1001 идея интересного занятия с детьми
ВНЕУЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РИСУНКИ НА ПЕСКЕ»
Чемякина Елена Сергеевна, МАОУ СОШ №21 Асбестовского городского округа, учитель ИЗО, Свердловская область
Предмет (направленность): Изобразительное искусство
Возраст детей: 1 класс
Место проведения: класс
Пояснительная записка.
Актуальность и связи с жизнью.
Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, Вы почувствуете его тепло, его текучесть, его движение. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Мягкий колорит природных оттенков, контраст песка и света, плавность контуров и линий создают волшебство. Рисование песком — способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи. Здесь нет канонов, здесь невозможно ошибиться… Нарисовать с помощью песка можно что угодно: пейзажи и портреты, натюрморты и абстракции. Главное – дать волю воображению и не бояться экспериментировать. Для того чтобы создавать картины из песка, не обязательно иметь художественное образование. Детям особенно нравится рисовать песком. Податливость песка, его природная магия притягивает детей с первых минут. Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А работая с песком под музыку задействованы одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет воспринять этот мир непосредственно, вчувствоваться в него. Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг).
Цель:
Формировать у детей интерес к упражнениям с песком, посредством игровых приемов.
Способствовать развитию мелкой моторики и активизации речевых навыков, пространственного мышления и воображения обучающихся через упражнения и игры с песком.
Задачи:
развитие познавательных процессов;
развитие речи, памяти, мышления;
совершенствование координации движений, мелкой моторики.
пробуждение интереса к занятиям с песком и манкой;
Планируемый результат:
Предложение своих приёмов и способов рисования песком.
Применение художественных умений и знаний в процессе выполнения художественно-творческой работы, умение компоновать орнамент в круге. Развитие мелкой моторики.
Тема: Рисунки на песке.
Класс:1 класс.
Условия проведения.
Место проведения: класс
Время: внеучебная деятельность 6 урок 13.10-13.55 час.
Материалы: коробы для песка и манки, песок, манка, губка, кисти, мячики, камушки, пуговицы, бусины, ракушки, салфетки для рук. Презентация «Рисунки на песке». Видеофрагмент рисунок на песке «Ilana yahav».
Методы и приёмы на занятии: здоровьесберегающая технология.
Словесные и наглядные, интегрированные, практические методы работы на занятии.
Система оценивания: обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности.
Ход проведения занятия.
Внеучебное занятие по изобразительной деятельности.
Тема: Рисунки на песке.
Цель:
Формировать у детей интерес к упражнениям с песком, посредством игровых приемов.
Способствовать развитию мелкой моторики и активизации речевых навыков, пространственного мышления и воображения обучающихся через упражнения и игры с песком.
Задачи:
развитие познавательных процессов;
развитие речи, памяти, мышления;
совершенствование координации движений, мелкой моторики.
пробуждение интереса к занятиям с песком и манкой;
Материалы: коробы для песка и манки, песок, манка, губка, кисти, мячики, камушки, пуговицы, бусины, ракушки, салфетки для рук.
ТСО: компьютер, проектор, экран, видеоролик (5 минут) «Рисунок песком», презентация «Sand-art» (пескография)
формы работы: индивидуальные, групповые.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
Презентация «Sand-art» (пескография)
Видеоролик «Рисунок на стекле»
Практика: способы рисования, «Волшебный круг», личная фантазия.
Место техники рисования песком на занятиях ИЗО – здоровьесберегающие технологии.
Формирование УУД на занятии:
Личностные: формирование эстетических чувств, художественно творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Потребности в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру.
Коммуникативные: умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности. Слушать и понимать речь других, вести диалог.
Познавательные: перерабатывать полученную информацию, наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Стремление использовать художественные умения для создания красивых рисунков на песке.
Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания. Планирование практической деятельности. Предложение своих приёмов и способов рисования песком.
Предметные: применение художественных умений и знаний в процессе выполнения художественно-творческой работы, умение компоновать орнамент в круге.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент. | Вступительная речь. Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку! Загадка: Из меня куличек печь удобно, Только есть его нельзя, Я сыпучий, жёлтый, несъедобный, Догадались вы кто я? (Песок) Рассказ о песке. Показ презентации «Sand-art» (пескография) | Слушают, воспринимают, анализируют. (5 мин) |
Актуализация знаний. | Упражнения с песком, знакомство. Правила поведения в песочнице: Знакомит детей с волшебницей песочной феей. Проводит инструктаж по работе с песком и манкой. Но, прежде чем рисовать посмотрите, кто к нам прилетел. Это песочная фея. «Песочная Фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная Фея просит тебя: Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался – покажи взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей. Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носы. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу». Ребята, перед вами стоят коробы с песком, а у кого-то насыпана манка. Давайте познакомимся с песком. Пересыплем его из руки в руку, погладим ладошками, ощутим кончиками пальцев. Пересыпание из руки в руку, поглаживание песка ладонями | Выполняют упражнения. Высказывают свои мнения о том, какой песок на ощупь. (2 мин)
|
Постановка задачи. | Просмотр видеоролика «Рисунки на песке». -Предлагаю вам посмотреть видеоролик «Рисунки на песке», вы увидите, как красиво можно рисовать песком. Вы не только посмотрите видеоролик, но перед вами будет стоять задача: Задача для детей: посмотрите видеоролик и расскажите, как рисовала художница, как она держала пальцы и ладони, что делала с песком. Задаёт вопрос о поставленной ранее задаче. -Как и чем рисовала художница? Предлагает сформулировать тему занятия. Ребята, давайте сформулируем и назовём тему нашего сегодняшнего занятия. | Просматривают видеоролик, делают выводы, высказывают мнения.
Формулируют тему занятия. (7 мин) |
Открытие нового знания.
Первичное закрепление. | Особенности техники изображения: -Кулаком -Ладонью -Ребром большого пальца -Щепотью -Мизинцами -Одновременное использование нескольких пальцев -Симметрично двумя руками. -Отсечение лишнего. -Насыпание из кулачка. Показывает упражнения: — поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); – выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро; – “пройтись” ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы; – создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка; – “пройтись” по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими, и, наконец мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Вместе пофантазировать, отгадать, чьи они? Можно “поиграть” на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. | Рассказывают о своих наблюдениях за работой художницы.
Выполняют упражнения вместе с учителем. (7 мин) |
Практический этап | Предлагает перейти к практической работе и создать «Волшебный круг», используя различные материалы, (камни, бусины и т.д.), создавая в круге различные узоры пальчиками и ладошками. Задача для детей: создать круг и рассказать о нём, дать название волшебному кругу. | Создают узор в круге, рассказывают о том, что они изобразили, как назвали свой круг (2-3 ученика). Дети подходят и рассматривают работы друг друга. (10 минут) |
Физкультминутка | Предлагает всем детям создать Волшебный круг из ладошек. Встать в круг и на песке в коробе оставить отпечатки ладоней по кругу. Улыбнуться друг другу. | Выполняют упражнение. Улыбаются друг другу. (1 минута) |
Творческий этап | Предлагает пофантазировать и создать рисунок на песке, используя разные техники и приёмы рисования, разные материалы (камушки, бусинки, шарик и т.д.) (повторяет вместе с детьми еще раз, какие приемы существуют). | Выполняют рисунки на песке. 10 мин |
Рефлексия деятельности. | Предлагает детям посмотреть рисунки одноклассников, высказать своё мнение.
| Проходят и рассматривают рисунки на песке, высказываются, чей рисунок и чем больше всего понравился. 2 минуты |
Рефлексия деятельности.
Итог занятия. | Нарисуйте смайлик на песке, если он улыбается, то вам понравилось, и вы считаете, что всё у вас получилось, если он грустит, то вы не совсем справились. А если он улыбается и дарит цветочек, то вы хотите еще порисовать на песке. Спасибо за занятие! До встречи! | 1 минута Выполняют упражнение.
Убирают рабочие места. |
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
2. https://hobby-terra.ru/risovanie-peskom-na-stekle-fantazii-iz-peska/
4. https://my.mail.ru/video/list/zenka68/7044
5. https://www.mirpozitiva.ru/pozitiv/flash/pozitiv45.html
6. Мариелла Зейц Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.: ил.
7. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева и др. М.: Просвещение. 2013
9