Рабочая программа по изобразительному искусству
4 класс
на 2014/2015 учебный год
Составитель:
Клименко Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
г.Симферополь
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1-4 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования1 и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России2.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ «организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида тожественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин. глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.)
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 34 ч.
Учебно-тематический план.
Содержание программного материала | Количество часов | |
| 4 класс |
|
1 | Истоки родного искусства. | 8 ч |
2 | Древние города нашей Земли. | 7 ч |
3 | Каждый народ художник. | 10ч |
4 | Искусство объединяет народы. | 9 ч |
| Итого | 34 ч |
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально — ценностных критериев жизни.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения искусства у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью – то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объекта), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении школы.
Содержание программы.
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ). 4 класс -34 часа.
Истоки родного искусства – 8 час.
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир.
Украшение деревянных построек и их значение.
Образ традиционного русского дома.
Образ красоты человека. Женский портрет.
Образ красоты человека. Мужской портрет.
Народные праздники. Коллективное панно. Обобщение по теме «Истоки родного искусства»
Древние города нашей Земли – 7 час.
Родной угол.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.
Города Русской земли
Узорочье теремов
Пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли».
Каждый народ — художник- 10час.
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Изображение японок в национальной одежде.
Искусство народов гор и степей
Города в пустыне
Образ художественной культуры Древней Греции
Древнегреческие праздники.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Европейские города
Портрет средневекового жителя
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы «« Каждый народ –художник».
Искусство объединяет народы – 9час.
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои — защитники.(2)
Юность и надежды.(2)
Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы»
Календарно-тематическое планирование
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ). 4 класс -34 часа.
Тема | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС) | Примечание |
план | факт | Предметные результаты | Универсальные учебные действия (УУД) | Личностные результаты
|
истоки родного искусства (8часов)
Пейзаж родной земли | 1ч |
|
| Знание характерных черт родного пейзажа; знание художников, изображающих природу; умение нарисовать пейзаж по памяти.
| Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона; оценивают свою работу, эмоциональное настроение на уроке и в процессе работы. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины. Формирование понимания особой роли искусства в жизни человека.
|
| ||||
2 | Красота природы в произведениях русской живописи | 1ч |
|
| Знание характерных черт родного пейзажа; знание художников, изображающих природу; умение нарисовать пейзаж по памяти. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона; оценивают свою работу, эмоциональное настроение на уроке и в процессе работы. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины. Формирование понимания особой роли искусства в жизни человека.
|
| |||
3 | Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. | 1ч |
|
| Формирование знаний конструкции, символики частей избы, украшений избы, умение создавать образ традиционной деревни; овладение навыками конструирования из бумаги
| Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона; оценивают свою работу, эмоциональное настроение на уроке и в процессе работы. | Формирование чувства гордости за свою Родину, развитие навыков коллективной деятельности.
| | |||
4 | Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома. | 1ч |
|
| Формирование знаний конструкции, символики частей избы, украшений избы, умение создавать образ традиционной деревни; овладение навыками конструирования из бумаги
| Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона; оценивают свою работу, эмоциональное настроение на уроке и в процессе работы. | Формирование чувства гордости за свою Родину, развитие навыков коллективной деятельности | . |
| ||
5 | Образ традиционного русского дома. | 1ч |
|
| Формирование знаний конструкции, символики частей избы, украшений избы, умение создавать образ традиционной деревни; овладение навыками конструирования из бумаги
| Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона; оценивают свою работу, эмоциональное настроение на уроке и в процессе работы. | Формирование чувства гордости за свою Родину, развитие навыков коллективной деятельности |
|
| ||
6 | Образ красоты человека. Женский портрет. | 1ч
|
|
| Знание традиционной русской народной одежды; художников, изображающих женские портреты в русских национальных костюмах, изображение женского и мужского образов.
| Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа в произведениях художников-иллюстраторов; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения женского сказочного образа. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата; оценивают свою работу, эмоциональное настроение на уроке и в процессе работы. | Формирование уважительного отношения к культуре, искусству русского народа |
|
| ||
7 | Образ красоты человека. Мужской портрет. | 1ч
|
|
| Знание традиционной русской народной одежды; художников, изображающих женские портреты в русских национальных костюмах, изображение женского и мужского образов.
| Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте мужского образа в произведениях художников-иллюстраторов; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения мужского сказочного образа, строят индивидуальную деятельность в полном цикле: ставят цели, анализируют ситуацию, планируют, практически реализовывают, получают готовый продукт. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют свою работу; оценивают свою работу.
| Формирование уважительного отношения к культуре, искусству русского народа |
|
| ||
8 | Народные праздники. Коллективное панно Обобщение по теме «Истоки родного искусства» | 1ч |
|
| Умение создавать общую композицию, Передавать в работе настроение праздника. Знание правил выполнения коллективной работы. Умения использовать средства выразительности
| Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о народных традициях в произведениях художников; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата; оценивают свою работу. | Знать русские народные праздники, участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою работу с общим замыслом. Понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром.
