Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка «Росинка» –
детский сад с осуществлением физического и психического развития,
коррекции и оздоровления всех воспитанников (МДОУ)
Сценарий праздника «Уральская мозаика»
Авторы: Полякова Елена
Валериевна,
музыкальный руководитель
высшей категории;
Орлова Светлана Ивановна
преподаватель изо I кв.
категории;
Хомей Инна Анатольевна,
воспитатель I кв.
категории;
детского сада № 11
«Малахитовая шкатулка»
г. Новоуральск, Свердловская область
2009 г
Цель: реализация Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 г. г.», целью которой является формирование патриотических чувств и сознания.
Задачи:
Закреплять знания детей о народных промыслах Урала, уметь различать и называть их.
Вызвать интерес к народному искусству своего края.
Воспитывать уважение к традициям своего народа, гордость за свой край.
Предварительная работа:
Поездка в городской Краеведческий музей. Знакомство с изделиями народных промыслов Урала (воспитатели).
Знакомство с Уральской лаковой живописью – Тагильскими подносами. Роспись подносов (преподаватель изо).
Знакомство с народными промыслами – изделиями из глины керамического завода с. Таволги Невьянского района. Роспись лошадок (преподаватель изо).
Рассказ об изделиях из железа. Каслинское литье (г. Касли Челябинской области). Выставка изделий в группе (воспитатели)
Посещение выставки «Камнерезное искусство уральских мастеров» (изостудия, преподаватель изо).
Персонажи:
скоморох;
мистер Смитт, гость из Америки;
ведущая в народном костюме;
народные умельцы – 4 человека;
Зал оформлен в виде ярмарки: разделен на четыре зоны, каждая зона оформлена под один из промыслов Урала; у каждой зоны – свой мастеровой /взрослый/, одетый в народный костюм:
село Таволги – керамическая посуда
город Касли – литье
город Нижний Тагил – подносы
Камнерезное искусство – ювелирные украшения. Ювелирные украшения из уральских самоцветов
Дети одеты в народные костюмы (или их элементы присутствуют в одежде: бусы, ленты, сарафаны, картузы и т.д.) Дети входят в зал под веселую плясовую мелодию и останавливаются свободно, приплясывая на месте.
Дети: 1. Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал,
Как девочки, сосны босые сбегают с заснеженных скал.
2. Холодное небо, прозрачные дали,
громады застывшие скал.
Этому краю недаром дали гордое имя – Урал.
3. Урал – это значит земля золотая.
Урал – это рек полноводных простор,
Это леса, как огромные стаи
Кольцом окружили подножия гор.
4. Куда бы по белому свету дороги тебя не вели,
Ты сыном останешься этой, богатой уральской земли.
/здесь использованы стихи Татьяничевой/
Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать вас
у нас в гостях, на нашем празднике.
/звучит фоном спокойная музыка/
В славном царстве – государстве Российском есть
старинный край демидовский, Уралом называется.
А в краю том живут люди не простые, а мастеровые.
А что они своими руками делали, на ярмарку свозили.
Да и дети здесь славные да умелые: что слово молвить,
что спеть да сплясать – на все руки мастера!
/слышны звуки веселой плясовой/
Ведущая: Солнце красное встает, спешит на ярмарку народ!
Скоморох: /вбегает в зал/ Что за праздник? Что случилось?
Дети: /хором, руки в стороны разводят/ Это ярмарка открылась!
Скоморох: Дорогие горожане, сообщаем вам заранее:
Приглашаем, бьем челом, всех на ярмарку зовем!
Наши чудо – мастера ждут гостей у нас с утра!
Взглянуть на них хотите? Тогда сюда спешите!
Ведущая: Это только присказка, а что будет впереди –
приготовься и гляди!
Мальчик: Наш Урал трудом гордиться – делу время, потехе час!
Ну, а в праздник веселиться любят от души у нас!
Дети исполняют свободный перепляс под р.н.м.
Скоморох: Все готово тут у вас?
Все: В самый раз!
Скоморох: Все товары на виду?
Все: Тут как тут!
Скоморох: Коль готово, так и быть, время ярмарку открыть!
Эй, люд честной, уральский, мастеровой!
Собирайся, снаряжайся, на ярмарку отправляйся!
/звучит музыка, дети расходятся к своим мастеровым-умельцам/
А на ярмарке товары – тары, бары, растабары!
Везем на базар расписной товар!
Покупай дружно, кому что нужно!
Поспеши, народ честной, к нашей ярмарке большой!
На товар смотри, любуйся, покупай, да не торгуйся!
Ребенок: Ой, народу здесь немало! Почитай с всего Урала!
Свой товар сюда везут, громко хвалят, продают!
Слышен звук самолета, голос диктора: «Внимание! Внимание! Самолет из Америки приземлился на уральской земле! Повторяю…»
Скоморох: Расступись, народ честной, едет гость к нам дорогой!
Иностранец: /входит в зал, здоровается на английском
языке/
В разных странах я бывал, а куда сейчас попал!
Дети: В Россию, на Урал, в Новоуральск, в детский сад № 11.
