Конспект урока для 2 класса «Чему учат сказки»

2-2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»





Открытый урок по чтению

«Чему учат сказки»

2 класс





Разработала: учитель начальных классов

Павлова Татьяна Борисовна









Анадырь 2014



ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ НА ТЕМУ:
«ЧЕМУ УЧАТ СКАЗКИ», 2 КЛАСС.

Тема урока: « Чему учат сказки».
Тип урока: урок – путешествие.
Вид урока: интегрированный.
Цели урока:
1. Обобщить знания учащихся, основанных над природосообразной технологией формирования типа правильной читательской деятельности.
2. Учить овладевать элементами самостоятельного диалога с автором:
видеть в тексте прямые и скрытые вопросы;
включать творческое воображение;
3. Воспитывать интерес к чтению, чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование: выставка книг, выставка рисунков, демонстрационный материал, музыка , портреты писателей, иллюстрации сказок.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент на фоне музыки.
— О чем мы говорили на прошлых уроках?
— Какие бывают сказки?

2. Проверка домашнего задания.
Выставка детских работ на тему: «Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами».

3. Актуализация знаний учащихся и постановка проблемы.
— ЧЕМУ ЖЕ УЧАТ НАС СКАЗКИ?
Учитель:
Сказки с детства нам в жизни нужны.
С интересом мы сказки читаем.
Сказки чудом и знаньем полны
Их волшебной страной называем.
И поверьте, лишь в этой стране
Мы сильнее становимся втрое,
В этой доброй, волшебной стране
Можно стать самым главным героем.

Учитель: Сообщение темы и цели урока.

4. Подготовка к восприятию.
Ученик 1.
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах
Бродят на зорьке в туманах.
Ученик 2.
То принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кащея погубит.
Там мудрость всегда победит,
А волшебство удивит.

Ученик 3.
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся
В окна, как в речки глядятся.
Ученик 4.
Вот Золушку выручит Фея,
Не станет Горыныча-Змея.
Там время назад повернётся,
А лень никогда не вернётся.
Ученик 5.
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы
Вмиг Сивка-Бурка приснится.
Ученик 6.
Вдруг месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной.
Пусть зло в сказках очень хитро,
Но всё же мы верим в добро.
Ученик 7.
Пришло время в сказки вернуться
Как сладостен миг, нет печали.
А вот наши Маша и Витя
Мы в жизни реальной в начале.

5. Совместное «открытие» знаний (работа в группах).

I. группа: Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени».
Маша: Витя, стоило нашим родителям уехать, как ты опять за своё!
Целый день сидишь за компьютером, да в игры играешь! Уроки до сих пор не сделал, посуду после обеда не вымыл, а в комнате какой беспорядок, ужас!
Витя: — А ты мне не указывай!
Маша: Вот и грубишь на каждом шагу! Учат тебя, учат, а ты бескультурным и ленивым растешь. Помнишь, нам еще бабушка совсем маленьким говорила про сказки, что даже в них все дается по заслугам, по делам, по поступкам. Как аукнется, так и откликнется.
Витя: Ты это чего сказки вспомнила, нам уже 8 лет, а ты мне все про сказки.. Детский сад!
Маша: Зря ты так, на сказках можно учиться не только малым детям! Вот посмотри и послушай!
Маша: В сказках спрятана мудрость, доброта, справедливость. А этому учиться никогда не поздно!
Витя: А ты докажи!
Маша: -Ну что ж! Безделье любишь?- Да, Время тянешь?- Конечно! В школу опаздываешь? -Каждый день. Смотри, упустишь время! Как ребята из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца? Они тоже не очень то спешили всё сделать вовремя , и время от них убежало.
Витя: — Помню, читал. Да со мной такого не случится. Пугаешь меня только.
Маша: А давай попробуем в сказку попасть. Сегодня как раз такой день особый. Увидишь ты, как , оказывается, трудно вернуть время в сказке, а в жизни это сделать совсем не возможно.
МУЗЫКА «Где водятся волшебники» (дети попадают в сказку.)
Стоит мальчик — старичок Петя Зубов. Рассуждает
П.З.- Меня превратили в старика злые волшебники. Как же я раньше этого не замечал? Да, человек, который теряет время, видимо не замечает, как стареет! Сегодня, до захода солнца, нужно успеть прийти в избушку, повернуть часовую стрелку на три круга назад, и сказать заклинание:

