Урок для 6 класса по теме: «Le point — бесконечная, высшая, разумнейшая и вдохновляющая»

Le point — бесконечная, высшая, разумнейшая

и вдохновляющая»

урок ИЗО в 6 классе

Урок разработала

учитель ИЗО МОУ гимназия № 56

г. Ижевск

Файзуллина Л.В.


Весь свет концентрируется в одной точке
Василий Кандинский

Цель урока: развитие умений творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над декоративной композицией «Страна фантазия» в технике пуантилизма.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • формирование полихудожественных компетентностей

  • ознакомление учащихся с техникой пуантилизма.

Задачи развития:

  • развитие умения высказывать и отстаивать свою точку зрения;

  • развитие воображения и творческих способностей.

Воспитательные задачи:

  • расширение кругозора учащихся в области культурологии;

  • формирование коммуникативных компетентностей.

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, таблички со словами, цветные точки, магниты.

Оборудование для учащихся: цветной картон, гуашь, кисти, ватные палочки, баночки с рисунком из точек.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 минута.

  2. Мотивация – 1минуты.

  3. Организация понимания нового материала – 16 минут.

  4. Предварительное закрепление материала – 2 мин.

  5. Практическая работа — 16 минут.

  6. Подведение итогов урока – 2 минуты.

  7. Рефлексия урока – 2 минуты.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы узнаем много нового, создадим творческую работу, подведём итоги занятия. И всё это за 40 минут! Нужны помощники: кто уверен в своих силах, поднимите руки. Вы назначаетесь главными художниками.

Учащиеся, уверенные в своих силах, поднимают руки.


Мотивация:


Слайд 1. Посмотрите на название нашего урока. Одно слово написано по-французски. Как Вы думаете, что оно обозначает? Учитель поддерживает диалог.

Учащиеся выдвигают версию.

Организация понимания нового материала:


Слайд 2. Легкие, воздушные балерины танцуют в балетных туфельках. Как называются эта обувь? Пуанты (листок со словом учитель помещает на доске). Носочки этих туфелек срезаны для того, чтобы балерина могла танцевать на пальчиках. Быстрый бег на кончиках пальцев ног оставляет на земле точки. Le point – в переводе с французского точка (листок со словом учитель помещает на доске). Значит, тема нашего урока звучит так: «Точка — бесконечная, высшая, разумнейшая и вдохновляющая».

Учащиеся выдвигают версию о названии балетных туфелек


Слайд 3. Разумнейшая…

А на каких уроках Вы сталкивались с понятием «точка»? Учитель дополняет учащихся. ТОЧКА —простейший объект геометрии. ТОЧКА РОСТА — (в ботанике) конус нарастания.…ТОЧКА — знак препинания в конце повествовательного предложения.Точка опоры (мех.). Точка приложения силы (точка, на которую действует сила; мех.).

Учащиеся вспоминают, что в математических задачах часто встречаются точки. В русском языке есть знаки препинания.


Слайд 4. Высшая…

Звёздное небо. Когда мы смотрим на него, то видим звёзды – светящиеся точки. Каждая точка – это своя планета или галактика, со своим солнцем и планетами. Современные учёные предполагают, что даже жизнь на Земле возникла из точки-семени, занесённой на нашу планету метеоритом.

Учащиеся говорят о звёздах на небе, о далёких планетах.


Слайд 5. Вдохновляющая…

Великий русский художник Василий Кандинский сказал, что точка – это малый мир. Точка – символ жизни в народном искусстве. Ее границы относительны, как и ее величина: окружность может приобрести небольшие зубцы, она может приближаться к треугольнику, переходить к квадрату. Кандинский очень любил точку. Мы видим её во многих его графических и живописных композициях.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя


Слайд 6. Ж. Сёра – фанатик точки. Он разработал художественный прием в живописи — ПУАНТИЛИЗМ (фр. pointiller — писать точками),

Визуальное смешение цветов происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния.



Слайд 7. Современные художники не успокоились на достигнутом. Они создают инсталляции – объёмные композиции.На слайде — инсталляция Криса Дороч,
пуантилизм в пространственном объеме.


Предварительное

закрепление нового материала


Слайд 8 Вам, наверное, уже понятно, в какой технике мы будем работать?

Правильно. Но, если пуантилисты работали кисточками, то мы вместо кисточек будем использовать ватные палочки. Ими будем выкладывать изображение. Идея рождения из точки красивого мира — главная идея Вашей композиции.

Учащиеся отвечают, что работать будут точками, т.е. в технике пуантилизма

Сказка









Слайд 9-11 Французский писатель М.Энде в 60-х годах написал великолепную сказку «Бесконечная история». Она о мальчике, который, читая книгу, спас страну Фантазия от гибели. Фантазия превратилась в семечко. Попав на ладонь Бастиана – главного героя книги, согревшись его теплом, она начинает прорастать. Сначала выбился росток, на ростке появились листья и бутоны, они распускались, превращаясь в огромные цветы. Тут же созревали плоды, и став спелыми, взрывались, рассыпая вокруг себя новые семена сверкающим пёстрым дождём. Из этих семян мгновенно вырастали разнообразные растения: одни напоминали папоротники или пальмы, другие павлиньи хвосты. Всё пышнее и гуще разрастались растения, всё теснее сплетались они друг с другом. Задание: Нарисуйте композицию «Страна фантазия» в технике пуантилизма. Главное – идея трансформации, создание из песчинки-зерна цветов.


Практическая работа:




Слайд 12 Форма нашего цветка должна быть условна. Сохраняются только главные признаки растения. Художник может убавлять или добавлять некоторые детали.

Слайд 13-14 Как мы будем рисовать.

Рисуем без карандаша. Выкладываем точками белой гуаши стебель и форму цветка. Затем заполняем контур цветом.

Учащиеся работают над индивидуальными композициями, дают советы друг другу, под руководством главного в группе складывают панно.

Подведение итогов


У нас получилось прекрасная работа. Каждая группа распределила свои рисунки на общем панно. Молодцы! А как можно это панно использовать?

Да. Сейчас очень модно оформлять интерьер в стиле пуантилизма.

Учащиеся отвечают, что в качестве оформления

Рефлексия

Слайд 15

Учитель подводит итоги практической работы вместе с учащимися. Разбирают ошибки в выборе цвета и композиционном решении. Выставляются оценки в журнал.

Урок подошёл к концу. Можно поставить точку. Какого цвета Вы бы выбрали точку?

Красный – цвет энергии.

Жёлтый – цвет дружбы.

Синий – цвет познания нового.

Зелёный – цвет сотрудничества.

Наша точка превратилась в многоточие. А это значит, что перед Вами множество вершин новых знаний, которые Вы должны покорить. Удачи Вам на этом пути!

Учащиеся

Подводят итоги вместе с учителем



Учащиеся выбирают точки определённого цвета.


Список литературы.

  1. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 5-9 класс – М.: Просвещение,2005, 70с.

  2. Программы дополнительного художественного образования детей – М.: Просвещение, 2007,238 с.

  3. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – С. 63–232.

  4. Кульневич С.В. Современный урок. Часть 1: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, студентов пед. Учеб. заведений – Ростовт-н/Д: Учитель,2005, 288 с.

  5. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.


Фотографии с урока




















Свежие документы:  Параллели преобразования природы в рассказе «Песчаная учительница» А. Платонова и «Сталинском плане преобразования природы» 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: