Проект урока по изобразительному искусству в 5а классе.
Предмет изобразительное искусство
Класс 5а
Тема урока №2 «Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла» (роспись)
Программа 34 часа (1 час в неделю). Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.Н.Неменского. Москва. Просвещение. 2007 г.
Тип урока. Повторительно – обобщающий с элементами игры и групповой работы.
Выполнила учитель изобразительного искусства
МОУ АСОШ №2 им.С.И.Образумова
Баранова Надежда Ивановна
Стаж работы 29 лет
Квалификационная категория 1
Дата выполнения 11.12.2011 г.
Структура проекта.
I. Диагностика уровня развития и обученности детей на 2009 год.
II. Психолого-педагогическая характеристика класса.
1) Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся по данной теме.
2) Тема, цели, задачи, оборудование урока.
3) План урока с хронометражем.
4) Конспект урока (описание хода урока) с теоретическим обоснованием.
5) Самоанализ урока
Для выбора проведения открытого урока и разработки творческой работы было проведено тестирование среди 5-х классов по следующим методикам:
А) Методика изучения уровня внимания. Составитель Р.М.Мухамедова. Психология 5 класс. Разработки занятий с детьми. Волгоград. Учитель – АСТ, 2005 год.
Б) Изучение логического мышления у детей. Г.К.Селевко. Познай себя. Москва. Народное образование НИИ школьных технологий, 2006 год.
В) Из различных видов памяти слуховой и логической. Р.С.Немов. Психология. Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 год.
По результатам тестирования был выбран 5а класс. Проведенные методики подтвердили, что большинство учащихся данного класса обладают высоким уровнем мотивации к школьному обучению, хорошо развитыми познавательными процессами (память, внимание, мышление).
Результаты методики «изучения уровня внимания и самоконтроля школьников».
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
| 68% (17 чел.) | 24% (6 чел.) | 8% (2 чел.) |
| |||
Результаты методики определения мотивации | |||
Высокий уровень | Хорошая школьная мотивация | Положительное отношение к школе | Низкая школьная мотивация |
20% (5 чел.) | 64% (16 чел.) | 8% (2 чел.) | 8% (2 чел.) |
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся.
От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе. В школе у детей целенаправленно осуществляется развитие восприятие, формируются сенсорные способности: глазомер, чувство цвета, ритма, развития художественных творческих способностей. Большие возможности для развития творческих способностей детей заключает в себе народное искусство: музыкальное, изобразительное, поэтическое. Именно оно составляет основу развития художественно-творческой деятельности учащихся в школе.
В средней школе развитие личности осуществляется на уровне формирования и развития творческого опыта путем профессиональной ориентации в области определенного вида искусства. Другим важным моментом программы является освоение учащимися историй родного края, знакомство с традиционным бытом, предметным окружением, народным декоративно-прикладным искусством, с народными умельцами, художниками своего края.
К моменту проведения урока дети уже знают:
— названия основных цветов красок и умеют смешивать их, для получения дополнительных цветов;
— об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками;
— о композиции, цвете, рисунке, приемах, декоративного изображения, растительных форм и форм животного мира;
— знакомы с художественными промыслами России;
— применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец);
— чувствовать гармоническое сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертание;
— высказывать суждение о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему. Какие чувства, переживания может передать художник);
— использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике;
— творчески использовать приемы народной росписи ( цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, душками, точками) в изображении декоративных цветов и листьев;
— использовать силуэт и светлостный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
— расписывать готовые изделия. 16
Тема, цели, задачи, оборудование урока.
Искусства Городца. Истоки и современное развитие промысла (роспись).
Цель. Ознакомление с искусством Городца.
Задачи урока. Формирование художественных знаний, умений и навыков.
Дети должны:
— знать народные художественные промыслы России, их истоки, современное развитие, главные отличительные признаки изделий художественных промыслов;
— уметь выявлять в произведениях народных художественных промыслах связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства материала, формы и декора;
-уметь передавать единство формы и декора, выстраивать орнаментальные композиции, используя повтор и вариативность художественных трактовок главных элементов орнаментов;
-уметь на основе цветочного узора Городца, при помощи дополнительных элементов животных и птиц, выполнять панно для общей разделочной доски.
Задачи художественного развития учащихся:
— формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
-проявлять интерес к изделиям народных художественных промыслов, уважительно относиться к труду мастера-носителя традиции;
-видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов.
Формирование творческой активности:
— активно включаться в анализ произведений народных мастеров;
— творчески участвовать в создании художественного образа, в выполнении росписи (импровизации) отдельных и её элементов на основе традиционных промыслов Городецкой росписи.
Оборудование урока. Для учителя. Репродукции образцов или подлинники (панно, разделочные доски, посуда); динамическая таблица этапов использования цветов Городецкой росписи; карта Нижегородской области; детские рисунки из фонда школы; шаблоны коней и птиц; стихи; игра- конкурс; музыка; жетоны.
Для учащихся. Цветной картон (желтый), гуашь или акварель; кисти; палитра; баночка для воды.
План урока с хронометражем.
