Разработка урока ИЗО по программе Б.Неменского «Тайна забытого герба» 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 50 » города Калуги













Методическая разработка

Урока ИЗО по программе Б. Неменского для обучающихся 5 классов

«Тайна забытого герба»











подготовила

учитель ИЗО

МБОУ СОШ № 50

Г. Калуги

Мокрецова Евгения Михайловна



г. Калуга

2013 год



Пояснительная записка.

1.1. Актуальность выбранной темы:

Определение значимости символики в жизни каждого человека.

1.2. Тип урока — комбинированный.

Форма урока: «Урок – игра, с элементами интерактивного исследования».

    1. Цель урока:

Ознакомление учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов; формирование навыков составления композиции герба.

Задачи:

познакомить с правилами составления гербов.

— анализ символических особенностей изображений геральдики;

— постижение основных принципов построения изображений через метод творческой композиции;

— воспитать интерес и любовь к истории родного края на примере изучения гербов Калужской области, реконструирование гербов Калужской губернии (сбор пазла);

— научить самостоятельно составлять композиции герба (герб своего класса, герб семьи, личный герб).

1.4. Планируемые результаты:

Личностные результаты:

формировать в рамках “диалога культур” ценностные ориентиры в области изобразительного искусства западного средневековья и адаптировать его на современное понимание.

— воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;

-развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач;

-овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

-воспитывать готовность к отстаиванию своего эстетического идеала;

-отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы



Предметные результаты:

сформировывать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

овладеть терминологией символического значения в геральдике и ключевыми понятиями составления композиции геральдического искусства;

научить реконструировать информационный пласт в области языка символических значений и рефлексировать его через механизм творческой композиции “Герб забытого города”.

познакомить со структурой грамотной организации пространства композиции, создать эскиз герба, изобразить сюжет, соблюдая символику составления гербовых изображений.



Метапредметные результаты:

научить выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель – ученик;

организовать извлечение материала, изученного на уроках истории и окружающего мира, и адаптировать его на язык изобразительного искусства;

овладеть языковыми и художественными средствами своего мировоззренческого взгляда на стилистический язык геральдики.

Кроме этого, метапредметными результатами данного урока, является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).



Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на этом и предыдущих уроках.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе задания учителя и самостоятельно выполнить творческое задание.

Коммуникативные УУД:

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной речи.

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Учиться, согласованно работать в паре:

а) учиться планировать работу в паре;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



1.5. Контроль знаний

Контроль данного урока осуществляется в виде выполнения различных творческих заданий.

Работоспособность на уроке

Работоспособность в течение всего урока поддерживается с помощью игровой деятельности, применения разноуровневых заданий, деления на творческие группы, применения различных видов рефлексии.

1.6. Критерии урока:

Компетентность:

наличие знаний, и опыта, необходимых для эффективной деятельности в области изобразительного искусства.

Стиль:

Урок разработан на основе анимированной презентации в программе Microsoft PowerPoint. Это позволяет легко усвоить материал в непринужденной форме.

Инновационность:

Изучение материала в виде сюжетной игры с использованием интерактивных технологий в скрытых методах и формах обучения с использованием здоровьеохранных технологий.

Креативность:

оригинальность, восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

Метафоричность:

готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.

удовлетворенность — итог проявления креативности.

Рефлексивность:

Рефлексия эмоционального настроения и эмоционального состояния ребенка.

Рефлексия деятельности.

Рефлексия содержания учебного материала.



1.7. Урок «Гербы, эмблемы, символика» — первый этап в изучении геральдики, подготовлен по программе Б. М. Неменского. В 5 классе в 3 – й четверти, в разделе «Декор, человек, общество, время» урок является одним из главных в изучении темы.

2.1. Структура урока:

1. Оргмомент.(1-2 мин.)

2. Вступление. Введение в интерактивную игру (3 мин.)

3. Основная часть (10 мин.).

4. Физминутка (скрытая) Упражнение для мышц спины, головы, глаз (5 мин.)

Практическая (творческая) часть.

Выполнение творческого проекта состоит в создании совместного (20 мин.)

5. Итог урока подводят сами дети (4 м.)

Материалы для учителя: авторская презентация “Тайна забытого герба”, пазлы гербов Калужской губернии.

Материалы для обучающихся: бумага А 4, цветные карандаши, фломастеры.

2.2. Методы обучения:

Коллективная работа:

а) объяснительно — иллюстративный, или информационно-рецептивный: сказка, лекция, объяснение, демонстрация презентации.

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике,

в) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Индивидуальная работа:

е) метод проекта:

ролевой (дети становятся участниками игры)

творческий и практико-ориентированный (в создании совместного герба)

2.3. Практическая значимость урока.

Данный урок можно использовать как на уроках ИЗО и истории, так и на классных часах и внеурочных мероприятиях, посвященных изучению гербов своего родного края. Богатый справочный материал, мультимедийная презентация и форма урока, позволяют легко и в непринужденной форме познакомить учащихся с символикой составления герба. В результате этого, дети стремятся самостоятельно получить новые знания, активно включаются в процесс изучения символики гербов.



3. Краткое содержание урока.



Стиль урока – урок – игра. Во время игры ребята в непринужденной форме знакомятся со временем средневековья. Изучают историю появления гербов. Затем, вместе с героем игры отправляются в путешествие, где знакомятся с основными правилами геральдики.

В середине урока учитель в форме скрытой физкультминутки проверяет усвоение материала и закрепляет знание терминологии. Знакомятся с гербами Калужской губернии, помогая рыцарю собрать пазлы. По описанию герба находят необходимый герб города, в котором живет прекрасная незнакомка. И в творческой части урока сами составляют герб для нашего героя. В ходе индивидуальной творческой работы закрепляются еще раз знания о гербах, символах и эмблемах. Рефлексия урока – дети представляют свой герб, рассказывают о его значении и о эмоциональном состоянии на уроке.



4. Ход урока.

Организационный момент.

Представьте себе, что вы попали в Средние века. Вот вы идете по средневековому городу и встречаете рыцарей.

Как они одеты?

Правильно, их тело закутано в броню, даже лошадь, покрыта железной защитой. У каждого из них в руках оружие. А как определить, кто перед вами, ваш друг, или враг? Ведь документов они с собой не носили.

(ответы учащихся)

Слайд 1 (Тема урока).

— Ребята, а теперь, прочитайте внимательно тему нашего урока и скажите, как лично вы понимаете её? С чем ассоциируется у вас слово «герб»? И что за «тайну» мы будем сегодня открывать?

(ответы учащихся)

Человек во все времена окружал себя знаками, символами. Они помогали выявить роль человека в обществе, защитить, оберечь, организовать общение людей. И вот опять символ, становится главным героем сегодняшнего урока.

Гербы и печати — это отличительные знаки, которые передавались по наследству. Прежде чем герб и печать стали такими, как мы их сегодня представляем, прошло много времени. Ученые считают, что родоначальниками гербов и печатей были знаки собственности, метки на предметах, свидетельствующие об их принадлежности тому или иному лицу Слайд 2. (старинные клейма и печати)

Средневековые ремесленники ставили свои клейма на металлических, гончарных и иных изделиях, крестьяне делали зарубки («рубежи») на деревьях, отмечая границы земельных участков. Владельцы скота подчас выжигали на шкурах животных тавро, пятно. Кстати, отсюда пошло слово запятнать.

Герб — отличительный знак государства, города, сословия, рода и т.п., изображаемый на флагах, монетах, бланках, печатях.

Как вы считаете, для того, чтобы правильно составить герб какие знания надо иметь?

(ответы учащихся)



Сегодня мы узнаем историю появления гербов, правила, по которым они составлялись, их символический смысл. И самое главное — вы сами попробуете сделать герб.

