МКОУ СОШ №3
Урок по литературному чтению
на тему:
А. Л. Барто «Веревочка»
2 класс
Подготовила:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Лозовая Н. В.
Цель: познакомиться с произведением А.Л. Барто «Верёвочка».
Задачи:
Воспитывать познавательный интерес к творчеству поэтессы, к чтению книг.
Научиться выразительно читать стихотворение А.Л. Барто «Верёвочка».
Развивать память и внимание обучающихся.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Оборудование: Портрет А. Л. Барто, выставка книг писательницы.
Ход урока.
Орг. момент.
Звучит мелодия. (Волшебные звуки).
-Волшебством наполним класс
Чтоб удивить сегодня Вас?
Натальей Владимировной зовут меня
Здравствуй, добрая ребятня!
(Надевает колпак волшебницы)
-Посмотрите у меня в руках коробочка, да не простая, а волшебная!
-Внимательно посмотрите, коробочка абсолютна пуста!
-Я её закрываю, произношу волшебные слова: «Чудо, чудо оживи волшебство к нам позови!»( В руках у учителя коробочка с двойным дном, как у фокусника)
1,2,3…
— А теперь внимание ……….(вытягиваю верёвочку)
— А что же это за вещь такая увлекательная!
— Какая ваша игра не обходится без этого предмета?
-Не помню я, в каком году,
Но много лет назад
И я бежала с прыгалкой
Весной в зелёный сад.
Через неё, что делают? (прыгают)
Значит эту вещь можно назвать как? (прыгалка)
А слово прыгать можно заменить словом скакать.
Значит можно назвать и ещё как? (скакалка).
Скакалка – верёвочка с ручками на концах, через которую прыгают дети, крутя и перекидывая её через голову.
Скакалка – спортивный снаряд для физических упражнений взрослых и детей.
-Перед нами «Верёвочка» и «скакалка», «прыгалка» — это близкие по своему значению слова. А в русском языке, кто помнит как называются такие слова? Верно! (синонимы)
А как бы вы назвали произведение, в котором рассказывается о прыжках через этот интересный предмет?
Ответы детей (прыгалка, скакалка, верёвочка)
-Молодцы, вы очень точно смогли уловить идею замечательной детской поэтессы. Её произведение так и называется «Верёвочка».
— Посмотрите на экран.
— Знакомо ли вам это лицо?
Ответы детей
На слайде №1 выплывает строка Гетель Лейбовна Волова.
Я говорю, что это Гетель Лейбовна Волова, а вы
говорите, что это А.Л. Барто. Кто из нас прав?
Ответы детей.
Правы мы все. Гетель Лейбовна — это её настоящее еврейское имя, созвучное в русском — Агния Львовна. Итак, основной предмет, о котором будет идти речь на уроке — верёвочка, и автор тоже известен.
— Так кто же сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?
Ответы детей.
— Но это не единственное произведение Агнии Львовны Барто.
Благодаря современным технологиям у нас есть возможность увидеть, как выглядит Агния Львовна и даже услышите её голос. -Хотите услышать голос А.Л. Барто?
Слайд
-Ребята, а теперь нам предстоит вспомнить ещё несколько произведений этой замечательной писательницы.
(Выставка на слайде.)
-Назовите знакомые вам стихотворения,
-Стихотворения А.Л. Барто переведены на многие языки и печатаются в разных странах. Но больше всего они издаются в нашей стране, где Барто знают и любят все от 2 до 80 и старше…
Эти и много других произведений А.Л. вы можете найти………Где?
В результате нашей с вами сегодня встречи, ваш багаж знаний пополнится ещё на одно прекрасное произведение А.Л. Барто.
Постановка целей урока.
— Как вы думаете, с чем сегодня на уроке мы будем знакомиться?
— Чему мы будем учиться? Какова цель нашего урока?
Ответы детей.
— Да, ребята, верно. Цель нашего урока познакомиться с произведением А.Л. Барто, научиться выразительно его читать, как сама А.Л. Барто.