«Чибрики, мигрики. шаранды, баранды.
Что от вас ушло, то к нам пришло».
Но прежде, чем это сделать, мне надо обязательно найти ещё 1 мальчика и 2 девочек. Они так же как и я теряли время и тоже стали старенькими.
-Ой, кажется вон одна из девочек!
(девочка — бабушка прыгает на скакалке)
П.З. — Бабушка, как тебя зовут?
Маруся: — Маруся Морозова.
П.З. -Сколько тебе лет?
М-: 10!
П.З. — Ты время теряла?
М. — Теряла!
П.З. — Вот и дотерялась! Посмотри! (Даёт зеркало.)
М. Ой, а что же теперь делать?
П.З. Бежим скорей искать других превращенных ребят!
М. — Смотри, Петя, вон тётенька играет в классики!
П.З. -Тётенька, здравствуйте, как Вас зовут? Няня? — Надя!
М. — А сколько Вам лет?
Н.-10!
П.З. — Мы вас спасём!
Н. — От чего?
М.- От старости!
П.З. — Ты — превращенная, как и мы!
Н. — Как? (Падает назад, её поддерживает Петя.) — Что же нам делать?
П.З. — Нам надо найти ещё одного мальчика, превращенного в старичка.
Надя: — Ой, ребята, смотрите, смотрите, он на подножке трамвая едет. (Выглядывает мальчик, свистит.) С бородой, а ведёт себя как мальчишка! Вот и остановка, а ну слезай.
П.З. — Ты что не знаешь, тот, кто попусту теряет время , не замечает, как стареет сам. И ты, и мы из ребят в стариков превратились.
Вася- Ой, и борода у меня выросла! Что же мне теперь не стать снова мальчиком?
П.З.- Мы можем все исправить, вперед в избушку волшебников, заклинание снимать. И теперь будем ценить время каждую минуту. УБЕГАЮТ.
Систематизация знаний по содержанию.
1 открытие.
Витя: Маша, посмотри, у меня борода не выросла? А то я тоже время не берегу. Вот так сказка! Я , кажется, понял ,почему говорят : «Делу — время, потехе — час». Нельзя время тратить попусту. В жизни надо многому научиться, многое успеть. Никогда не думал, что сказка может этому научить!
Маша: — Совершенно верно! Сказки нас учат доброте, честности, отзывчивости, смелости. Ведь не зря говорят: « Сказка — ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок!» Еще в русских сказках об этом говорилось. Эх, русский дух, русская земля! Родные просторы и широкая русская душа!

Русская народная песня «Родина моя».
Русский народный танец.
Маша- Чувствуешь, Вить, особое настроение. О русской земле говорим, о творчестве русского народа.
Витя — Конечно, даже настроение другое! Ведь о русских сказках говорим! Многие помню!
Маша: — А мы как раз в одной из них! Узнаешь: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Помнишь, нам ее еще в раннем детстве читали?
Витя: — Так это давно было! Чему же эта детская сказка может научить?
Маша:- А это как раз про тебя. Ты у нас часто упрямым и непослушным бываешь и не задумываешься к чему это может привести! Может герои этой сказки тебя чему-нибудь научат?

II. группа: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
МУЗЫКА. ВЫХОД ГЕРОЕВ СКАЗКИ.
Аленушка! — Иванушка, Иванушка, где же ты?
Иванушка: — А вот и я!
Аленушка: — Где же ты был? Лес большой, заблудишься, испугаешься!
Иванушка: — А я в дупло заглядывал
Аленушка: — Я же тебя потеряла совсем. Сколько раз тебе говорить можно: слушайся старших! Никого еще непослушание до добра не доводило! Пойдем скорее, но больше не отставай, всякое в лесу случиться может!
Иванушка: — Сестрица Аленушка, я пить хочу!
Аленушка: — Подожди, братец, дойдем до колодца.
Иванушка: — Не могу я терпеть. Ну, пожалуйста, Сестрица Аленушка, хлебну я из копытца?
Аленушка: — Не пей, братец, теленочком станешь! Слушайся старшую сестру.
Иванушка: — Сестрица Аленушка, напьюсь я из копытца?
Аленушка: — Не пей братец, жеребеночком станешь!
Иванушка: — Сестрица Аленушка, мочи нет. напьюсь я из копытца?
Аленушка: — Не пей, братец, козленочком станешь? Слушайся старшую сестрицу, потерпи, не будь упрямым! Пойдем дальше. (Забежал за что-то, одел шапку козленка)
Аленушка: Иванушка, Иванушка где ты? (выходит)
Иванушка: Здесь я, сестрица!
Аленушка: Ах Иванушка, не послушал ты сестрицы своей старшей, выпил водицу из козьего копытца, беду накликал!
Иванушка (плача): — Что же теперь делать, Аленушка, как мне из козленочка обратно в Иванушку превратиться?
Аленушка: Некому нам помочь, одни мы на этом свете! Пойдем в дом (уходят).
Систематизация знаний по содержанию.
2 открытие.
Витя: — Маша, я понял, что упрямство и непослушание не доводят до добра. Вот послушался бы Иванушка свою сестрицу, и ничего бы не произошло!
Маша: — Казалось бы такая простая сказка, а заставляет задуматься над своим поведением. Сколько раз тебе бабушка говорит: «Слушайся старших, плохого не насоветуют!»
Витя: — Да, с плохим поведением беды не избежать!

Физкультминутка: танец класса «Веселые лягушата»

III. группа: Владимир Федорович Одоевский «Мороз Иванович»
[Маша: — Витя, а ты я вижу не зря в сказки попадаешь. Смотрю, учишься, исправляешься. Хочу пригласить тебя еще в одну русскую сказку. Вспомни откуда эти строчки. «Пошли они в дом. Дом был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные. А по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как бриллианты. На постели вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать нечего. Принялась девочка взбивать снег, чтобы старику было мягче спать…».
Витя: — Ну конечно, «Мороз Иванович» Владимира Фёдоровича Одоевского. Только вот скажи мне, чему могу научиться в этой сказке у какого-то Деда мороза?
Маша: А кто у нас по утрам кровать за собой не заправляет — всё ждёшь, когда за тебя другие сделают. В доме не прибираешь. Всё бы тебе телевизор смотреть да гулять! А эта сказка как раз учит трудолюбию и ответственности за начатое дело. — Смотри. Витя, вот и Мороз Иванович!
МУЗЫКА. ВЫХОД
Дети: Здравствуйте, Мороз Иванович!
М.Ив. — Вижу, вы меня знаете. Значит, сказку мою читали. Раз вы ко мне пришли, думаю, вы — ребята хорошие: умеете трудиться, дела добрые делать.
А то знавал я тут двух девочек. Одна — умница, уж очень трудолюбивая. Всегда рано вставала, сразу за дело принималась — петуха накормит, избу подметёт, хлеб замесит. А то рукодельничать начнет, заглядишься! И звали её — Рукодельница. Обронила она ведёрко раз в мой колодец. Так я с ней и познакомился. Служила Рукодельница у меня всего 3 дня. А так я её полюбил за трудолюбие и доброту её! А вон и она, посмотрите, диковинками моими любуется! (Подходит к Рукодельнице).
Рук-ца: — Вот так диво — зелёная травка под снежной периной! Ты говоришь, старик добрый. А зачем ты зелёную травку на свет божий не выпускаешь?
М.Ив. — Ещё не время! Вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, глядишь, выглянет и зерно. Крестьянин зерно соберёт, да на мельницу отвезёт. Мельник зерно смелет и будет мука, а из муки ты — Рукодельница, хлеб испечёшь.
Рукодельница: — А зачем ты. дедушка, зимой по улицам ходишь да в окна стучишься?
М. Ив. — А затем я в окна стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да и дров купить не на что. Вот я за тем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали.
Рукодельница: — Ты и, правда, очень добрый, дедушка. Хорошо мне у тебя, да истосковалась душа по родному дому.
М.Ив: — Хорошо ты меня старика утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Люди за мастерство свое, усердие, за помощь и награду получают. Так вот тебе твоё ведёрко. А в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков. А вот тебе на память бриллиантик, — косыночку закалывать.
Рук: — Спасибо тебе, дедушка! Прощайте! (Машет рукой и уходит.)
Витя: Да, дедушка, даром без труда ничего не достаётся. Вот чему твоя сказка учит!
М.Ив. — А вон и другая девочка — Ленивица. Сама ко мне пришла. Ведёрко специально в колодец уронила, думала богатство получить. Оставил я и её у себя на службе.
Ленивица: (встаёт с лавки, потягиваясь). — Ох, что-то я совсем не выспалась.
— И няньки тут нет, чтобы одеть меня. (Накидывает платок).
— Дед говорил в комнате прибрать. (Берёт веник).
— Буду я ещё руки пачкать! (Бросает).
— Обед готовить не хочу, пусть старик сам готовит.
— А вот покушать я люблю! (Берёт яблоко, жуёт).
М.Ив. А вот и Ленивица проснулась! (детям). Доброе утро! (Ленивице).
Ленивица: Я уже у тебя 3 дня живу! Пора меня наградить за работу и отпустить!
М.Ив. — Да какая же была твоя работа? Уж коли, правда, так это ты мне должна заплатить, потому что не ты для меня работала, а я тебе служил.
Ленивица: — Да, как же! Я ведь у тебя целых 3 дня жила!
М.Ив. — Знаешь, голубушка, что я тебе скажу: жить и служить — разница. Да и работа работе — рознь; заметь это, пригодится. Но впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу. Какова твоя работа, такова будет и награда! (Ленивица радуется слитку. Слиток тает).
Ленивица: Вот и подарок весь растаял! Ничего у меня не осталось. (Плачет, убегает.)
Витя: Не зря я, дедушка в твою сказку попал! Понял я, что лень — плохое качество, и от него надо избавляться. Трудолюбивому человеку никакая работа не страшна. Труд ему счастье и радость приносит. А ленивый человек — несчастный. Трудно такому в жизни.
Маша: Спасибо тебе, Мороз Иванович, за сказку.
М.Ив: — Ну что ж, прощайте!
Дети: До свидания!

