Водопьянова Т.М.
Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.
Красота окружающего мира, природы в нашем понимании дополняется и той вечной красотой, которую своими руками создали люди в течение веков и тысячелетий. Величественные камни Стоунхенджа, углубленная поэзия белоснежного Тадж – Махала, строгая гармония Парфенона не только радуют взор многочисленных туристов, они несут в себе бесценные знания, гамму эмоций и чувств.
Стоунхендж — фото | Пролистав фотографии «парков мира», в которых построены макеты самых знаменитых строений всех времен и народов, убеждаемся в том, что все они очень красивые и очень разные! Среди них — и сооружения, ставшие визитной карточкой городов : Собор Святого Петра в Ватикане, афинский Акрополь, египетские пирамиды, дворец императора Таиланда, Тадж-Махал, Пизанская башня, Белый дом и Капитолий, статуя Свободы, Собор Парижской Богоматери, Сиднейская Опера, остров Манхеттен еще с башнями-близнецами и многое-многое другое. Среди них есть помпезные и торжественные здания, загадочные и креативные, лирические и задумчивые. У каждого есть своя история, свои легенды и своя музыка. Ее может услышать каждый, кто внимательно вслушается в тональности настроения, ритмы очертаний, конструкций, полифонические мелодии украшений и декора. | Парк мира в Пекине — фото |
Когда – то французская писательница мадам де Сталь в романе «Коринна» написала, что архитектура собора святого Петра в Риме подобна «непрерывкой и закрепившейся музыке». В своих «Изречениях в прозе» Гете также писал о том, что «архитектура — это онемевшая музыка». « Архитектура и музыка — сестры, и та, и другая создают пропорции во времени и в пространстве.. .Обеим присущи материальное и духовное начала: в музыке мы находим архитектуру, в архитектуре – музыку» — считал архитектор XX века Ле Корбюзье. Как же услышать ее, музыку, воплощенную в камне на века? | Собор св. Петра в Риме |
Вслед за поэтом , обратимся за помощью к стихам: Кто видел Нотр-Дам, Тот всей душой Поверил в то, что Каждый дюйм живой. И дух Парижа навсегда Останется в сердцах и душах! Нет на земле прекрасней места Париж — летишь на крыльях! Можно почитать Гюго, главы, посвященные «Собору Парижской богоматери», рассказы о городах и их достопримечательностях. | Париж — фото |
«Застывшая музыка» будет следовать за нами по гулким улицам и мостовых старых городов Европы. Она будет вплетаться в ручейки органных пассажей, когда мы будем заглядывать в готические соборы. Оперной арией прозвучит у входа в знаменитый театр. Она вылетит навстречу из распахнутого окна знакомой темой из сонаты или пьесы. Или заставит шагать в ногу вместе с маршем, закружит в зажигательном танце. | https://lloretmar.ru/otdyh/16-sardana- Сардана – танец в Каталонии, фото |
Среди поросших мхом стен романских замков вдруг рыцарская баллада напомнит нам о славных битвах, турнирах и походах. Веселые или задумчивые звуки волынки навеют видения о Шервудском лесе, Робин Гуде, цветущем вереске и зачитанных романах Вальтера Скотта. | Робин Гуд – кадр из фильма |
В уютном и красивом австрийском Зальцбурге («Соляной крепости» в альпийских горах), конечно, будет Моцарт! Не поздний, не трагический, а легкий и солнечный из ранних произведений. Их мы вспомним и у дома, где жил будущий гений, и в крошечных кафе, где он сиживал в юности. Любимые арии из моцартовских опер будут сменять одна другую. А возле городского собора Святого Руперта все – таки слух уловит тихое звучание Лакримозы. | Дом Моцартов в Зальцбурге — фото |
Как не запутаться в разнообразии мелодий звучащей Вены: среди них и сонатные формы Йозефа Гайдна, Бетховена, и песни Шуберта, и очаровательная музыка «короля вальсов» Иоганна Штрауса, и атональные опусы Арнольда Шенберга. Никак нельзя забыть и о Венской опере, одной из лучших в мире. Голоса лучших солистов мира звучали на этой сцене. | Венская опера — фото |
Прохаживаясь по Лондонской Бейкер – стрит можно, если повезет, попасть в такт замечательной Саундтрека к фильму «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Она в нашем сознании прочно закрепилась за этим адресом в старинной оркестровке, как и ужасное звучание скрипки знаменитого детектива. | «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» кадр из фильма |
