях настроения человека и природы.
Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.
Приобретать навыки подбор цвета соответствующий состоянию природы.
Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека
Экспериментировать использовать
Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое цветовое восприятие настроения в природе.
Уметь работать в группе, анализировать работу свою и работу одноклассников.
Результаты освоения:
Личностные:
— воспитание любви к природе родного края;
— развитие эстетического сознания через творческую деятельность.
Метапредметные:
-умение самостоятельно определять цель урока;
-умение соотнести свои действия с планируемыми результатами,
— умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.
Предметные:
— развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления.
— развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.
Планируемые результаты:
Практические умения: — приобрели дополнительные умения, работая индивидуально и в группах.
Образовательные умения: — научились передавать с помощью цвета, тона настроение пейзажа, создавать свои выразительные, эмоциональные рисунки; добиваться в работе единого колористического звучания настроения.
Информационные умения: — работать с информацией;
— делать аргументированные выводы, рассуждать, принимать осознанные решения.
Коммуникативные умения:
— уметь работать в группе;
— выработка собственного мнения, умение оценить процесс и результат своей работы, умение ее представить зрителю.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, сенсорная доска, презентация, заготовка карты Башкортостана в пазлах.
Ход урока
1. Организационный момент Приветствие. Проверка готовности учащихся.
2. Целеполагание — Я пришла на урок в хорошем настроении, оранжево-желтого цвета. Давайте 1друг другу улыбнемся.
— А у вас какое настроение и в какой цвет оно раскрашено?
— Что такое настроение?
— Мы говорим «Природа плачет или улыбается», а поэты пишут «Умильная, таинственная прелесть», «Лениво дышит полдень мглистый».
— Почему так говорят?
— А разве природа одушевленное существо?
— Тогда почему так говорят?
2 Вслушайтесь, настроение, какого времени года передает Тютчев
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
Такое настроение природы описал поэт, а художник изобразил на холсте.
3. Сообщение темы урока — Существует в живописи понятие «пейзаж настроения».
— Скажите, чаще всего природу каких мест изображают художники в своих пейзажах? (природу родного края).
М.Пришвин говорил: «Мы – хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе — нужна вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина»
И мы посвятим наш урок этой теме, теме Родины. Скажем много красивых и хороших слов о ней.
Лучше нет другого края, чем Башкирия моя.
Я живу и прославляю красоту твою любя.
Славлю утром алмазные зори,
Вечерами волшебный закат.
Днем любуюсь на танец березы,
И как ивы у речки грустят.
Как несет свои быстрые воды,
Заплутавшись в горах Акидель,
Как воздушную синь небосвода
Подпирает хребет Иремель . Наиля Губайдуллина
3А сейчас обратите внимание на карту России.
— Как называется столица России? (Москва)
— Мы в какой республике живем? (Башкортостан)
— Как называется столица Башкортостана? (Уфа)
На карте России, именно посередине, лежит красивая и маленькая республика Башкортостан. 4Башкирские поэты, прославляя нашу республику, написали много стихов.
Башкортостан
Башкортостан – мой край родной,
Горжусь и радуюсь тобой!
Твои долины, реки и поля –
Все это ты, любимая земля!
Под мирным солнцем славься и сияй,
Наш благодатный и цветущий край,
В одной руке ты держишь соловья,
В другой – напевный дедовский курай.
(А.Ахметкужин)
Природа Башкортостана богата, многокрасочна. Чего только здесь нет: и нефть, и золото, и железо, и медь. Много здесь гор и рек.
— А какие горы мы знаем? (Торатау, Ямантау, Иремель, Шахтау, Юрактау)
— А какая самая большая река в Башкортостане? (Агидель)
— А какие еще реки мы знаем? (Ашкадар, Белая, Дема, Зиган, Уршак)
А леса Башкортостана словно сказка.
— Назовите деревья, которые растут в наших лесах? (Ель, Сосна, Дуб, Береза, Клен)
— А еще наша природа славится липовыми лесами. С ними связана слава башкирского меда. Его аромат, вкус, целебная сила известны всему миру.
