Цель урока: рассказать уч-ся об истории российского кинематографа.
Задачи:
Обучающие:
расширить знания уч-ся о киноискусстве;
формировать представление о российском кинематографе на примере творчества С. Эйзенштейна и братьев Васильевых;
иметь представление об особенностях первых кинофильмов советской эпохи, их идеологической направленности.
Развивающие:
развивать восприятие произведений киноискусства и его аргументированного анализа;
развивать познавательные способности уч-ся.
Воспитательные:
воспитывать интерес к отечественному кино;
прививать любовь и любознательное отношение к русской культуре;
развивать чувство взаимовыручки, товарищества и внимательного отношения друг к другу при работе в группе.
Учебное оборудование:
Мультимедийный проектор, презентация «История российского кинематографа», мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура. От наскальных рисунков до киноискусства».
Организационный момент.
Приветствие уч-ся, наличие их на уроке, готовность к уроку.
Сообщение цели и темы урока, запись темы в тетрадь.
Закрепление материала.
1) Фронтальный опрос
— Что такое кадр?
— С чего начинается создание фильма?
— Чем занимаются сценарист, режиссер и кинооператор?
— Кого считают первооткрывателями в киноискусстве?
2) Проверка д/з (уч-ся готовили сообщения о биографии Сергея Эйзенштейна).
3. Сообщение познавательных сведений.
1) Становление российского кинематографа.
В 2005 году киноискусству исполнилось сто десять лет. Нет сегодня государства, где не создавались бы кинофильмы — игровые, документальные, научные, анимационные, телевизионные, кассетные, экспериментальные, любительские — всякие. Учесть их практически невозможно. Их десятки тысяч, а может быть, и сотни тысяч, выпускается в год.
Многие американские историки так и считают: кино изобрел Эдисон в 1889 году! Но зрелище это было рассчитано только на одного зрителя, прильнувшего к объективу. Это был еще аттракцион, заставляющий и Эдисона считать предшественником. А подлинными изобретателями киноаппарата справедливо считаются братья Огюст и Луи Люмьеры. 3 февраля 1895 года они запатентовали аппарат, в котором удачно соединили изобретения многих предшественников. Весну и лето они снимали, а 28 декабря того же 1895 года показали целую программу своих фильмов в помещении большого кафе на бульваре Капуцинов в Париже группе зрителей, сидящих, как в театре, перед экраном. Кинематограф был изобретен!
Коротенькие фильмы Люмьеров на многое не претендовали: выход работниц из ворот фабрики, игра в карты, кормление младенца, прибытие поезда на перрон. Но успех был огромен. Создалась даже легенда, что зрители вскакивали с мест, а дамы падали в обморок при приближении паровоза! Это прелестная ложь. Поезд приближается наискосок, так как съемка производилась с перрона, посреди встречающих. Но все же эффект, нужно признать, был огромным.
Первые фильмы братьев Люмьер были показаны в Петербурге, Москве, на ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в других российских городах через несколько месяцев после Парижа; первые киносъемки произведены еще через несколько недель. Начать собственное кинопроизводство мешало отставание техники — кино- и электроаппаратуры, химикалиев, пленки. Но был налажен импорт, и постоянный выпуск документальных и игровых картин русские предприниматели начали в 1907—1909 годах.
Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции, Германии, Дании, Италии и др. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность “экранизации”, достиг сразу внушительных результатов, особенно к началу первой мировой войны. Россия гордилась своим кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино. Всегда российское кино было связано со всеми историческими процессами, происходящими в стране и в мире вообще. Кинематограф России всегда шел от позиции добра, как и вся русская культура, поэтому кино в России всегда было любимым видом искусства нашего народа.
Русский народ всегда воспитывался на добрых сказках, былинах, в которых побеждали добрые герои. Эта мысль была подхвачена и естественным путем как наследство передано российскому кинематографу. Огромную роль оказывает кино на воспитание, становление личности человека. Многие фильмы, такие как: “ Чапаев”, “ Броненосец Потемкин”, “Подвиг разведчика”, “ Живые и мертвые”, “ Пираты XX века” и др. стали в прямом смысле учителями, проводниками жизни нашего народа.
Знаменитыми первыми российскими режиссерами были Сергей Эйзенштейн и братья Васильевы, с творчеством этих режиссеров мы и познакомимся сегодня на уроке.
2) Сергей Эйзенштейн
1. Биография режиссера. Сообщения уч-ся
2. Киноленты Сергея Эйзенштейна.
Работа по презентации
Слайд 1,2
Искусство двадцатых годов вышло далеко за пределы своего времени, победило время. А Эйзенштейн перерос еще одни рамки. Полный сил, окрыленный небывалым триумфом, он рванулся вперед; позади остались не только ленты, снимавшиеся в разных странах, но и само представление о кинематографии. Уже был выброшен им на свалку дряхлый театр: Сергей Михайлович во многих статьях научно объяснял отсталость кустарного способа воздействия на зрителей. Теперь, засучив рукава, он взялся за кино. «Потемкин» доказал возможность потрясти зрительный зал без сценария. Какое произведение могло равняться с такой силой воздействия?
Эйзенштейну казалось: пришла пора планировать чудо искусства. Еще усилие – и будет найден философский камень. Любой материал превратится тогда в золото. И это чистое золото – композиции, потрясающие души людей, — не будет иметь ничего общего с тем, что называлось художественной кинематографией. Новое искусство образуется где-то на стыке науки и всех тех монументальных форм искусства – фресок, симфоний, трагических ритуалов древнего театра, — где жил строй патетики».
Не только в овладении новыми темами заключалось новаторство Эйзенштейна. Об беспощадно ломал принципы кинематографической техники, которые всеми воспринимались со всей непреложностью закона. Вспоминается характерный эпизод. Одновременно с «Потемкиным» в Одессе снималось еще несколько фильмов. И вот однажды рано утром, проснувшись, мы услышали сигналы: гудел маяк-ревун – порт был окутан туманом. Для всех режиссеров туман был своего рода «нелетной погодой» для съемок – они повернулись на другой бок и, как говорится, «захрапели обратно». Эйзенштейн и Тиссэ поступили иначе. Они бросились в порт и засняли чудесные кадры причала и мола, окутанных туманом, которые явились потом великолепной траурной увертюрой к эпизоду похорон Вакулинчука».
Слайды 3-31
3.Показ фрагментов кинофильмов «Броненосец Потемкин» и «Александр Невский» (электронное пособие)
3) Братья Васильевы
Слайд 32
Начнём с того, что Васильевы не братья. Виктор Шкловский утверждал, что именно он дал им этот псевдоним. Работая редакторами по перемонтажу западных (в основном американских) фильмов, Васильевы готовили их к прокату в СССР. За четыре года, проведенных у монтажных столов, они настолько «приработались» и сроднились, что на режиссёрский путь вступили под общим именем — «братья Васильевы». 1932 год. Сценарный отдел студии «Ленфильм» готовился к 15-летию советского кино. Васильевым предложили сценарий вдовы Фурманова, созданный на основе одноименного романа. Рукопись режиссёров заинтересовала, но не устроила: в центре повествования был комиссар. Написание и доработка нового литературного сценария заняли около полугода. Наконец 1 июня 1933 года был опубликован вариант под названием «Чапай». Из 57 сцен окончательного варианта только 4 взяты непосредственно из книги, да и то в изменённом виде, а 53 сцены написаны наново. Первая читка потрясла доверенных слушателей — актеров Иллариона Певцова (будущий «полковник Бороздин») и Бориса Бабочкина. Бабочкин, которому не было еще и тридцати и который до «Чапаева» работал только в немом кинематографе, был утвержден на роль комдива сразу же, без предварительных проб и репетиций.
Знакомство с героями, и первый из 820 кадров картины: Наперерез отступающим красным бойцам со звоном бубенцов вылетает лихая тройка. Впереди Чапаев с Петькой-ординарцем, за ними, в фаэтоне, станковый пулемет «Максим». Сейчас он заговорит. Безусловен тот факт, что открытие «реального Чапаева» произошло именно в картине Васильевых. Исходная посылка режиссёров заключалась в «идеальности» образа, то есть лишь в формальной соотнесённости с человеком, называвшемся Чапаевым в жизни. В заметках к постановке фильма указано: «Герой картины — легендарный Чапаев. Мало кто о нём знает. Каким он был на самом деле — не знает почти никто». Однако легенда была важнее человека. Васильевы осуществили парадоксальную процедуру: они персонифицировали миф в конкретную фигуру. Каноническая внешность комдива ассоциируется в отечественном сознании исключительно с экранным образом Бабочкина: характерные чапаевские усы, папаха и бурка. Демократические, на грани скоморошества, манеры руководства и словечки Чапаева сближают, отчасти, его с другой, не менее легендарной личностью — Суворовым, чей авторитет в период создания фильма всячески пропагандировался, а опыт поощрялся. Ещё один немаловажный фактор: «Чапаев» — первый фильм, в котором тип «русской идеи» был воплощён в человеческом образе.
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ
«Тихо, граждане! Чапай думать будет» (Петька).
«Где должен быть командир? Впереди, на лихом коне» (Чапаев).
«Белые пришли – грабють, красные пришли – грабють. Ну куды бедному крестьянину податься?» (крестьянин).
«Брат Митька помирает, ухи просит» (белый казак).
«- Красиво идут!.. – Телегенция!» (разговор бойцов об атаке каппелевцев).
Слайды 33-42
4.Закрепление нового материала.
Фронтальный опрос.
— Скажите в чем особенность фильмов, о которых вы сегодня узнали?
— Почему кинофильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» вскоре после выхода на экраны был изъят из проката и снова появился в 1941 году?
— Почему, созданный в 1925 году «Броненосец Потемкин» признан лучшим фильмом всех времен и народов?
— Как вы считаете, почему народная любовь к фильму «Чапаев» была небывалой и неожиданной даже для его создателей?
5. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
Новаторские принципы монтажа, как главного художественного приема, рожденного гением Эйзенштейна, остаются новаторскими и сегодня, восемь десятилетий спустя после выхода картины в свет. То, что показано на экране в его фильмах, — неповторимо, какой бы технической высоты ни достигал кинематограф. И — живо, какими бы порой заидеологизированными и устаревшими ни казались части ленты. Увидев однажды его кинофильм, этого невозможно забыть, как невозможно вновь и вновь не поражаться гармонии соединения в единое целое искуственного и естественного.Есть ценности непреходящие, к какой бы устаревшей идеологии ни принадлежали. Потому-то фильмы Эйзенштейна, о которых вы сегодня узнали и фильм Васильевых «Чапаев» называются классикой.
Анализ и оценка работы уч-ся.
Определение домашнего задания.
Уч-ся выдается приложение. Задание выписать в тетрадь названия киножанров. Определить какому жанру кино соответствуют фильмы, с которыми познакомились на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Жанры | Определение жанра | |
1 | Биография | жанр, отличающийся большей сосредоточенностью на личности и ее внутреннем мире |
2 | Боевик | (англ. action movie, букв. фильм действия) — жанр киноискусства, в котором основное внимание уделяется дракам, боям, погоням и т. п |
3 | Вестерн | жанр литературы и кино, возникший и развивающийся в США c конца XIX века. Действие вестернов происходит, как свидетельствует название, на Диком Западе (англ. west — запад) в конце XIX века. Сюжеты вестернов могут быть самыми разными, но объединяет их одно — так называемый «быстрый выстрел». |
4 | Детектив | (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого неизменно содержат иллюстрации преступных деяний, следующего за ними расследования и определения виновных |
5 | Готический роман | романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Развивался в основном в англоязычной литературе. Название — от архитектурного стиля готика (действие романов часто разворачивается в старых готических замках). |
6 | Документальное кино (или неигровое кино) | документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц. Реконструкции подлинных событий не относятся к документальному кино. Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества |
7 | Драма | специфику жанра составляют сюжетность, конфликтность действия, обилие диалогов и монологов. Драмы изображают в основном частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей |
8 | Исторический фильм | фильмы этого жанра киноискусства реконструируют реально происходившие исторические события |
9 | Комедия | жанр драматургии и кино, характеризующийся юмористическим (сатирическим) подходом |
10 | Мелодрама | жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных ситуациях на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п. |
11 | Мистика | жанр кино, в котором присутствуют изображения сверхестественных явлений и духовной практики, направленной на связь с потусторонним миром и сверхестественными силами |
12 | Мыльная опера | один из жанров телевизионных сериалов. Отличается огромным количеством серий и транслируется нередко годами |
13 | Трагикомедия | вид драмы, совмещающий признаки трагедии и комедии |
14 | Триллер | (от англ. thrill — трепет) — так называют фильмы, стремящиеся создать у зрителя ощущение напряжённого переживания, волнения. Жанр не имеет чётких границ. Часто к триллерам относят детективно-приключенческие фильмы, акцент в которых смещён на подготовку к какому-то уникальному преступлению |
15 | Приключения | занимательные сообщения о реальных или вымышленных происшествиях |
16 | Фильм ужасов | фильмы, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и страха, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного — т. н. эффект «саспенс» (от англ. suspense — неопределённость) |
17 | Фантасмагория | это фильм о чём-то совершенно нереальном, изображающий причудливые видения, бредовые фантазии |