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Древние города нашей земли (8 часов)
Родной угол. | 1ч |
|
| Выполнение коллективного макета- города. Изучение конструкции, пропорций, символики и смыслового значения древнерусского каменного храма. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы . Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата; оценивают свою работу. | Знание архитектурного наследия своего народа, осознание своей этнической принадлежности, гордость за богатейшую культуру России, формирование умения взаимодействовать со сверстниками. |
|
| ||||
10 | Древние соборы.
| 1ч
|
|
| Выполнение коллективного макета- города. Изучение конструкции, пропорций, символики и смыслового значения древнерусского каменного храма | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о храмах Руси; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата; адекватно оценивают свою работу и работу своих одноклассников. | Знание архитектурного наследия своего народа, осознание своей этнической принадлежности, гордость за богатейшую культуру России, формирование умения взаимодействовать со сверстниками |
|
| |||
11 | Древний город и его жители.
| 1ч |
|
| Выполнение коллективного макета- города. Изучение конструкции, пропорций, символики и смыслового значения древнерусского каменного храма | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата; адекватно оценивают свою работу. | Знание архитектурного наследия своего народа, осознание своей этнической принадлежности, гордость за богатейшую культуру России, формирование умения взаимодействовать со сверстниками
|
|
| |||
12 | Древнерусские воины-защитники.
| 1ч |
|
| Выполнение индивидуальной работы Изучение формы, красоты и цвета в одежде, символические значения орнаментов
| Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о мужественном образе древнерусского воина-защитника; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата; адекватно оценивают свою работу. | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека, умения взаимодействовать со сверстниками.
|
| ||||
13 | Города Русской земли | 1ч |
|
| Выполнение графического изображения древнерусского города. Изучение конструкции, пропорций, символики и смыслового значения древнерусского каменного храма. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата; адекватно оценивают свою работу. | Знание архитектурного наследия своего народа, осознание своей этнической принадлежности, гордость за богатейшую культуру своей страны |
|
| |||
14 | Узорочье теремов. | 1ч |
|
| Выполнение изображения интерьера палаты, ее убранство, создание коллективного панно(изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата; адекватно оценивают свою работу. | Знание образов теремной архитектуры, внутреннее убранство теремных палат, формирование умения взаимодействовать со сверстниками. |
|
| |||
15 | Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение темы «Древние города нашей земли» | 1ч |
|
| Выполнение изображения интерьера палаты, ее убранство, создание коллективного панно(изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата; адекватно оценивают свою работу. | Знание образов теремной архитектуры, внутреннее убранство теремных палат, формирование умения взаимодействовать со сверстниками.
|
|
|
Каждый народ – художник (10 часов)
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 1ч |
|
| Изображение природы через детали. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства Японии; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях японских художников-пейзажистов; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона; адекватно оценивают свою работу. | Формирование ответственного отношения к учению, знание культуры Японии, основ культурного наследия этой страны, готовность к саморазвитию.
|
| ||||||
17 | Изображение японок в национальной одежде.
| 1ч |
|
| Изображение японок в национальных костюмах. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства Японии; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте японской женщины; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона; адекватно оценивают свою работу. | Формирование ответственного отношения к учению, знание культуры Японии, основ культурного наследия этой страны, готовность к саморазвитию.
|
| |||||
18 | Искусство народов гор и степей
| 1ч |
|
|
| Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников -пейзажистов; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют исполнение задания; адекватно оценивают свою работу. | Формирование ответственного отношения к учению, знание культуры и искусства азиатских стран, готовность к саморазвитию.
|
| |||||
19 | Города в пустыне. | 1ч |
|
| Умение составлять композицию на тему среднеазиатского города. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме об архитектурных сооружениях; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте архитектуры Востока; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности и техники исполнения работы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют исполнение задания; адекватно оценивают свою работу. | Знание культуры Средней Азии, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов этой страны, формирование доброжелательности и отзывчивости в процессе взаимодействия с людьми, формирование ответственного отношения к учению. |
| |||||
20 | Образ художественной культуры Древней Греции | 1ч |
|
| Умение моделировать из бумаги, изображать фигуры олимпийских спортсменов | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте природы и архитектуры Древней Греции; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности и техники исполнения рисунка. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона; адекватно оценивают свою работу. | Знание культуры Древней Греции, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов этой страны
|
| |||||
21 | Древнегреческие праздники.
| 1ч |
|
| Умение моделировать из бумаги, изображать фигуры олимпийских спортсменов | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте искусства Древней Греции; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона; адекватно оценивают свою работу. | Знание культуры Древней Греции, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов этой страны
| | |||||
22 23 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города.
| 2ч |
|
| Выполнение коллективного панно «праздник цехов ремесленников на городской площади». | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) об архитектуре; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата; адекватно оценивают свою работу. | Знание архитектурного наследия средневековой Западной Европы, формирование умения взаимодействовать со сверстниками. |
| |||||
24 | Портрет средневекового жителя.