— И это наша земля, наша Родина! И ее природу надо охранять. А охранять природу – значит охранять Родину.
5В истории нашей страны было не мало примеров, когда весь народ как один человек поднимался на защиту Родины. Сегодня мы вспомним лишь некоторые моменты, которые свидетельствуют о том, что, объединившись, русский народ способен противостоять любому врагу
В начале XVII века над Россией нависла угроза. После того, как прервалась царская династия, многие бояре желали занять русский престол. Не стало единства в русском народе, началась Смута в русской земле.
Этим тотчас воспользовались соседи России, жаждавшие ее богатств. Шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на Московский престол. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля. Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на отдельные центры.
6Народ, доведенный до отчаяния, поднимается на защиту своей земли. В сентябре 1611 г. староста Кузьма Минин выступил в Нижнем Новгороде с горячими призывами помочь Московскому государству, не жалея никаких средств и никаких жертв.
Создается новое войско – Народное ополчение. Начальником народного ополчения был приглашен князь Дмитрий Михайлович Пожарский, способный военачальник и честный человек.
Победа ополчения Минина и Пожарского показала, что государство Московское не было созданием и вотчиною своего “хозяина” — государя, но было общим делом и общим созданием всего народа великого Российского Царствия.
7Так единение всех русских людей в очередной раз спасло страну от гибели. 4ноября в России отмечается День народного единства.
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок
Россия – из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва.
Опорой единственной нашей
Всегда остаётся Москва.
Земля и вода – неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.
У радуги – нет половинок.
И если волна – то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия – одна.
8-11 Подвиги К. Минина и Д.Пожарского вдохновили художников на написание многих картин. Художники смогли передать на них чувства, настроения и переживания, которые испытывали русские люди
— Какие черты характера и поступки присущи русского воину?
12-144. Изучение нового материала
— А вы знаете от куда появилось такое название? (пейзаж настроения)
— Это понятие в 19 веке ввели импрессионисты. Они первыми начали основательно работать над состоянием природы. Если по традиции художники долгие месяца, а то и годы писали в мастерской свои картины. То импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа, быстрыми мазками писали, выполняя один и тот же уголок природы утром днем и вечером.
— А вы сможете передать настроение в своем рисунке?
— С помощью чего?
— А вам все известно о том, как применить правила цветоведения в передаче настроения пейзажа?
15Тогда чему нам необходимо научиться на уроке?
И так мы научимся передавать яркие цветовые состояния природы, ее изменчивость, настроение.
— От чего зависит настроение природы?
— Краски, какого цвета вы бы взяли, чтобы создать сегодняшний день? (обратить внимание на разные тона одного цвета: яркий желтый, синий, голубой, светлый и темный зеленый и т.д.)
Попробуем перевести на цветовые отношения настроения пейзажа.
16ФИЗМИНУТКА
175. Практическая работа — Теперь приступим к работе. Во время работы вы прослушаете красивую музыку и произведения о Родине.
18Практическую часть мы будем выполнять на пазлах от карты нашей Республики. Выполните живописный пейзаж красками пусть карта Республики Башкортостан с помощью цветовых заливок приобретет прекрасное. Ваша задача не только передать настроение, но и показать его. Собираете вместе все рисунки и создаете вид нашей Республики на карте, подумайте, как вы представите свою работу, вспомните стихи, или опишите своими словами. Приступили к работе.
Итог урока Подводится итог .Собираем из пазлов карту (каждый пазл вставляем на свое место.
Рефлексия — Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать настроение и свое отношение.
Изменился ли цвет вашего настроения?
19“В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”. К.Г.Паустовский.
Анализ работы Я прощаюсь, и настроение у меня от общения с вами и от ваших работ приподнятое, жду следующего нашего урока.
Свое занятие я хочу закончить прекрасными стихами. (Г.Молодцов) До свидания.
20Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловиный край
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
Характеристика видов деятельности учителя | Характеристика видов деятельности учащихся: | Использование ИКТ | |
Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся.
|
|
|
Целеполагание | — Я пришла на урок в хорошем настроении, оранжево-желтого цвета. Давайте друг другу улыбнемся. — А у вас какое настроение и в какой цвет оно раскрашено? — Что такое настроение? — Мы говорим «Природа плачет или улыбается», а поэты пишут «Умильная, таинственная прелесть», «Лениво дышит полдень мглистый». — Почему так говорят? — А разве природа одушевленное существо? — Тогда почему так говорят?