Иностранец: Детский сад – yes, yes! А что есть Урал?
Дети: Это край, где мы родились и выросли……/показывают карту
Свердловской области. Рассказывают и объясняют/
А как вас зовут?
Иностранец: Теперь мне ясно, где я! А я есть мистер Смит. Мне
очень приятно с вами познакомится. /читает
на ломаном английском языке/ Ярмарка! А что есть
ярмарка?
Ребенок: Тут и пляшут, и поют, да товары продают!
Иностранец: Во многих странах я бывал, чудо разное видал!
Что у вас за чудеса? Только горы и леса. /машет рукой/
Ведущая: Край уральский наш большой – здесь народ мастеровой!
Дети: 1. Как народ живет – расскажем,
Песни вам споем и спляшем!
2. Ну, веселье, так веселье,
нет уральцев веселей!
Эй, уральские ребята,
Пой частушки поскорей!
Дети исполняют частушки «Уральские умельцы»
Общая: Вот веселые частушки сочинили мы для вас
Об уральских, об умельцах поведем сейчас рассказ.
Занавеску белей снега на окно повесила,
А в уральских деревеньках нам живется весело.
Край Уральский наш большой, в нем народ мастеровой,
И за что он ни возьмется все на славу, все с душой!
На подносе два цветочка беленький да синенький,
Когда, мама, подрасту, подарю их миленькой.
Ох, Урал ты наш Урал – славы не убавиться.
Он тагильскими подносами на весь мир прославится.
Ты беги, река, беги во деревню Таволги,
Привези-ка мне оттуда много глиняной посуды.
Город есть уральский Касли. Любят песни там и пляски,
Но еще, при всем при том, славен каслинским литьем.
Не дари ты мне конфеты, не дари мне пряника,
Поезжай-ка в Таволги, привези керамику.
Общая: Мы пропели вам частушки про великие дела.
Славен наш Урал великий, где такие мастера!
Иностранец: Интересно, интересно!
На товары посмотрю, сувениров накуплю!
/идет к первой лавке с товаром/
1) Тагильские подносы.
Дети и мастеровой взрослый: /говорят по очереди/
Здравствуйте, люди добрые,
гости званные, гости желанные!
Проходите, осмотритесь,
к товарам нашим приценитесь!
Покупай, народ честной,
поднос железный, расписной.
Мы из Нижнего Тагила
привезли товар такой! /демонстрируют подносы/
Полюбуйся, здесь цветы –
небывалой красоты:
и бутон, и завиток,
и невиданный цветок.
Иностранец: Вот уж чудо, так уж чудо! Ого!
Такая вещь мне нужна, а какая цена?
Мастеровой: А что тебе не жалко?
Иностранец: /открывает свой чемоданчик/ Хочу подарить вам я
краски заморские, цвета яркие да необычные. Пригодятся они
вам для вашей работы.
Мастеровой: Спасибо, гость заморский! Выбирай поднос на любой
вкус.
Ведущая: Вдоль по ярмарке гуляем, а давайте поиграем!
Скоморох: Ой, ребята, все сюда, приключилася беда.
Кто собрать поднос поможет,
всех быстрее соберет – счастлив будет целый год!
Проводится игра «Собери поднос» (по принципу разрезных картинок)
Ведущая: Пока мы с вами тут играли, купцы в лавках заскучали.
Пора по ярмарке пройти, да кошельками потрясти!
Керамическая посуда из деревни Таволги.
Иностранец: Низкий поклон вам, люди дорогие,
люди мастеровые!
Мастеровой и дети /по очереди/:
Оживает все вокруг от тепла искусных рук,
Полной чашей будет дом, коль работать с огоньком.
Подходите, выбирайте, приглянется – покупайте!
Чем знамениты Таволги? Керамикой своей,
Ее чудесной росписью, что радует людей.
Глины вдоволь накопаем: лепим, в печке обжигаем,
А когда придет черед – художник кисточку возьмет!
Посуда наша для щей и каши.
То-то гости рады будут есть из глиняной посуды!
Иностранец: Ой, да и эта посуда мне нужна! А какая цена?
Мастеровой: А что тебе не жалко?
Иностранец: /заглядывает в чемодан/ Вот вам глина заморская.
Дарю ее я вам, лепите, да свою посуду на ярмарку в Америку
привозите.
1 вариант.
Мастеровой: Спасибо, мистер Смит! /подает кувшин/ Пусть этот
кувшин напоминает вам о нашем Уральском крае.
Иностранец: Спасибо, какой красивый кувшин! Как из него не попить,
не угоститься моим любимым напитком! Я очень люблю колу.
/достает из чемодана кока колу/
Угощение детей кока колой /можно угостить и гостей/
Дети: Большое спасибо!
2 вариант.
Мастеровой: Спасибо тебе, мистер Смит! /подает кувшин/
Иностранец: Какой красивый кувшин, неужели сами сделали? Так и
хочется попить из него мой любимый напиток колу.
Ведущая: А у нас на Урале из такого кувшина квас пьют.
Звучит веселая музыка. По залу идет бабушка с котиком.
Иностранец: Это кто идет сюда?