Для того чтобы разгадать эту тайну, нам нужно попасть в XIII в. (т.е. на 800 лет назад) в Западную Европу. Пусть это будет Англия или Франция. А может Германия? Это было время рыцарей и прекрасных дам, грозных королей и трудолюбивых ремесленников.

Слайд 3 – 4. (рассматриваем картины того времени).

Слайд 5.(портрет средневекового юноши)

В те далекие времена существовал обычай: в богатых, родовитых семьях перед вступлением в брак, отправлялись храбрые юноши странствовать. Мир повидать, себя показать, да набраться уму – разуму. Собрался и наш герой отправиться в путь. Много времени провел он в путешествии по заморским странам. Много людей повидал, обычаев узнал, но что – то не давало ему покоя домой возвратиться. Едет он через горы высокие, моря глубокие, леса непроходимые. И забрёл он в место нехоженое. Заросли туда все пути дорожки. Но наш славный юноша не растерялся и прорубил себе путь мечом своим крепким. И оказался перед замком невиданной красоты.

Слайд 6. (замок)

А на вратах замка герб незнакомый, чужеродный. Только неживой он. Пустынный. Только ветер гуляет по переходам. Осмотрелся он, удивился богатому убранству. И везде: на серебре столовом, на оружии, на скатертях тончайшей работы клеймо, что и на гербе таинственном. А в самой глубине замка, в заросшей паутиной комнате, на стене висит портрет. Слоем пыли покрыт он вековым. Подошел наш герой поближе, пригляделся и увидел на нём профиль прекрасной незнакомки.

Слайд 7. (портрет девушки)

Стрела Амура пронзила сердце юноши, и решил он во чтобы – то ни стало найти обладательницу загадочного портрета. Но как найти её? Огляделся он по сторонам, видит, рядом пожелтевший свиток валяется. Поднял его и увидел карту чужеземную. А на ней, на названиях городов — гербы странные. Неместные.

И решил наш юноша отправиться дальше в путь дорогу и по гербам отыскать то место, где живет дама его сердца.

Но как узнать, чьи это гербы?

Вспомнил он, что во время путешествия познакомился со старцем мудрым. Герольдом.

Герольдом в старину называли людей, ведавшими составлением гербов и родословий. И решил он к нему отправиться.

Показал он ему карту заветную и спросил, не знает ли он, что за место на ней изображено?

Слайд 8. (карта Калужской области)

Ребята, а как вы считаете, что это за карта? Знакома она вам?

(ответы детей)

Но ответил герольд, что знает это место. Губернией Калужской оно называется. Издревле славится оно невестами красоты невиданной. Туда ему надо свой путь держать. А гербы эти он не видел никогда. Но знает, что они принадлежат не роду семейному, а городам знатным. Туда и надобно путнику нашему дорогу держать. А напоследок решил он обучить его искусству геральдическому. Чтобы в стране заморской сам он смог тайну герба распознать

Ребята, а давайте, и мы попробуем узнать, как гербы читать?

Слайд 9 (устройство герба).

Герб составлялся из различных частей: щита, шлема, короны, нашлемников, наметов, щитодержателей, девизов, мантий и различных украшений вокруг щита. Однако не в каждом гербе было обязательное одновременное наличие всех этих частей. Одни из них были главными, обязательными, другие — нет. Главной частью герба является щит.

Слайд 10 (виды щитов).

Различают несколько видов геральдических щитов: французский — четырехугольной формы с заострением внизу, в середине. , испанский — тех же размеров, что и французский, но с закруглением внизу; варяжский — треугольный, с плавно изгибающимися боковыми сторонами; итальянский — овальной формы; германский — щит вычурно вырезанной формы. Кроме них существовали круглые, косоугольные и квадратные щиты.

А вспомните гербы наших российских городов, какие типы щитов использовались при их составлении?

Слайд 12 (гербы российских городов)

Правильно, французский тип щита.

Слайд 13 (цветовая символика щитов).

Ребята, а давайте вспомним, что мы проходили на наших уроках и сами попробуем отгадать что означают цвета на этих щитах?