Вслушайтесь, настроение, какого времени года передает Тютчев Та кроткая улыбка увяданья, Такое настроение природы описал поэт, а художник изобразил на холсте. |
— Это внутреннее душевное состояние человека.
— Передают настроение природы — Нет
— Образ, созданный человеком (человек присваивает природе свое настроение)
— Осень |
|
Сообщение темы урока | — Существует в живописи понятие «пейзаж настроения». — Скажите, чаще всего природу каких мест изображают художники в своих пейзажах? (природу родного края). И мы посвятим наш урок этой теме, теме Родины. Скажем много красивых и хороших слов о ней. Лучше нет другого края, чем Башкирия моя. Наиля Губайдуллина А сейчас обратите внимание на карту России. Башкортостан Природа Башкортостана богата, многокрасочна. Чего только здесь нет: и нефть, и золото, и железо, и медь. Много здесь гор и рек.
— Какие черты характера и поступки присущи русского воину?
. — А вы знаете от куда появилось такое название? (пейзаж настроения) — Это понятие в 19 веке ввели импрессионисты. Они первыми начали основательно работать над состоянием природы. Если по традиции художники долгие месяца, а то и годы писали в мастерской свои картины. То импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа, быстрыми мазками писали, выполняя один и тот же уголок природы утром днем и вечером.
— А вы сможете передать настроение природы в своем рисунке?
— С помощью чего?
— А вам все известно о том, как применить правила цветоведения в передаче настроения пейзажа?
Тогда чему нам необходимо научиться на уроке? И так мы научимся передавать яркие цветовые состояния природы, ее изменчивость, настроение. |
— Нет
-Да
-Красок…цвета
— Не совсем
— Как цветом передать настроение природы |
|
Изучение нового материала | — От чего зависит настроение природы? — Краски, какого цвета вы бы взяли, чтобы создать сегодняшний день? (обратить внимание на разные тона одного цвета: яркий желтый, синий, голубой, светлый и темный зеленый и т.д.)
Попробуем перевести на цветовые отношения настроения пейзажа. Игра «Один из трех» Перед вами цветовые палитры. Какая палитра соответствует картинам художников: 1. Состояние природы:
2. Время суток:
3. Время года: ФИЗМИНУТКА | — Время года, время суток, погода.
устно
|
|
Практическая работа | — Теперь приступим к работе. Во время работы вы прослушаете красивую музыку и произведения о Родине. Практическую часть мы будем выполнять на пазлах от карты нашей Республики. Выполните живописный пейзаж красками пусть карта Республики Башкортостан с помощью цветовых заливок приобретет прекрасное. Ваша задача не только передать настроение, но и показать его. Собираете вместе все рисунки и создаете вид нашей Республики на карте, подумайте, как вы представите свою работу, вспомните стихи, или опишите своими словами. Приступили к работе. |
Предварительное задание – создать цветовую палитру Задание: Создание пейзажа настроения – работа в программе Paint. (1 группа: времена года; 2 группа: время суток; 3 группа: состояние природы)
| Учитель открывает рисунок 1,2 в программе Paint.
Презентация
Ученики открывают рисунок 1, затем рисунок 2 в программе Paint. |
Итог урока Рефлексия Анализ работы Вывод |
Подводится итог
— Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать настроение природы и свое отношение.
Изменился ли цвет вашего настроения? Давайте заполним палитру настроения. “В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”. К.Г.Паустовский.
Я прощаюсь, и настроение у меня от общения с вами и от ваших работ приподнятое, жду следующего нашего урока. Свое занятие я хочу закончить прекрасными стихами. Башкирия, Мне жаль того, До свидания. | Показ работ с комментариями Каждая группа оценивает работу друг друга (карточки-критерии)
| Презентации учащихся На экране палитра с пустыми ячейками. На экране высвечивает-ся эпиграф Музыка.
|