Улицы Варшавы и на самом деле полны музыкой любимого сына польской земли, Фредерика Шопена. Вплоть до самой зимы на маленькой сцене возле памятника композитору не смолкает рояль. Над деревьями старого парка кружат вальсы и мазурки, плещутся звуки этюдов, ноктюрнов, баллад. | Памятник Шопену в Варшаве |
«Как бьется сердце! И в печали, На миг былое возвратив, Передо мной взлетают дали Санкт-Петербургских перспектив!.. И, опершись на колоннады, Встают незыблемой грядой Дворцов гранитные громады Над потемневшею Невой», — таким видит город Петра поэт Николай Агнивцев. Душа города, его музыка у каждого своя. У кого- то это торжественная классика, как в гимне Великому городу Глиэра. У других поэтичная лирика «Белых ночей» Петра Ильича Чайковского. У третьих — это группа «Секрет» или ленинградский рок клуб, Гребенщиков, Цой, Башлачев. | Санкт-Петербург — фото |
«Я к розам хочу в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград», — писала Анна Ахматова о решетке Летнего сада в Петербурге. Решетка достойная таких стихов появилась в новом месте гуляний в Петербурге, когда на берегах безымянной речки, вскоре названной Фонтанкой, разбили регулярный парк с аллеями, мостиками, статуями, беседками. Уголок Европы в после петровской России. Сюда приглашали иностранных гостей, устраивали праздники, здесь гулял Пушкин. Легкость и изящество струящихся линий, мажорный , динамичный характер творения Фельтона и русских мастеров вызывает в памяти оркестровую музыку композиторов XVIII века — Бортнянского, Хандошкина с их своеобразной смесью европейских форм и правил с русской песенной интонацией. Увертюра Глинки к «Руслану и Людмиле», летящая «как на всех парусах», радостным чувством новизны также внутренне близка архитектурному образу, ставшему одной из визитных карточек города на Неве. | Решетка Летнего сада |
Музыку мы обязательно услышим в печальном звучании дудука, побывав у монастырей и храмов Армении, увидев античный Храм солнца – Гарни, купольные храмы Эчмиадзина, средневековую жемчужину Гегард. Эту грусть понимают окрестные горы, которые знают многострадальную историю армянского народа, его песни и предания. | Армянский храм — фото |
Своими очертаниями и скульптурным убранством древние храмы Индии никак не соотносятся с великими пирамидами Гизы и Южной Америки. Разные инструменты связываем мы с звучанием небоскребов –Нью – Йорка, японских пагод, африканской деревни. Великий Новгород, что раскинулся у берегов Иьмень – озера, это, конечно, гусли, которые в память о Садко былинными напевами связаны с его средневековыми соборами. | Садко с гуслями – кадр из фильма |
Венеция не мыслится без мелодичных песен гондольеров, почти профессионально льющихся над каналами, мостиками, палаццо. Удивительно, но именно русские композиторы – Глинка, Чайковский, подслушали в нем ласковый шепот волн. Летнюю ночную тишину под звездами средиземноморья. | Венеция — фото |
«Музыка — идеальный прообраз мира, это то, что невозможно выразить никакими словами, никакими философскими трактатами», — писал таджикский композитор Фируз Бахор. Прообразом мироздания всегда была и архитектура, особенно храмовая. «В старину строили храм, чтобы почтить память человека. Моя симфония — мой музыкальный храм», — говорил Бахор. Он создал музыкальный памятник жемчужине архитектуры Востока – городу Самарканду. Симфоническая поэма «Мараканда» рисует образ города величественных минаретов, передает характер его контуров и изысканных орнаментов. Слушая поэму, зримо представляешь праздничный город, музыкантов играющих на больших круглых барабанах и огромных трубах, великанов на ходулях, искры кружащихся огней и аромат южной ночи. | Самарканд, праздник — фото |
Русский литератор Юрий Борев считает, что «музыка близка архитектуре огромной значимостью в ней ритма и далекой от форм самой жизни формой своих образов». Современные программисты видят ив музыке и в архитектуре наличие универсального «кода», который на подсознательном уровне понятен любому человеку. Его понимали древние строители пирамид и храмов, чувствуют строители современных мостов, стадионов, вокзалов. Его воспринимают современники, его передают будущим поколениям в виде зданий, парков, других памятников культуры. Этот великий «код» земных ритмов и мотивов воплощенный в виде музыкальных ритмов, интервалов, тембров услышат потомки, чтобы передать его Будущему. | Памятник Яну Сибелиусу |