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото — цвет желтый — и серебро — цвет белый), четыре цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый — яшма, красный — огонь и черный — земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото — это эмблема богатства, силы; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, свободы; черный- скромности, образования, печали.

Если кому-нибудь будет интересно, то после урока я могу вам объяснить значение и других цветов.

КРАСНЫЙ — любовь, мужество, смелость, великодушие, храбрость;

СИНИЙ — честность, верность, безупречность;

ПУРПУРНЫЙ — щедрость, могущество, достоинство, сила;

ЧЁРНЫЙ — мудрость, осторожность, постоянство, скромность, образованность;

ЗЕЛЁНЫЙ — надежда, изобилие, свобода, радость;

ЖЁЛТЫЙ — могущество, сила, богатство, постоянность, знатность, вера, справедливость, милосердие, верность (ЗОЛОТОЙ);

БЕЛЫЙ — чистота, правдивость, невинность, благородство, откровенность, надежда (СЕРЕБРЯНЫЙ);

Часто истолкование цвета связывалось с природными явлениями и объектами:

КРАСНЫЙ — огонь, тепло, кровь;

СИНИЙ — небо, воздух;

ЗЕЛЁНЫЙ — трава, растительность;

ЧЁРНЫЙ — земля, холод, мрак;

БЕЛЫЙ — вода.

Слайд 12 (изображения крестов)

Чаще других встречаются кресты. Всего их около 200 видов.

Как вы думаете, а что означал крест на гербе?

Равенство сил земных и небесных.

Слайд 13 (естественные фигуры на гербе)

Так же на гербе фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные. К естественным фигурам относятся изображения живых существ (человек, звери и др.), небесных светил (солнце, луна, звезды) , стихий (вода, огонь).

Слайд 14 (искусственные фигуры)

К искусственным фигурам относятся изображения самых различных предметов, созданных человеком, — лук, меч, стрела и т.д.

Слайд 15 (легендарные фигуры)

К легендарным фигурам относятся изображения существ, не существующих в природе: дракон, двуглавый орел, единорог и др.

Слайд 16 (изображение животных)

А как вы считаете, а изображая на своем гербе животное, или какой – либо предмет, что этим хотел сказать обладатель этого герба?

(ответы детей)

Давайте мы сами попробуем разгадать эти символы.

БЫК — символ труда и терпения, плодородия и скотоводства.

ВОЛК — символ алчности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над алчным, злым противником.

ВОРОН — символ предусмотрительности и долголетия.

ГАРПИЯ — женщина-птица с головой и грудью женщины, телом и крыльями орла и железными когтями. Символ омерзительных порочных страстей. Помещается в гербах как знак победы над низменным противником.

ГОЛУБЬ — символ смирения и чистоты.

ГРИФОН — чудовищная птица с орлиным клювом и телом льва. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу.

ДЕСНИЦА — правая рука с вытянутыми указательным и средним пальцами. Символизирует верность клятве, присяге, обещанию.

ДРАКОН — фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в виде жала, туловищем змея, крыльями летучей мыши и толстым кольчатым хвостом. Символизирует силу и могущество. Как змей, которого поражает всадник, символизирует зло и смуту.

ДУБОВЫЙ ЛИСТ — символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний.

ЕДИНОРОГ — мифическое животное с телом лошади и длинным рогом на лбу. Символизирует силу, непобедимость, устрашение. В крестьянстве — символ чистоты и девственности.

ЖУРАВЛЬ — символ бдительности.

ЗЕРКАЛО — символ осторожности и общественной власти, выполнения общественного долга, правдивости и чистоты помыслов.

ЗМЕЯ — символ мудрости, добра и предосторожности. Змея свернувшаяся кольцом — символ здоровья; держащая во рту хвост — символ вечности, бессмертия; ползущая — символ печали; пьющая из чаши — символ врачевания, медицины.

КАБАН — символ неустрашимости и могущества.

КАДУЦЕЙ(жезл Меркурия) — жезл, обвитый глядящими друг не друга змеями. Символ торговли, изобилия, острого разума, красноречия и прилежания в труде, мирного разрешения споров.

КОЛОС — символизирует земледелие, богатство земли. Помещался в гербах городов и посадов, отличающихся земледелием.

КОРОНА — символизирует господство и власть. В гербах используется множество различных корон: античная, баронская, герцогская, дворянская, графская, императорская и многие другие. В гербах городов широко применялись и стенные (башенные) короны, различавшиеся по цвету, а также по количеству зубцов на них: золотого цвета — в гербах губернских, серебряного – в гербах уездных городов. Башенная корона о пяти зубцах — в гербах городов с населением больше 50 тыс. человек, о трех зубцах – в гербах городов с населением меньше 50 тыс. человек.

КОШКА — символ независимости.

КРЕСТ — символ христианства и верности четырем его добродетелям — умеренности, благоразумию, справедливости и мужеству. Как древний знак — символ огня(огонь добывали трением двух палочек), спасения и благополучия.

ЛАВРОВЫЙ ВЕНЕЦ — символ нерушимости, твердой славы, величия и победы.

ЛЕВ — символ власти, силы, храбрости, великодушия.

ЛЕОПАРД — символ стойкости, смелости, отваги в бою.

ЛЕСТНИЦА — символ больших возможностей для развития новых средств для улучшения благосостояния.

МАНТИЯ — накидка в виде плаща или палатки, прикрывающая герб. Применяется в гербах государей, принцев и князей. Изготавливается из темно-малинового бархата, подбитого горностаевым мехом и отделанного золотой бахромой. Верхние углы мантии перевязаны золотыми шнурами с кистями.

МЕДВЕДЬ — символ предусмотрительности и силы

МЕЧ — старинное оружие в виде длинного обоюдоострого ножа с рукоятью и эфесом. Символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. В гербах часто изображается и так называемый огненный (пламенный) меч — символ не только военного, но и духовного оружия, которое символизирует просветительство, свет, добро.

ОВЦА — символ кротости, доброты и сельской жизни.

ОЛЕНЬ — символ воина, перед которым бежит неприятель.

ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ — символ мира и процветания.

ОРЕЛ — символ власти, господства, независимости, силы, а также великодушия и прозорливости. Двуглавый Российский орел — это символ единства европейской и азиатской частей России, преемственности христианства от Византии, символ высшей власти.

ПАВЛИН — символ тщеславия и суетности. Помещался в гербах, как знак победы над гордым противником.

ПЕЛИКАН — символ бескорыстия и самопожертвования, благотворительной помощи и заботы.

ПОЛУМЕСЯЦ — символизирует победу над мусульманством или связь с ним.

ПОСОХ — символ духовной власти и святительства.

ПЧЕЛА — символ трудолюбия и неутомимости.

РАЙСКАЯ ПТИЦА (ГАМАЮН) — мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. На Руси считалась и вещей птицей. Связана с удивительными преданиями и легендами, уходящими в глубокую древность Востока.

СВЕЧА — символ бескорыстного служения делу, созидания и освобождения. В христианстве огонь свечи — символ Христа. Погасшая свеча — символ смерти.

СВИТОК — символ учёности, отношение к большой науки.

РУКА С МЕЧОМ — символ верности воинскому долгу.

СОБАКА — символ верности, преданности, бдительности и послушания. Редко — символ врачевания (зализывает раны).

СОВА — символ мудрости, смекалки и расторопности.

СОКОЛ — символ храбрости, ума и красоты.

СОЛНЦЕ — символ истины, проведения, богатства и изобилия.

ФАКЕЛ — символ правды, стремления к знаниям, духовного горения и желания творить. Готовность к самопожертвованию. Факел, склоненный к земле — символ смерти.

ФЕНИКС — мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла, Символ возрождения и бессмертия.

ЯЙЦО — символ начала всего живого, надежды и новой жизни.