| 1ч |
|
| Выполнение портрета средневекового жителя.
| Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте женского и мужского образа; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата; адекватно оценивают свою работу. | Знание архитектурного наследия средневековой Западной Европы, формирование умения взаимодействовать со сверстниками. |
| |||||
25 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы « Каждый народ –художник».
| 1ч |
|
| Расширяют свои представления о культуре разных стран, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания о культуре разных стран ; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о культуре стран мира; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата; адекватно оценивают свою работу. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, понятий о многообразии художественных культур мира, о характере национальных построек и предметах национального быта ,виде одежды и характере труда, об отношении к природе.
|
|
Искусство объединяет народы (9 часов)
Материнство | 1ч |
|
| Знание художников, изображающих красоту материнства. Умение изобразить мать и дитя. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания о произведениях искусства ; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о женщине-матери в произведениях художников-портретистов; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; производят самоконтроль за выполнением работы; адекватно оценивают свою работу. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
|
| |||
27 | Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
| 1ч |
|
| Знание художников, изображающих красоту материнства. Умение изобразить мать и дитя. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания о произведениях искусства ; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о женщине-матери в произведениях художников-портретистов; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; производят самоконтроль за выполнением работы; адекватно оценивают свою работу. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии |
|
| ||
28 | Мудрость старости.
| 1ч
|
|
| Умение изображать любимого пожилого человека, стремление выразить его внутренний мир. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о связи поколений, мудрости доброты, уважении к старости; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; производят самоконтроль за выполнением работы; адекватно оценивают свою работу. | Знание культуры своего народа, формирование доброжелательности и отзывчивости в процессе взаимодействия с людьми,
|
|
| ||
29 | Сопереживание.
| 1ч |
|
| Выполнение рисунка с драматическим сюжетом. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о произведениях художников-анималистов; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; производят самоконтроль за выполнением работы; адекватно оценивают свою работу. | Формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, достигать взаимопонимания. |
|
| ||
30 31 | Герои- защитники.
| 2ч |
|
| Совершенствование навыков работы с пластилином, выполнить скульптурную композицию. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о скульптуре и народных героях; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы и технологии исполнения каркаса скульптуры. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; производят самоконтроль за выполнением работы; адекватно оценивают свою работу. | Формирование чувства гордости за свой народ, свою Родину.. Формирование понимания особой роли искусства в жизни человека. |
| |||
3233 | Юность и надежды. | 2ч |
|
| Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о красоте молодости, мечтах и надеждах на будущее; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; производят самоконтроль за выполнением работы; адекватно оценивают свою работу. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир. осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, достигать взаимопонимания. |
|
| ||
34 | Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы» | 1ч |
|
| Расширять свои представления о культуре разных стран, получат возможность проверить, чему научились за год. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывания в устной форме о культуре разных стран; осуществляют поиск существенной информации ( из рассказа учителя, родителей ,из собственного жизненного опыта) о культуре стран мира; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; задают вопросы для уточнения последовательности работы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; составляют план и последовательность действий; производят самоконтроль за выполнением работы; адекватно оценивают свою работу.
| Имеют мотивацию учебной деятельности ,навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства народов разных стран. |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания | |
1 | 2 | 4 |
1. | Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» | Стандарт, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства |
2. | Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству | |
3 | Учебники по изобразительному искусству | Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс;– М.: Просвещение.
|
4. | Детские альбомы |
|
5.
|
Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)
| 1. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 191 с. |
6. | Телевизор | 1 |
7. | Краски акварельные |
|
8. | Краски гуашевые |
|
9. | Бумага А3, А4 |
|
10. | Бумага цветная |
|
11. | Фломастеры |
|
12. | Кисти беличьи |
|
13. | Емкости для воды |
|
14. | Стеки (набор) |
|
15 | Пластилин / глина |
|
16. | Клей |
|
17 | Ножницы |
|
Учебно-методическое обеспечение.
Литература.
Для учителя:
1.Искусство вокруг нас: Учебник по изобразительному искусству для 4 класса четырехлетней начальной школы (под ред. Неменского Б.М.)2011г. Авторы: Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др.
2.Программа «Изобразительное искусство» Авторы: Питерских А.С., Неменский Б.М., Горяева Н.А., Неменская Л.А — М.: Просвещение..2007.
3.Методическое пособие по изобразительному искусству 4 класс «Поурочные планы по программе Б.М.Неменского» Волгоград,Издательство « Учитель» 2007год.
Для обучающихся:
1.Каждый народ художник: Учебник по изобразительному искусству для 4 класса (под ред. Неменской Л.А.)2014г.
2.Предметные журналы.
3.Энциклопедии по искусству .
4.Альбомы по искусству.
5.Книги о искусству (о художниках, художественных музеях, Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры
1 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010.
2 См.: Дани люк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010.