Скоморох: Это Катя к нам идет и корзиночку несет.
Проводится рус.нар.игра «Катя — Катерина»
Идут по кругу, поют. Противоходом идет Катя с платочком.
Текст: Катя, Катя, Катерина, нарисована картина.
Катя песенку поет и с платочком к нам идет.
Катя: (останавливается около пары детей) Раз-два-три, беги,
и платочек мой возьми.
Двое детей бегут в разные стороны, кто вперед возьмет платочек, тот становится водящим.
Иностранец: Какая веселая игра, но дальше нам идти пора,
другие ждут нас мастера!
Каслинское литье.
Мастеровой и дети /по очереди/:
Тары – бары, растабары – есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад – разбирайте нарасхват.
Вот товар красивый, яркий, покупайте для подарка
Из железа сувенир знаменитый на весь мир,
Покупай, да не жалей сувениры из Каслей!
Иностранец: Я мистер Смит, мое имя в переводе на русский язык
означает кузнец. I love you metal.
И эта красота мне нужна, а какая цена?
Мастеровой: По денежке.
Иностранец: /достает из чемодана и подает доллары/
Денежки-то у меня есть!
Мастеровой: Выбирай, мистер Смит, что тебе нравится
Иностранец: (выбирает) Спасибо большое! Хорошо в краю мне
вашем, может мы сейчас попляшем?
Скоморох: Да и правда, детвора, поплясать пришла пора! Мальчики,
приглашайте девочек!
Исполняют танец на рус. нар. мелодию «Светит месяц» (движения Т. Суворовой «Танцевальная ритмика»)
(после танца дети кланяются и мальчики провожают девочек на места)
Ведущая: Дальше просим вас пройти!
Скоморох: Наши торговые ряды на все вкусы и лады!
Камнерезное искусство.
Мастеровой и дети: /по очереди/
А, ну, народ, подходи! На диковинку погляди!
На земле Уральской нашей самоцветов много есть:
Малахит, агаты, яшма, что не можно глаз отвесть!
Камнерезы дело знают: пилят, точат, ограняют.
Не успеешь оглянуться, камень может обернуться
В бусы, серьги, амулеты и красивые браслеты.
Даром время не теряй, подходи, да покупай.
Иностранец: (любуется, хвалит украшения, выбирает)
Мне все ваши изделия нравятся, я бы все их купил.
Бусы куплю и жене подарю, а что хотите взамен?
Мастеровой: А ты поиграй с нами! Нам этого очень хочется, правда,
ребята?
Дети: Да!!!
Иностранец: Yes, yes! А во что же мы играть будем?
Скоморох: В города. А поможет город назвать нам этот белый
камень. /берет со стола камнерезов/.
Ведущая: К кому камень попадет, тот и город назовет, да не простой,
а уральский.
Проводится рус. нар. игра «Белый камень»
/Белый камень у меня, у меня, посмотрите на меня, на меня.
На Урале я живу, я живу, любой город назову, назову!/
(передают камень друг другу, на ком останавливается –
называет любой город Урала)
Иностранец: Как я много о вас узнал, какой у вас край мастеровой,
да славный.
Скоморох: Мистер Смит, а давайте наши дети и гости тебе на
музыкальных инструментах сыграют.
Иностранец: Yes, yes! Я с удовольствием послушаю!
Скоморох и Ведущая: /раздают детям и гостям музыкальные
инструменты/
Шумовой оркестр рус. нар. мелодия «Калинка»
Иностранец: Хочу я у вас спросить: как же это у вас все хорошо
получается: и работать на славу, и песни петь, и
плясать, и на музыкальных инструментах играть?
Наверное какой-то секрет знаете?
Ведущая: Да потому, мистер Смит, мы все успеваем, нам дружба
помогает.
Дети: /перечисляют черты характера, которые помогают им в своей работе: терпение, трудолюбие, творчество, умение доводить начатое дело до конца и др./
Иностранец: Как интересно, но домой мне пора! Вот и домой мне
пора! А расставаться не хочется. Давайте я вас на
память сфотографирую Буду вспоминать вас и всем
расскажу, какие люди живут на
Урале: веселые и мастеровые! Да и ваши сувениры
покажу! Спасибо за радушный и теплый прием.
Дети: /прощаются/
Иностранец: /уходит/
Скоморох: За веселье всем спасибо, рад был с вами веселиться,
А теперь настало время всем домой нам возвратиться!
Ведущая: Спасибо, что на ярмарку пришли…
Вот уж солнышко садится, пора с гостями нам проститься!
А это мастерицы — умелицы
К нам приехал гость заморский.
Наш веселый перепляс!
Использованная литература:
1. Барадулин В. А., «Уральский букет» — народная роспись горнозаводского Урала, 1987 год.
2. Петрушина Т.Н., «Уральская лаковая живопись» — пособие,
г. Пермь, 1996 год.
3. «Уральские промыслы», г. Челябинск, 2003 год.
4. «Урал мастеровой», г. Свердловск, 1997 год
5. «Ювелирное искусство Урала», г. Свердловск, 1981 год