Урок для 6 класса «Красота русского народного костюма»

КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»











Открытый интегрированный урок: изобразительное искусство + технология + психология

«Красота русского народного костюма».

6 класс.











Подготовили: Осипова М. В.

Свистунова Н. Н.











Март 2014г.



Урок-проект по теме: «Красота русского народного костюма».

Цели:

Образовательные: история создания костюма, элементы русской одежды, символы и образы в вышивке костюма.

Воспитательные: гордость за русский талантливый народ создавший такую мощную народную культуру, ребята обязаны знать традиции и культуру своего народа.

Развивающие: на основе полученных знаний ребята самостоятельно работают над созданием своего костюма.

Задачи: в своих практических работах учащиеся должны создать народный костюм и украсить его вышивкой.

Оборудование и ресурсы: компьютер, презентация, фото народных костюмов, термины, цветная бумага, шаблоны, клей, ножницы, ленты, биссер.

Работа учителя на уроке: беседа о красоте русского костюма; постановка задач и целей; организация практической работы, консультирование в процессе работы.

Межпредметные связи на уроке: история, география, технология, психология.

ХОД   УРОКА:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.

— Ребята! Давайте поприветствуем гостей, друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества.

Сегодня у нас встреча двух предметов – психологии и изобразительного искусства и немного коснется технологии. Интересно, смогут ли они найти общий язык, будет ли вам интересно на таком уроке?

Вы сегодня особенно красивы, так как у нас гости. Но для человека важна не только красота внешняя, но и внутренняя. Вам знакома поговорка:

— “Встречают по одежке — провожают по уму”- пусть эта поговорка будет девизом нашего урока.

— А как Вы ее понимаете?

Я встретила вас сегодня красивыми и нарядными, а в конце урока мы оценим наши умственные и творческие способности.

— психолог:. Согласно исследованиям проведенным психологами, при общении с новым человеком в течение первых 30 секунд запоминается 55% впечатлений, производимых внешностью и 38% впечатлений, производимым голосом. При этом то, что именно мы говорим, производит впечатление всего на 7%.

  1. Закрепление пройденного материала «Старинный терем».

На Руси было заведено, что добрый молодец должен построить дом.

Внешний мир крестьянского дома был наполнен символами. Крыша дома связывалась с небом. На крыше дома обязательно должен быть конь-охлупень. Конь являлся символом солнца, движущегося по небу. Окна избы- «глаза» дома. Над окнами крепились козырьки-наличники, на которых обязательно был изображен растительный и геометрический орнамент, являлся оберегом. Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил.



https://supercook.ru/images-skazki-vypusk/rus-izba-03.jpg



Красная девица украшала свою одежду вышивкой, по которой можно было судить о ее рукоделии.

  1. Беседа и работа с презентацией.

Каким же он был, русский национальный костюм?

Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.

Одежда была повседневной и праздничной.

По одежде можно было определить, из какой губернии этот человек (Тамбовской, Воронежской, Орловской, Курской, Рязанской, Смоленской).

Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли. Узор изображался из стилизованных растений, цветков, веток.

Женская одежда состояла из:

Рубаха -основа женского народного костюма, которая шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол, оберегающий женщину от «сглаза».

Сарафан – одевали поверх рубахи, украшали спереди и снизу узорной полосой, тесьмой, кружевом.

Епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.

Понева – домотканая клетчатая юбка, украшенная лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный образами земли и воды. Он оберегал живот.

III. Практическая работа .

  1. Мальчикам нужно нарисовать дом ( построить без топора);

  2. Девочкам нужно заняться моделированием и украшением русского народного костюма.

  1. Моделирование рубахи из белой бумаги.

  2. Подбор цвета и моделирование сарафана.

  3. Украшение рубахи и сарафана.

  4. Моделирование и украшение головного убора

  5. Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

Во время работы звучит музыка.

IV. Итог.

  1. Выставка работ.

  2. Оценивание работ.

— психолог:

Цвет играл существенную роль в народной одежде, сообщая определенную информацию о носителе данного костюма. Цвет одежды как бы предупреждал собеседников, с кем они имеют дело и какую позицию нужно занять в отношении этой особы. 

Самым любимым цветом в русском народном искусстве и, особенно в одежде, был красный. Слова “красный” и “красивый” для русского человека имели одинаковое значение: красна — девица, красны — молодцы, весна – красна.Красный — символом огня (защиты), крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием, а такжеиспользовали как средство против сглаза.


Белый цвет был в почете у наших предков, которые обожествляли Солнце, стихию Огонь, и знали, что этот цвет — атрибут Бога-Отца. У русских белый цвет символизировал чистоту, милосердие и печаль.

Черный цвет, который многими воспринимается как цвет смерти, на самом деле имеет многогранную символику. Это цвет земли, покоя, достатка, богатства и траура. Одежда старших людей была богатой на черный цвет, поскольку он поглощает энергию, информацию. А старшее поколение людей является хранителем мудрости, учителем для молодых поколений. 

Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла.

Яркий малиновый и нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца.

Зеленый цвет символизировал растительный мир.

Желтый цвет был символом кратковременной разлуки.

Ультрамариновый– символ воды и неба, а также целомудрия, верности.

Голубой цвет применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Означал бескровность, холод, ненастье, страх.

Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным.

3. Упражнение на релаксацию и развитие воображения «РАДУГА» 
«Сядьте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами радуга. 
Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощути эту свежесть. 
Следующий — желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. 
Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. 
Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день». 


4. С помощью цвета отобразите свое отношение к уроку.

Красный цвет понравилось на уроке 
Черный цвет не понравилось на уроке 
Желтый цвет узнал новое на уроке 
Зеленый цвет я был активен на уроке 
Синий цвет я бы хотел, чтобы такие уроки были еще 


Все в жизни меняется, а традиции остаются. Эти традиции составляют необычайность и особенность каждого народа.  О них нужно помнить и знать.











































Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: