МОУ «Украинская СОШ»
УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА
Тема : Театральные маски
4а класс
Выполнила :Симонова Л. И.
учитель начальных классов
с.Украинка 2010г.
Пояснительная записка.
1. Класс – 4
2 Цели и задачи урока.
— формирование общих представлений о театральном зрелище, о назначении маски в театре;
— формирование представления о правильном расположении частей лица на маске;
— формирование умения передавать характер маски через форму и цвет;
— развитие навыков работы с бумагой, ножницами; умения работать в объёме;
— развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы;
— осуществлять межпредметные связи (ИЗО, литература, технология).
— воспитание любви к театру, театральному искусству;
— развитие умения выполнять здоровьесберегающие упражнения на расслабление души и тела.
3. Современные технологии: здоровьесберегающие технологии, ИКТ на уроке, элементы игровой технологии.
4. Цели технологий.
Цель здоровьесберегающей технологии – формирование у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережений.
— формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
— формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
— формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями.
Цель ИКТ – технологии — привлечь внимание учащихся, решать различные педагогические задачи с помощью техники нового поколения.
Цель игровой технологии – добиться более прочных и осознанных умений и навыков;
— привлечь внимание учащихся к тем вопросам, которые в обычных неигровых условиях им не интересны;
— развивать умения и навыки через ролевые игры.
5. Результат.
Учащиеся расширили кругозор, получили заряд бодрости, изменялась работоспособность учащихся на протяжении урока. Повысилась мотивация к двигательной деятельности, здоровому образу жизни. Повысилась мотивации к учебной деятельности и уровень самостоятельности и творческой активности школьников. Учащиеся эмоционально обогатили свой душевный мир.
Вид деятельности: декоративно – прикладной
Цели и задачи:
— формирование общих представлений о театральном зрелище, о назначении маски в театре;
— формирование представления о правильном расположении частей лица на маске;
— формирование умения передавать характер маски через форму и цвет;
— развитие навыков работы с бумагой, ножницами; умения работать в объёме;
— развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы;
— осуществлять межпредметные связи( ИЗО, литература, технология).
— воспитание любви к театру, театральному искусству;
— развитие умения выполнять здоровьесберегающие упражнения на расслабление души и тела.
Оборудование урока: для учащихся – цветная бумага, ножницы, клей ПВА, банка с водой, кисти, простой карандаш, резинка, линейка, бумага цветная и белый картон, перья, ленты, пуговицы, пластилин, основы и детали масок, схемы лиц, выражающих разные настроения.
Оформление доски: фотографии с изображением различных масок, детские карнавальные маски, маска весёлого и грустного клоунов,
Зрительный ряд: слайды карнавального действия, рисунки лиц (в виде схем), таблицы с изображением цветов, птиц; детские работы.
Литературный ряд: стихотворение о театре( А. Александрова).
Музыкальный ряд: вальс Штрауса, песня группы « Дюна».
Ход урока
Организационный момент.
Игра «Дирижёр».
Цель: привести детей в « рабочее» состояние перед началом урока.
Материалы: в качестве сопровождения желательно использовать классическую музыку.
Учитель: Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижёром, который руководит большим оркестром (включается музыка).
Представьте себе энергию, которая течёт сквозь тело дирижёра, когда он слышит все инструменты и ведёт их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь ещё и локтями, и всей рукой целиком… Пусть в то время, как вы дирижируете, музыка течёт через всё тело. Дирижируйте своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.
Подготовка к урочной деятельности.
Учитель: На уроке нам понадобятся: клей, альбомные листы, ножницы, кисти для клея и для краски, карандаш, краски. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?
Актуализация опорных знаний.
Учитель : сегодня мы будем играть в театр. И начали мы свой урок с игры «Дирижёр». Ведь в любом театре есть оркестр.
Итак, что такое театр? Давайте обратимся к словарю Ожегова( дети смотрят в словарь и читают ответ). Театр – это искусство изображения драматических действий на сцене.
— Кто из вас был в театре?
— А как вы узнаёте в театре, что представление начинается? (подаётся 3 звонка)
— Прозвенели 3 звонка, люди уселись на свои места. А на какие две группы делятся люди в театре? ( на актёров и зрителей).
— Что делают актёры? ( играют)
— Как понять слово « играют» ? ( они показывают то, что придумал автор).
— А что делают зрители? ( смотрят).
— Как можно назвать одним словом то, что зрители смотрят в любом театре? (зрелище).
— Значит, любое зрелище построено на чём? ( на игре).
Послушайте стихотворение о театре.(читает ученик).
Здесь всё прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра.
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Всё, что на свете человечно.
Учитель: Да, театр – это искусство игры при помощи фантазии, веры в то, что играешь. Достаточно вообразить себя кошкой, надеть маску, помяукать… и театр начался…
Я приглашаю двух учеников. Наденьте маски.(кошка и весёлый клоун).Теперь вы – Клоун и Кошка. А ну- ка, войдите в роль своих персонажей и разыграйте экспромтом сценку «На арене цирка».(дети готовятся, пока учитель беседует с детьми).
— Кем будут сейчас ребята? (актёрами)
— А мы? (зрителями)
— А как ведут себя зрители в театре?
— А теперь смотрим сценку.
— Что делали ребята? ( играли)
— Как они входили в роль? (изменяли голос, жесты)
Целепологание:
— Что же ребятам особенно помогло сыграть свои роли? (маски)
Да, сегодня мы будем говорить о театральных масках и сделаем основу для маски.
Творческая пауза. Игра « Быстрые превращения».
Сейчас зазвучит музыка, и вы начнёте ходить по классу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить…(1.грустного клоуна, 2. Весёлые танцоры)
Работа по теме урока.
Анализ образца маски.
Учитель : Откуда к нам пришли маски? В древности люди использовали маски в ритуальных обрядах. Давным – давно в театре участвовало 2-3 актёра. Маска помогала актёру перевоплощаться из одного героя в другого.
— А где мы встречаемся с масками в современном мире, время?
Посмотрите на эти маски (показ слайдов с масками).
На экране 2 маски(весёлый и грустный клоун).
— Что выражает каждая маска? (настроение)
— Как это видно, что помогает понять? (форма лица, глаз, рта, бровей…). Посмотрите на схемы изменений, отдельных мимических мышц ( у каждого ребенка карточка (грустный, весёлый, и нейтральный вид лица), смотрим и объясняем).
Работа в парах. Игра «Театральный художник».
Прежде, чем сделать маску художник делает эскиз- предварительный рисунок, «черновик» и по эскизу выполняется задуманное.
Задание. Придумать и изобразить эскиз любой маски(добрую, злую, весёлую, грустную)используйте схемы.(показ нескольких работ).
Изготовление основы для маски.
В народе говорят: «Не всё то радует, что покупается» и «Своего дела чужим не заменишь». Сейчас вы будете самостоятельно конструировать основу для маски из бумаги в размер лица.
Инструктаж по технике безопасности(работа с ножницами).
Анализ готовой маски(показ учителем).
Самостоятельная работа учащихся.(каждому ученику раздаётся конверт с шаблонами для маски). Последовательность работы такова:
Вырезаем маску на глаза, разворачиваем;
Вырезаем нос, усы, рот из заготовок. Подклеиваем к первой части;
Вырезаем волосы, подклеиваем сверху. Загибаем на карандаш нарезанные полоски, накручиваем их, формируем «кудряшки».
Вырезаем шапку – колпак; подкалываем её сзади к очкам;
Дополняем (украшаем) маску подручными материалами: перьями, лентами, серпантином, мишурой…(если дети не успевают украсить маску на уроке, то задание выполняется дома).
Итоги урока. Рефлексия.
— Во что мы с вами играли на уроке? ( в театр)
Учитель в классе звонит в колокольчик.
— Как вы думаете, что означает этот звонок в театре? (окончание представления)
— Люди выходят из театра с определённым настроением, кому –то понравилось и он весёлый, кто-то задумался, кому-то не понравилось и он грустен. Сейчас мне бы хотелось узнать ваше настроение, после посещения нашего импровизированного театра.
С помощью смайликов, которые лежат у вас на парте, вам нужно выразить своё настроение. Для этого отрежьте тот смайлик, который соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке. Выйдите к доске и приклейте смайлики под той маской клоуна, которая отражает ваше настроение.
(В это время учитель оценивает работы учащихся, лучшие работы – улыбающийся смайлик.)
— А теперь тех, у кого на парте лежит мой улыбающийся смайлик, я попрошу со своими работами выйти к доске.
(Экспресс – выставка из лучших работ.)
Домашнее задание.
— У вас у каждого есть возможность получить такой же смайлик на следующий урок. Для этого вам нужно дома пофантазировать и создать свою необычную маску.
Список литературы.
1.Учебник «Изобразительное искусство» . Л.А. Неменская.
2. Рабочая тетрадь «Твоя Мастерская». Л. А. Неменская
3. Методические разработки по ИЗО. 4 класс, к программе Л.А. Неменской
4. Оздоровительные методики восстановления школьников.
5. Школа веселых уроков. Е.И. Иваненко.
6. Настольная книга учителя начальных классов. Феникс ( Сердце отдаю детям).