Цели. Расширить знания учащихся в жанре изобразительного искусства – пейзаже; познакомить с отдельными произведениями живописи;
дать понятие о законах линейной и воздушной перспективы, колорите, степени холодности и теплоты оттенков;
учить умению использовать линейную и воздушную перспективу, многоплановость изображения;
учить выражать цветом свое настроение, развивать технику работы цветным материалом; воспитывать художественный вкус, интерес к предмету.
Примечание.
Формируются основы художественной культуры, эстетическое отношение к миру, понимание красоты как ценности, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством.
Дети овладевают практическими умениями и навыками в восприятии, анализе, оценке произведений искусства.
Овладевают практическими умениями и навыками в виде художественной деятельности – живописи.
Оборудование: слайды картин А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь», И. И. Левитан «Золотая осень», «Березовая роща», «Тихая обитель», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Айвазовский «Девятый вал», «Океан», детские работы.
Материалы: бумага, акварель, гуашь, простой карандаш.
Словарь. Пейзаж, лирический пейзаж, колорит, холодные и теплые цвета; линейная и воздушная перспектива.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Смачивание красок.
Сообщение темы урока.
Природа не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в поэзии, музыке, живописи. Она бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Наблюдая за окружающей природой, учась выражать свое эмоциональное отношение к ней, художник растет сам как живописец. Сегодня мы продолжим знакомство с жанром изобразительного искусства – пейзажем, теоретическими основами живописи и попробуем посредством художественного языка рассказать о красоте родного края, выразить свое отношение к нему.
Повторение изученного материала.
Опрос учащихся.
-Откуда появилось слово пейзаж?
Трудно поверить, что пейзажная живопись до 18 века совершенно не ценилась и была лишь фоном в бытовом и портретном жанре. Но усилия мастеров сделали этот жанр значительным и востребованным зрителями.
— А как называют художника, который предпочитает писать только природу?
-А возможно ли одним словом пейзаж обозначить цветущий луг, вид на городскую улицу и панораму фабрики?
Да это пейзажи, только они имеют свое название: вид местности: горы, поля, леса и т. д. – все это называется «ландшафтный пейзаж». Улицы, площади, переулки, написанные художником, называют городским пейзажем, а изображение завода, фабрики – промышленным или индустриальным пейзажем.
-Пейзаж это художественный образ природы или города, не случайно попавший в поле зрения художника, а как бы пропущенный художником через себя сознательно выбранный мотив.
Примечание. План второго урока на данную тему. Дети знают, что им предстоит продолжить работу над темой первого урока.
— Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или уголок природы вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струны души. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.
Непревзойденным мастером пейзажа настроения является Исаак Ильич Левитан. На его картинах мы видим изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, радости, умиротворения. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетным живописным мазком.
-Назовите его работы.
Вывод. На его картинах мы видим изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, радости, умиротворения.
-Как вы думаете, какими средствами это достигается? (Объемную форму передает обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетным живописным мазком, теряется отчетливость контуров при удалении).
-А помните ли вы, как называется пейзаж, изображающий морской вид?
Этот пейзаж называется мариной, от лат. слова морской. Самым знаменитым маринистом был Иван Константинович Айвазовский.
-Назовите его работы. («Девятый вал», «Океан», «Радуга», «Бриг «Меркурий» атакованный двумя турецкими кораблями»).
Примечание. Обучающиеся видят пейзажи, но у них нет четких знаний о том, при помощи каких художественно-выразительных средств можно передать красоту и чувства.
УУД
Познавательные:
-формулирование познавательной цели;
-формулирование познавательной проблемы.
Регулятивные:
-целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.)
Личностные:
-мотивация учения;
Нравственно-эстетическое оценивание усваиваемо содержания.
Изучение нового материала.
-Если мы посмотрим на произведения выдающихся мастеров пейзажа, то обратим внимание на то, что каждый из них находит свое колористическое решение картин.
Как вы понимаете слово «колорит».
Колорит – (от латинского слова color – цвет) особенность цветового и тонального строя произведения. Под колоритом понимают гармонию и красоту цветовых сочетаний, а также богатство цветовых оттенков. Колорит воздействует на чувства зрителя, создает настроение в картине. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным. Чувство колорита очень ценный дар. Выдающимися русскими художниками-колористами были Илья Репин, А. И. Куинджи, Василий Суриков, Константин Коровин, Михаил Врубель и др.
Посмотрите на произведения А. И. Куинджи, что вас восхищает? Таинственность ночных картин.
Художник нашел такую серебристо-зеленоватую гамму, которая в сочетании с темными берегами, темным небом создает впечатление свечения.
— В русском искусстве XIX века ведущие место занял лирический пейзаж, или как его еще называют пейзаж настроения.
— А какое произведение в русском искусстве считается образцом лирического пейзажа?
— В пейзаже Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» холодные краски неба и воды противопоставлены теплым тонам земли, растений, построек.
-Что же хочет сказать художник, изображая такой пейзаж? (Ответы учащихся).
-Действительно, эта маленькая, скромная картина до сих пор не утратила своей притягательности и навевает лирическое настроение, рождает в нас чувство радости, любви к родине, надежды на будущее.
Примечание. Происходит становление первичной схемы ориентировочной основы действия (ООД). Теоретически дети знают, как можно показать, т. е. выполнить колористическое решение.
УУД – регулятивные, познавательные.
Актуализация знаний учащихся.
-Сегодня на уроке мы продолжим работу над пейзажем «Край, в котором ты живешь».
-Какой сюжет мы подобрали для рисунка?
На предшествующем уроке мы работали над созданием композиции, говорили о законах линейной перспективы.
Что такое композиция? (лат. слово – составление, сочинение) – составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствие с какое-либо идеей.
Назовите законы линейной перспективы.
Рисуя, мы должны представить, что перед нами не лист, а пространство, имеющее глубину.
Воображаемая линия горизонта находится на уровне глаз.
Одинаковые по размеру предметы на плоскости изображаются разными по величине: те, что ближе к нам – крупнее, те, что дальше – мельче.
Параллельные линии натуры сходятся в определенных точках на линии горизонта: в точке схода и в точках удаления параллельных линий.
Мы должны уметь видеть предметы насквозь, то есть прозрачными.
Примечание. I тип ориентировочной основы действия (ООД), который характеризуется неполным составом ориентировочной основы, ориентиры представлены в частном виде.
Сообщение теоретических знаний.
«Этапы выполнения рисунка»
1. Композиция:
— выбор сюжета,
-образное обобщение натуры средствами графики;
-образное обобщение натуры средствами живописи;
-выбор фрагмента изображения.
2. Подготовительный рисунок:
-определение пропорций движения и характера пространственных планов;
-типизация основных форм;
-индивидуализация деталей композиционного центра.
3. Обобщение живописно-пластическое изображение (лепка формы цветом):
-определение общего цветового тона;
-передача общих больших цветовых и тоновых отношений;
-выявление градаций светотени и их тщательная живописная проработка с учетом воздушной перспективы.
4. Завершение рисунка:
-окончательное выявление главного и второстепенного в цветовом строе рисунка;
-подчинение всех частей изображения целому, усиление или ослабление деталей по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности.
-Сейчас мы подробно рассмотрим третий этап выполнения рисунка. На этом этапе выявляется общий тон, и строятся цветовые отношения между объектами пейзажа. Ключевым моментом в создании колорита рисунка является определение общего тонового и цветового состояния освещенности натуры. Оцениваем это по трем свойствам цвета. Каким свойствам? (цветовой тон, насыщенность и светлота)
-А теперь на первом и втором плане разрабатываем градации светотени.
Находим контрольные отношения в рисунке:
Между самым светлым и самым темным объектом;
Между самым теплым и самым холодным цветами;
Между самым интенсивным и самым «блеклым» цветами.
Не забывайте о том, что в пейзаже между первым и дальним планами условно находится средний план, который имеет свой цветовой тон.
-Можно ли определить цветовой тон для каждого плана буквально? Например, для первого – теплый тон, для второго – тепло-холодный, для третьего холодный? (ответы учащихся)
-Каждый цветовой тон служит только основой для многих других тепло-холодных отношений.
Примечание. II тип ООД – есть наличие всех условий необходимых для правильного выполнения действий. Условия даются в частном виде.
Практическая работа.
Задание. Продолжим работу над пейзажем и попытаемся посредством художественного языка выразить свое отношение к нему.
Примечание. III тип ООД – формируются действия в материальной форме (Проводится через деятельность).
УУД
Познавательные:
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
-Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к преодолению препятствий).
Личностные:
-нравственно-эстетическое оценивание усвояемого содержания.
Целевые обходы учителя.
Контроль за организацией рабочего места.
Контроль за правильностью выполнения приемов работы.
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Контроль за объемом и качеством выполнения работы.
Итог урока. Выставка работ.
-Наш край в ваших рисунках удивителен. Где то проглядывается печаль, где-то радость. Вы постарались передать состояние своей души в своих работах с помощью цвета, композиционного построения картины. А этим и определяется ценность любого произведения искусства.
-Ребята, а как мы должны относиться к природе?
Природа так хрупка, а мы бываем так безрассудны, что последствия нашей деятельности могут повлечь за собой неповторимые последствия. Мы в ответе и за природу, и за будущее в котором жить вашим детям.
Оценивание работ.