Литературное чтение 2 класс
Учитель: Перова И.В.
Тема: А.С. Пушкин « У Лукоморья»
Цели урока:
Обучающие: познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», добиться понимания содержания; анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
Развивающие: развивать навыки выразительного и беглого чтения; развивать память, внимание,
артистические способности.
Воспитательные: воспитывать любовь к русской поэзии, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: Презентация, музыкальная запись, учебник «Литературное чтение», компьютер, словарь Ожигова, макет дерева, карточки для индивидуального чтения.
Ход урока
I.Организационный момент
Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора! ( слай1)
II.Речевая разминка
-Прочитайте пословицу выразительно. ( слайд2)
« Сказка от начала начинается,
И до конца читается,
В середине не перебивается»
— Объясните, как вы её понимаете.
-Прочитайте пословицу скороговоркой.
III. Актуализация знаний.
-Вы любите сказки?
— Прочитайте названия этих книг и подумайте, что объединяет все эти произведения? ( слайд3)
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Сказка о золотом петушке
Сказка о попе и его работнике Балде. ( Все эти сказки написал А.С. Пушкин)
IV. Самоопределение к деятельности.
— Кто догадался произведения какого автора мы будем рассматривать на уроке? ( слайд4)
-А что вы знаете о А.С. Пушкине?
Дополнения и обобщения учителя.
Мы познакомимся с отрывком из сказочной поэмы « Руслан и Людмила».
-А название отрывка нам немного подскажет музыка.(звучит музыка «Шум волн») ( слайд4)
-Что вы услышали? А где , в каком месте ( в лесу, во дворце) происходит действие в этом сказочном отрывке ?( ответы детей.)
-Отрывок с которым мы познакомимся называется « У Лукоморья».
— А кому он уже знаком, кто его уже читал, слышал?
— Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо.
V. Словарная работа.
— А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?(ответы детей)
— Где мы можем уточнить значение этого слова?
Обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик…
Лукоморье — морской залив.(Слайд)
-Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив.
VI.Постановка учебной задачи
— А какие учебные задачи вы бы перед собой поставили, чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Научиться выразительно читать стихотворение; узнать что-то новое, находить в нем красивые слова; )
-Познакомимся с отрывком из сказочной поэмы, будем учиться выразительно читать, высказывать своё мнение, рассуждать, а ещё постараемся узнать, какие чувства хотел передать( Какими чувствами хотел поделиться с нами автор) в отрывке автор?
VII.Работа над новым материалом.
1)Знакомство с произведением.
-А теперь мы отправляемся в Лукоморье (Я приглашаю вас) ( Слушание произведения в записи)
2)Проверка первичного восприятия..
-А на что вы обратили внимание когда, слушали отрывок? Ничего необычного вы не услышали ( заметили)?
-Какой музыкальный инструмент вы услышали?
-А что вы можете сказать о балалайке?
— С какими героями вы встретились?
3). Словарная работа.
-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» « пленяет» — устаревшие, сейчас мы их в речи не услышим.
-А подумай те, как бы они звучали сегодня?( Ответы детей . слайд5)
— А как бы вы объяснили смысл таких слов и словосочетаний: ( слайд6)
Неведомые дорожки –( те, которые никто не знает, не ведает.)
— «дол» ( Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? Пространство без деревьев – долина.)
— «видений полны»(
О заре— (на заре.)
Тужит – (грустит, тяжело ей, туго ей приходится.)
Чахнет – (сохнет.)
VIII. Физминутка. ( слайд)
В тёмном лесе есть избушка
Стоит задом наперёд.
В той избушке есть старушка,
Там Баба-яга живёт.
Нос крючком, глаза большие.
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят.
IX.Продолжение работы по теме.
1). Работа с иллюстрацией
-Рассмотрим иллюстрацию на стр. .
-Расскажите ,что вы тут видите.
-А что бы вы добавили в этот рисунок, что бы изменили?
2).Работа в парах — отработка техники чтения.
— Перед вами карточка для индивидуального чтения. Работаем в парах. ( чтение трудных слов в паре)
у Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых
не-ви-дан-ных из-буш-ка
при-хлы-нут трид-цать
пре-крас-ных ми-мо-хо-дом
3) Чтение по « цепочке»
А теперь давайте выразительно, красиво прочитаем этот отрывок ( Стр)
4) Беседа по прочитанному.
-Существует такой уголок природы, или это необычное место?
-А докажите строчками из текста ,что это сказочный уголок?
-С какими чудесами дальше нас познакомил кот учёный?
-Найдите в тексте строчку:
«Там русский дух…там Русью пахнет!»?
— Найдите в строке родственные слова?
— Какие чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами автор)?
-Какими строками заканчивается произведение?(прочитать)
-Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.)
-Так что же хотел сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в этом отрывке?
-А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как А.С. Пушкин.
5).Работа в группах.
Работа в группах давайте составим схему « Чудеса Лукоморья» выберем из строчек то, что относится к нашему отрывку и наклеим в схему.
-белка песенки поёт, -а перед ней новое корыто, -свет мой зеркальце скажи
X. Рефлексия.
-На партах у вас лежат листочки того волшебного дуба из Лукоморья (жёлтый, зелёный, коричневый).
-Возьмите листок, цвет которого выражает ваше настроение и ваше отношение к нашему уроку.
Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет — спокойное, уравновешенное.
Коричневый — грустное, печальное, тоскливое.
— Давайте прикрепим наши листочки к макету дуба и посмотрим какое общее настроение нашего урока у нас складывается.
XI. Итог урока . Домашнее задание.
— Произведение какого писателя читали?
— Как называется произведение?
Выучить отрывок наизусть