1.Организационный момент (1-2 мин.)
2.Проверка ранее изученного материала (6-7 мин.)
3.Проверка домашнего задания (2-3 мин.)
4.Подготовка (настрой) на восприятие цели урока (1-2 мин.)
5.Осмысление, обобщение и систематизация знаний и способов действий (5-6 мин.)
6.Практическая работа учащихся (20-25 мин.)
7.Подведение урока (рефлексия) (1-2 мин)
Конспект урока (описание хода урока) с теоретическим обоснованием
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Теоретическое обоснование | |
1.Организационный момент (1-2 мин.) | Создание эмоционального настроя. -Здравствуйте, ребята! Ученики — внимание- Ведь прозвенел звонок. Садитесь по удобнее Начнем скорей урок. Ну-ка Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? -А кто отсутствует у нас? (отмечаю отсутствующих в журнале). | Внимательно слушают, садятся. Дежурные называют отсутствующих. | Сосредоточение внимания, активизация мыслительной деятельности. |
2.Проверка ранее изученного материала (6-7 мин.) | Предлагаю учащимся игру — конкурс по предыдущему материалу «Лучшие знатоки Городецкой росписи.» -Что обозначает декоративно-прикладное искусство;
— с какой росписью мы с вами познакомились на прошлом уроке? -покажите на карте; -Городецкая роспись – это роспись по металлу или по дереву? -как называются цветные пятна круглой формы, с которых начинает работать художник? -какие краски берет художник для замалёвка? -какие цветы любят писать Городецкие мастера? -чем завершается работа художника над цветком? -как правильно сказать: художник «рисует» или «пишет». За правильный ответ раздаю жетоны с объяснением, что они помогут им в работе. | Дети отвечают на заданные учителем вопросы. -«декоративное» -украшающее «прикладное» — применяемое в быту -Городецкая роспись
Показывают -по дереву
-замалёвок
-любой смешивает с белой краской -розан и купавку Оживкой
Пишет Говорят спасибо.
| Закрепление изученного материала, развитие наблюдательности. Умение отвечать на поставленные учителем вопросы. Обучение монологическому ответу.
|
3.Проверка д/з (2-3-мин.) | Я вас просила найти репродукции и книги с Городецкой росписью, а также придумать стихи.
За стихи раздаю жетоны. | Показывают иллюстрации и книги с Городецкой росписью, читаю стихи. | Установление межпредметных связей. Развитие творческих способностей учащихся. Частично поисковый метод обучения. Развитие устной речи. |
4.Подготовка восприятию цели урока (1-2 мин.) | Сегодня на уроке у нас будет коллективная работа; т.е. индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно, у нас с вами это будет разделочная доска (рисунок на доске). Задача. На основе цветочного узора Городца при помощи дополнительных элементов коня и петуха мы выполним панно. Чтение цитаты Б. Дубровина. Творение умельцев дороже Душе моей всяких иных И чем- то особым и звонким Похожи на тех, кто задумывал их. | Дети внимательно- внимательно слушают и осмысливают цель урока | Групповая форма работы. Обеспечение мотивацией, актуальность опорных умений и знаний. |
5.Осмысление, обобщение и систематизация знаний и способов действий (5-6 мин.) | Задаю сопутствующие вопросы по ранее изученному материалу, привлекаю внимание к пособиям на доске. -давайте вспомним основные этапы работы в написании цветочного узора Городца. -что такое композиция? -что сначала выполняет художник? -какие по форме круги?
-какие краски смешивают для замалёвка? -какой следующий этап? -что пишем после определения центра? -какой этап последний? -какого цвета кони и птицы?
|
-составление -замалевок круглой формы, для розана — побольше, для купавки -поменьше Любую с белилами Нахождение центра -венчик
Оживка Черные или красные | Систематизация и закрепление знаний и способов
|
6.Практическая работа учащихся (20-25 мин.) | Желаю детям творческих успехов, не мешать друг другу, но и оказывать помощь, делиться художественными материалами. Раздаю шаблоны коней и птиц. Во время работы помогаю детям, корректирую ошибки, показываю наиболее удавшиеся работы, правильное оформление и ведение работы. Музыка. Физкультминутка. | Говорят спасибо. Применяют шаблоны.
Дети внимательно смотрят, осмысливаю работу своих одноклассников. | Практическая реализация ЗУНов, умение самостоятельно работать в группах. Воспитание коллективизма. Развитие наблюдательности, умение осмысливать. Здоровье-сберегающие технологии |
7.Рефлексия урока (1-2 мин.) | Задаю детям вопросы: — какую роспись мы с вами закрепили на этом уроке? -понравилась ли роспись, почему? -почему?
-как мы работали на уроке |
-Городецкую.
Учащиеся делают вывод в праздничности росписи, насыщенности, богатством красок русского леса, цветовой гаммы. Группами, без карандаша
| Умение делать самостоятельно, умение отстаивать свое мнение, выделять главное
|
8.Организационный конец урока (1-2 мин.) | Выставка детских работ и их оценка. Чтение стихотворения | Учащиеся встают, говорят до свидания | Умение организовано закончить урок. |