-Откройте учебник на с. 40
-Вам предложен отрывок из произведения «Верёвочка», а я предлагаю Вам,ребята, прослушать полную версию. Слушаем и следим по учебнику.
III.Первичное восприятие произведения.
— Понравилось ли вам стихотворение? Почему?
— О чём это стихотворение?
— В какое время года происходит событие?
-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
— В каком городе происходит действие?
Ребята, Москва – столица нашей Родины.Это крупный город, где
много бульваров, переулков, тротуаров.
-Кто знает значение этих слов?
– Бульвар – аллея посреди улицы.
– Переулок – узкая улица, соединяющая собою две другие.
– Тротуар – пешеходная дорожка, примыкающая к проезжей части улицы.
Речевая разминка.
— Прежде ,чем мы приступим к чтению шёпотом проведём речевую разминку.
Слава хотел на скакалке
Скакать,
А Соня хотела с ним в салки
Играть.
—Повторите за мной……и ……
— А теперь повторите целиком.
-А теперь быстрее….
А кто может произнести ещё быстрее? ( 1-2 произн.)
-Приступаем к чтению.(шёпотом)
Анализ произведения.
— Какие приметы весны подметила А.Л.?
—Найдите эти приметы в тексте и прочитайте??
— Найдите строки, где поэтесса описывает ,как скачет
Лида?
Ритмичное чтение
-Читаем вместе и пробуем показать звук скакалки, которая бьётся об асфальт, помогут нам в этом руки, будем хлопать в ладоши и отбивать ритм.
Ритм – это равномерное чередование звука( в нашем случае звука скакалки)
Читаем и хлопаем.
Физминутка(Ученики повторяют движения за учителем)
Я спортсменом стать хочу,
На скакалке я скачу,
Я нагнусь- нагнусь, нагнусь,
Я до пола дотянусь,
Пола я слегка коснусь.
Осторожно распрямлюсь.
Ручки вверх я подниму
Где там небо не пойму.
Чтение лучших уч-ся
-Найдите и прочитайте слова описания прихода весны.
(1- 2 чел-ка, кто лучше читает)
Чтение за образцом.
— Сейчас будем читать выразительно. Какие средства речи нам помогут это сделать?(паузы короткие длинные, средние, повышение и понижение интонации)
Словесное рисование
Посмотрите на иллюстрацию, какой эпизод изобразил художник?
-Что бы нарисовали вы, если вам предложили проиллюстрировать это стихотворение?
Не только художники запечатлили это произведение, но и режиссёры и мультипликаторы.
Фильм
Посмотрите отрывок из старого фильма, как весело прыгали все девочки через верёвочку .
— А кто из вас может так оригинально прыгать через верёвочку? Кто даст мастер – класс? (1 ученик прыгает у доски)
— Я думаю вы мастера не только прыгать через верёвочку. Давайте откроем свою творческую мастерскую. Из верёвок, шнурков, канатов создают настоящие шедевры. Не выкидывайте верёвочку , она когда – нибудь вам пригодится.
Шнурок это та же верёвочка. Маша и Лена, помогите
мне раздать синельные палочки.
Творческая мастерская(Делаем бабочку из синельной палочки, ученики выполняют изделие за учителем пошагово)
-Они останутся вам на память.
-Настало время поделиться своими впечатлениями?
Рефлексия «Свободный микрофон»
— О чём расскажешь дома?
-За что бы вы похвалили себя сегодня?
— Что вы нового узнали на уроке?
— Что понравилось?
— Какие вы испытывали затруднения?
Я очень хочу отметить за активную работу на уроке ….
А за выразительное чтение я бы отметила…
Итог урока.
— Подошло время вернуться к нашей шкатулке, она сейчас может открываться для вас, и вы увидите самого главного человека на нашем уроке(выборочно).(Шкатулка, а внутри приклеено зеркало )
— Так кто же самый главный сегодня на уроке?
-Несомненно , вы ,сами, без вас не получился бы такой замечательный урок.
-Большое вам спасибо, ребята.
Домашнее задание
-Дома учитесь читать выразительно стихотворение, по желанию можно выучить наизусть.