Слайд 17 (девизы)

Все гербы имеют девиз. Что такое девиз?

(ответы детей)

Девиз – это краткое изречение или воспоминанием какого-либо выдающегося события.



Ну, вот мы и познакомились с основными правилами составления гербов.

А теперь проверим, как вы их усвоили.

Физкультминутка (скрытая).

Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Если ответ правильный, то вы поднимаете вверх две руки, если нет, то мотаете головой.

— Герб – это символ государства?

— Геральдика – это наука, которая изучает животных?

— А может, изучает жизнь дворян?

-Геральдика – это наука, которая изучает гербы?

А теперь, при правильном ответе вы поднимаете руки в стороны, а неправильном – хлопаете в ладоши.

— Обязательная часть герба – это щит?

— Цвет золота символизирует нищету?

— Животные и растения наносились на щит для красоты?

— Цвет золота символизирует знатность?

— Зеленый цвет на гербах – это печаль?

— Черный – это цвет печали?

— Орел – символ власти и господства?

А как же наш герой?

Он тоже вспомнил наставления мудреца и смог расшифровать найденные гербы.

Ну, что-ж, основные правила, он тоже усвоил.

Но в каком же городе живет его прекрасная незнакомка? Как это узнать?



И он вспомнил, что в замке на различных предметах быта он видел герб. Как он выглядел?

Давайте поможем ему. У меня есть пазлы со старинными гербами Калужской губернии. Только перепутались они. Разделитесь на две три команды (по рядам) и соберите гербы.

1 команда – Малоярославец, Мосальск, Мещовск, Медынь.

2 команда – Боровск, Лихвин, Серпейск, Таруса.

3 команда – Сухиничи, Перемышль, Жиздра, Козельск.

А для того, что бы облегчить вам задание, вы можете посмотреть на наш экран.

Слайд 18 (Гербы Калужской губернии)

(дети выполняют задание)

Ну, что ж, задание выполнено. Теперь можно и город нашей красавицы найти.

А изображены были на том гербе на зеленом поле два серебряные серпа, вместе сложенные, с златыми рукоятками, изъявляющие самое имя сего города.

Как вы думаете, что это за город?

Правильно, это город Серпейск.

Слайд 19 (герб Серпейска)

И отправился в город Серпейск наш славный рыцарь. А чем история та кончилась нам неведомо.

Кстати, в истории нашей области не раз в края Калужские приезжали знатные женихи за невестами. Три царицы из наших мест урожденные.

Слайд 20 (портреты цариц)

Первая – Евдокия Стрешнева – жена Михаила Романова.

Вторая – Наталия Нарышкина – мать Петра 1, жена царя Алексея.

Третья – Евдокия Лопухина – жена Петра 1.

А теперь, настало время нам и самим герб составить. Давайте попробуем.

Разбейтесь на пары и попробуйте составить герб для нашего героя. Используйте для его составления всё то, чему научились на нашем уроке.

(практическая часть)

По окончанию выполнения задания идет обсуждение работ. Устраивается выставка.

Заключительная часть.

Ребята, понравился вам наш урок? Изменилось ли у вас настроение?

Стало лучше?

Чему мы на нём научились?

(ответы детей)

Я очень рада за вас. Всего доброго! До свидания

До новых встреч!



Список литературы.



Список использованной литературы


1. Геральдика России (подарочное издание): — Санкт-Петербург, Аврора, 2005 г.- 416 с.

2. Геральдика мира: — Москва, Харвест, 2008 г.- 240 с.

3. Геральдика. Гербы — Символы — Фигуры: Стивен Фрайер, Джон Фергюсон — Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2009 г.- 224 с.

4. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем: Джованни Санти-Мадзини — Москва, АСТ, Астрель, 2007 г.- 594 с.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта 5.https://russian-sign.h1.ru/.

6.https://gerb.rossel.ru/ter/sym11

7.https://geraldika.ru/symbols/9088.

19


Свежие документы:  Рабочая программа по литературе для 8 класса

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: