Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербург
КОНСПЕКТ
занятия
с детьми старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи
по теме:
«Подготовка детей к обучению грамоте на материале сказки
В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»
Составила:
учитель – логопед
ГБДОУ № 92
Невского района
Нечаева Т. В.
Санкт – Петербург
2014
Цель занятия:
Развивать у детей предпосылки грамотности для успешного обучения в школе.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять детей в подборе слов к звуковым схемам.
Упражнять в чтении слогов и составлении из них слов.
Упражнять детей в составлении предложений по предметным картинкам с предлогами.
Закрепить навык словообразования.
Упражнять детей в выборочном пересказе.
Развивающие:
Развивать фонематический слух.
Совершенствовать навык чтения.
Совершенствование навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов.
Развивать у детей чувство стихотворного ритма.
Развивать умение обобщать.
Развивать слуховое внимание и память.
Развитие мелкой пальцевой моторики и закрепление навыка работы с карандашом.
Расширение словарного запаса детей.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Расширить знания о насекомых.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Воспитывать умение работать в команде.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, плакат с изображением луга, цветик-семицветик из бумаги, костюм муравьишки, картинки с изображением насекомых, звуковые схемы слов, схемы педложений, диск с записью музыки, изображения половинок насекомых, простые карандаши.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Дети входят в группу. Здороваются с гостями. Садятся полукругом перед экраном.
Экран. Презентация по теме на основе стихотворения. Определение темы занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Л.: Читает стихотворение-загадку о муравьях. Дети отгадывают.
Л.: Ребята, как называется сказка про муравьишку, которую мы читали?
Д,: Приключения муравьишки
Л.: Кто её написал?
Д.: В,В, Бианки.
Появление персонажа — Муравьишки.
М: Я — путешественник известный,
Много у меня друзей!
Как домой я торопился
Давайте вспомним поскорей!
Л.: Ребята, Муравьишка нам что-то принёс. Что это, М.?
М.: Это цветик-семицветик. Он поможет нам в путешествии
Л.: Ребята, отправляемся впутешествие с муравьишкой? Муравьишка, и ты нам помогай. Вместе у нас всё получится!
1.Лепесток красного цвета. Выделение заданного звука из слова, соотнесение с бувой. Чтение образовавшегося слова
Выдели заданный звук из слова и подбери соответствующую букву. Помести букву в окошечко.
Картинки: роза, комар, ландыш, муха, шмель
Е |
|
| Е |
| Е |
|
Картинка «роза»
Л.: Какой 3ий звук в нём? (З) Поставь нужную букву в первое окошечко. ….
Л.: Прочтите слово. Кто первым помог муравьишке? (землемер) Картинка на фланелеграф с изображением землемера
Удобно ли было муравьишке ехать на спине землемера? Почему?
2. Зелёный лепесток. Составление слова из рассыпавшихся слогов
Л.: Мы должны прочесть слоги, переставить их и прочесть название помощника – друга муравьишки.
НО СЕ СЕЦ КО (СЕНОКОСЕЦ)
Л.: Правильно. Сенокосец- это насекомое? Почему?
Многие пауки – охотники. Как они охотятся? (плетут паутину)
3.Фиотетовый лепесток. Называние пропущенного слога в слове
Показывает нам паутину. Посмотрите, в паутину попались насекомые, давайте отгадаем какие? Вставьте пропущенный слог и назовите слово. Переверни карточки проверь себя
Физкультминутка
Подвижная игра «Паук и насекомые» Когда паук спит насекомые летают, прыгают, едят. Как только паук выходит на охоту, «насекомые» должны притаиться и не шевелиться. Если они двигаются паук запутывает их в паутину и уносит.
4. Лепесток синего Отгадай слово по написанным гласным буквам
Л.: Чтобы освободить насекомых из паутины и выпустить на луг (панно) нужно подобрать к словам схемы.
ОО|ОАО |
ОУ|ОЕ|ОИ|ОА |
ОООЕ|ОО|ОА |
ООЕ|ОА |
ОА|ООО|ОА |
Л.: Молодцы, ребята! Вы помогли насекомым. Скажи, Муравьишка, какие насекомые нашего луга тебе помогали? (жужелица, кузнечик)
5.Желтый лепесток. Составление предложений с предлогами
Задание: рассказать о насекомых нашего луга. Посмотрите на схемы и составьте предложения с заданными предлогами по картинке.
под |
Из-под |
над |
За |
Из-за |
Предложения: Бабочка порхает над цветком.
Зеленый кузнечик спрятался под кустиком.
Жужелица вылезает из-под камня. И т.п. Л.: Вы отлично справились с заданием, ребята!
6. Голубой лепесток. Отгадывание слов по мнемотаблице
Что могут значить эти карточки? Отгадай зашифрованное слово
|
|
Зашифрованы слова – названия насекомых (Листовёртка, водомер)
Почему так названы эти насекомые? Названия каких насекомых образованы таким же способом – соединением 2х слов? (сенокосец, землемер)
7. Оранжевый лепесток Отгадывание загадки. Дорисовывание половины изображения.
М.: Отгадайте мою загадку:
Теплым днем, весною, в мае.
Каждый про него узнает
Он не муха, не паук
Он жужжит! Он майский…
Л.: правильно, ребята! Мы забыли про майского жука. Как его ещё называют? (майский хрущ) что вы можете рассказать об этом насекомом?
Садитесь за столы. Будьте внимательны и нарисуйте такого жука (дорисовывают)
ОКОНЧАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Л.: Молодцы ребята! Мы помогли муравьишке и отыскали всех его друзей-помощников. Теперь он сможет добраться до дома. Что вам понравилось в сегодняшнем приключении? Что было самым трудным? Что было интересно?Нам пора в группу. Попрощайтесь с гостями
ОО|ОАО
ОА|ООО|ОА
ОУО|ОЕ|ОИО
ОУ|ОЕ|ОИ|ОА
ООЕ|ОА
ОООЕ|ОО|ОА
КО ЛА БА ЖЕ НЕ