Творческая мастерская
по изобразительному искусству
в 6 классе
«ПЛАКАТ В БОРЬБЕ ЗА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ»
Цели:
учить самостоятельному поиску знаний, логическому и образному мышлению, умению обобщать информацию и делать выводы, свободно высказывать и отстаивать свое мнение;
познакомить с основами плакатного искусства;
воспитывать творческий подход к работе, умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению других людей, развивать эстетический вкус;
знакомить с работой художника – плакатиста.
Задачи:
подвести учащихся к самостоятельному определению плаката;
определить его роль в искусстве и жизни общества;
создать собственный плакат на тему здорового образа жизни.
Материалы:
ватман, гуашь, готовый шрифт (буквы), вода, клей, тетради, ручки
Зрительный ряд:
наборы репродукций для каждой группы: плакаты разных видов, портреты, натюрморты и др.;
плакаты для учителя, которые нужны по ходу урока;
словарь художественных терминов.
Схема урока:
Включение в работу;
Задание на классификацию;
Представление результата труда;
Работа с материалом в группах;
Задание на выстраивание новых знаний;
Итог; оформление выводов;
Слово мастера;
Задание на стимулирование воображения; индивидуальное;
9. Постановка проблемы;
10. Практическая работа в группе;
11. Социализация;
12. Выводы.
Примечание: Работа организуется в группах из 4-х человек. Один из них – мастер. Главный мастер – учитель. Практическую часть легче выполнять стоя возле столов.
Для практической части краску развести в тарелках и приготовить воду для мытья рук.
Результаты исследований фиксируются на доске главным мастером.
Ход урока.
1. Включение в работу.
Мы собрались для того, чтобы выяснить, что такое плакат, в чем заключается его место в искусстве и роль в жизни общества. Я вместе с вами буду выполнять работу и мы будем иметь возможность сравнивать наши результаты. Плакат – слово для вас не новое. Он известен вам как объявление, афиша (тема 3 класса), но сегодня мы выясним, какие еще виды плаката существуют.
2. Задание на классификацию.
Вам предстоит отобрать из всех предложенных изображения, которые, по-вашему, мнению являются плакатами. Выслушивается и учитывается мнение каждого.
3. Представление результатов труда.
Выслушиваем мастеров групп по поводу отбора. Из всего услышанного и увиденного составляем (письменно) ряд прилагательных, характеризующих плакат.
4. Работа с материалом в группах.
Примерные ответы: броский, яркий, насмешливый, призывный, грозный, лаконичный, героический, веселый, печальный и т.п. Этот ряд вывешивается или записывается на доске. Затруднение может вызвать слово лаконичный. Необходимо пояснить его значение.
Лаконизм – это краткость и четкость в выражении мыслей.
5. Задание на выстраивание новых знаний.
Несмотря на разнообразие характеристик, которые мы получили, у плакатов есть что-то обще. Попробуйте найти эти общие признаки.
Ученики совещаются в группах и делятся своими наблюдениями.
1.Наличие текста (как правило).
2.Яркие, условные цвета.
3.Ограниченное количество цветов.
4.Плоскостное, упрощенное изображение, символичное.
5. Использование фотоматериала.
? Для чего плакату необходимы эти качества?
Для восприятия на большом расстоянии.
Кроме того, каждый плакат имеет определенную направленность, идею, призыв, проблему.
? Какие по содержанию вы выделили бы плакаты?
Ученики, объясняя свой выбор, пытаются назвать виды плаката.
На доске появляется следующая запись:
Агитационный.
Политический.
Рекламный (информационный).
Учебный.
Экологический.
! Классификация материала
К какому виду искусства можно отнести плакат?
6. Итог; оформление выводов.
Выслушиваем детей, дающих определение плакату. К какому виду искусства можно было бы отнести плакат?
7. Слово мастера.
Определение плаката в словаре художественных терминов.
8. Задание на стимулирование воображения; индивидуальное.
Что такое плакат, и каким он бывает, мы выяснили. Теперь мы обращаемся к агитационному плакату и выясним, каково его значение в нашей жизни.
Задание: представить, что агитационный плакат это человек. Попробуйте описать этого человека, его внешность, голос, поведение (устно)
Приблизительный ответ: человек высокого роста («видный»), широкоплечий, громкоголосый, неравнодушный ко всему происходящему, борющийся с отрицательными явлениями жизни, активный ð борец.
? За что же борется плакат?
За справедливость, добро, мир, дружбу, здоровый образ жизни, за чистоту планеты, против зла и насилия, против жестокости. Все это можно объединить одной фразой: за общественный идеал.
Мы говорили сегодня о том, что художники – плакатисты часто пользуются символичными изображениями. Рассмотрим некоторые из них, что они означают.
Главный мастер показывает рисунки. Это могут быть: голубь – мир, гвоздика — мужество, глобус – земной шар, сердце – любовь и т.п.
Последним демонстрируется плакат с изображением рук (или руки) человека.
? Что могут символизировать руки?
Вспомним общеизвестные выражения о руках, которые мы часто используем в разговоре (говорят ученики)
Золотые руки На все руки мастер
Наши руки не для скуки Глаза бояться, а руки делают
Все горит в руках Держать себя в руках
Опустить руки Моя правая рука
Предложить руку и сердце Просить руки
Рука об руку Железный кулак
Рукопожатие Рукоприкладство
Итак, руки — это: трудолюбие, мастерство, помощь, защита, дружба, сила, верность, братство
9. Постановка проблемы.
А еще руки помогают нам выражать свое согласие или несогласие с чем – либо. А ну-ка, покажите мне кто из вас за здоровый образ жизни?(голосуют) Кто против курения и наркотиков? (голосуют) Теперь, когда мы многое уже знаем о плакате, мы можем приступить к практической части нашей мастерской и выразить в плакате свое отношение к проблеме здорового образа жизни. Показать, что вы действительно «ПРОТИВ!» вредных привычек, позорящих и разрушающих наше общество, подрывающих здоровье и губящих наших людей.
Работаем в группах, советуясь друг с другом и распределив обязанности.
Шрифт предлагается готовый.
Средства ограничены (3 краски, нет кистей)
По окончании сравним свои результаты.
10. Практическая работа в группе(15 мин)
Желательно, чтобы дети пришли к выводу, что проще всего оставить на плакате отпечатки своих рук.
Возможны варианты:
Табак, алкоголь, наркотики I N I МЫ ГОЛОСУЕМ ПРОТИВ! За здоровую Россию! I N I I
11. Социализация (Обнародование результата. Защита плаката.) Сравнение с работой главного мастера.
12. Выводы.
Примечание: при наличии соответствующего оборудования, целесообразно использовать презентацию.