Тема: Фантазия дождя
Главная задача: развитие творческой инициативы ребенка путем использования на занятие нестандартного способа изображения состояния погоды (дождя).
Сопутствующие задачи:
преодоление страха перед чистым листом бумаги;
закрепление понятия «форма», ее стилизация;
обучение навыкам в работе с восковыми мелками, акварелью на акварельной бумаге;
понятие о живописности в акварели: красота подтеков, случайных разводов и пятен.
Оборудование: восковые мелки, акварельные краски, бумага акварельная, палитра, баночка для воды, кисточки, раздаточный материал, презентация.
.
Ход урока:
Организационный момент.
(Делимся и рассаживаемся по группам).
2. Введение в тему, постановка задачи.
— Ребята, я приглашаю вас в волшебную страну рисования.
Слайд 1. Загадка.
— Давайте отгадаем загадку.
Из тучки, как из решета,
Капля за каплей – капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Скажите, что это за водичка
(дождик)
— Правильно. В этих загадке говорится про дождик. А занятие наше называется Фантазия дождя. Слайд 2.
У меня есть вот такой волшебный горшочек, в который мы с вами посадим семена цветов, а моя волшебная кисточка и ваши умения на занятии помогут вырастить сегодня красивый букет цветов. Итак, положите свои семена в горшочек и мы начинаем.
Сейчас я покажу вам как можно изображать дождик с помощью различных техник исполнения
— А что такое дождик? Из чего он состоит? И где он живет?
Ответы детей
А чтобы ответить на все эти вопросы, послушайте сказку о КАП и КАПЕЛЬКЕ.
Слайд 3
В одном лесу жили Кап и Капелька. Кап был большой и толстый. А Капелька – стройная и красивая. (Нажать). После дождя они весело прыгали с листьев на цветы, с веток на травку. Их фигурки были блестящие. (Нажать). В солнечный денек лесные зверушки: зайчики, лисички, белочки — смотрелись в них как в зеркало.
Кап и Капелька очень любили рисовать и всех рисовали похожими на себя. Им хотелось, чтобы зверушки были такие же, как они. И вы попробуйте нарисовать лесных жителей, похожих на Капа и Капельку. Можете добавить точки, пятнышки и волнистые линии. Только одно условие: все части тела должны быть в форме капельки (рыбку, мышку, лягушку и.т.д.).
Самостоятельная работа детей.
(Каждый ребенок получает листочки с рисунком в виде капельки и выполняет в превращения капли в животных.)
— Вот так преобразились ваши капельки.
(Рисунки вывешиваю на доску).
-Ребята, а скажите, какое настроение вызывает у вас весенний дождик?
— Что о нем можете рассказать?
Слайд 4
— Говорим, что весна нежная, зеленая, цветущая.
Слайд 5
Но она еще бывает и хмурой, пасмурной. Тогда небо серое, солнышка не видно и тучи огромные, черные, гремит гром, сверкает молния.
Скучная картина!
Тучи без конца.
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
(А Плещеев).
Работа над темой.
— Возьмите синюю, желтую, зеленую акварель и смешайте на палитре с большим количеством воды. Какой цвет у вас получился?
— Что он вам напоминает?
Чистоту, свежесть, нежность.
Слайд 6
— Теперь попробуйте к каждому из этих цветов добавить немного черного. Как меняются цвета после смешения с черным?
— Они становятся более мрачными, пасмурными, вызывают в памяти настроение хмурого дождливого дня.
Слайд 7
Вот мы получили краски дождя. А сейчас, я взмахну своей волшебной кисточкой и мы все превратимся в маленьких капелек, давайте позовем дождик и станцуем веселый танец.
Физминутка
Слайд 8.
(Раскрываем зонтик, кладем на плечо)
Кап-кап, тук-тук-тук
(имитация стука в окно)
По стеклу раздался стук
(крутим зонтик на плече)
Это дождик по утру
Разбудил всю детвору
(качаем головой)
Кап-кап, дон-дон-дон
Капли начали трезвон.
(крутим впереди зонтик)
Если выйдите гулять
Не забудьте зонтик взять.
(кружимся сами с зонтом)
(машем свободной рукой)
Кап-кап, кап-кап-кап
У дождя весёлый нрав.
(поворачиваемся в стороны и улыбаемся друг другу)
Завтра утром мы опять
Под дождём пойдём гулять.
Слайд 9
Вот мы с вами посмотрели на дождь, послушали его звук, изучили его оттенки, а
теперь можем приступить к работе.
Сейчас мы вместе нарисуем дождик в необычной технике. Для этого нам с вами необходимы акварельная бумага, восковые мелки, акварельные краски и широкая кисточка.
Акварель, так называют акварельные краски, – уникальный, можно сказать, волшебный художественный материал, который отличается от всех других красок своей прозрачностью, легкостью, но и сложностью работы с ним. Дело в том, что акварель “не терпит” больше 3-х слоев краски и поэтому работать с ней нужно очень аккуратно, осознанно, зная точно, какой цвет надо нанести.
Восковые мелки – это графический художественный материал, который позволяет создавать своеобразные по своей фактуре, то есть следу, который мелок оставляет на листе, яркие композиции. А сочетание акварели и восковых мелков может дать совершенно неожиданный эффект, но какой — мы увидим позже! Это сюрприз!
— Вот посмотрите
Перед работой акварельную бумагу необходимо смочить, что мы с вами уже сделали. Далее мы нанесли мелками линии напоминающие дождик, чем длиннее линия, тем сильнее дождь.
— Ребята, а где же живет дождик?
(В облаках, в тучах)
— Правильно.
Вам необходимо определится, какой у вас дождик сильный или нет. Ведь от этого зависит цвет вашего неба: темные, серые, синие тучи или же светлые бело-голубые, нежные облака. А теперь на палитре разводим необходимые нам цвета.
На доске показать элементы рисования.
Слайд 10
Самостоятельная работа учащихся.
Ребята рисуют на акварельной бумаге мелками и акварелью.
Выставка работ.
(Нажать)
Слайд 11
Рефлексия.
— Ребята, пока сохнут наши работы. посмотрите, пожалуйста, на экран, здесь вы видите несколько незаконченных предложений, продолжите одно любое из них по своему усмотрению!
Предложения:
Сегодня на уроке мы узнали…
Оказывается акварельные краски…
С помощью восковых мелков…
Мы научились…
Мне особенно понравилось…
— Ребята, вы не забыли, что мы находимся в волшебной стране рисования. Сейчас ваши рисунки оживут, будет сверкать молния, польется дождик. Сейчас я коснусь волшебным карандашиком доски, и произойдет чудо.
— Вот ожил рисунок, видите, как сверкает молния. А из этих тучек посыпался дождик. А на этом рисунке ожила радуга и осыпает Землю звездным дождиком.
(нажать)
Слайд 12
Итог урока.
— Друзья мои, я очень довольна вашими работами. Спасибо за урок!
Уборка рабочих мест.