Систематизация знаний по содержанию.
3 открытие.
Витя: — Вот так сказка! Если прочитаешь не задумываясь над каждой строчкой, то упустишь самое важное!
Маша: — И так не только в этой сказке! Возьми любую и увидишь, что сказка – это кладезь знаний. Вот послушай!

МУЗЫКА. Песня «Аленький цветочек»
IV. группа: Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»
Витя: Отличная песня про сказки! Маша, я очень рад, что мы смогли побывать в разных сказках. Это так интересно, а главное — поучительно. Каждая сказка чему — то учит. Одни сказки учат быть добрыми, другие — трудолюбивыми, третьи- бережливыми, четвертые -смелыми. Можно бесконечно продолжать.
Маша: Верно, Витя! А ты заметил, что в сказках мы часто встречаемся со злом, обманом, и видим, как добро и правда побеждают? Витя, а ты завидовал когда-нибудь людям?
Витя: Ну, если только немножечко. А что, и о зависти сказка есть?!
Маша: Да, и не только о зависти. Она — о доброте, о настоящей дружбе, о любви, об умении выполнять свои обещания.
Витя: И какая же это сказка?
Маша: Это сказка Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек».
Витя: Помню, помню как завидовали старшие сестры младшей, когда рассказала она про богатства несметные Чудища лесного.
Маша: И, узнав, что если сестра не вернётся через 3 дня, то Чудище погибнет, решили сестры погубить его.

Выход героев сказки.
Сестра 1: Слыхала, какие богатства у этого Чудища?
Сестра 2: Да уж, повезло нашей сестрице!
Сестра 1: И чего она так хвалит зверя?
Сестра 3: Добрый говорит очень, ласковый, совсем не жадный.
Сестра 1: Вот одарит он ее жемчугами да золотом, шелками да мехами, а мы будем бедные и несчастные.
Сестра 2: А вот если не вернется сестра через три дня, то погибнет друг ее сердечный, умрет чудовище от тоски и печали.
Сестра 1: Подумаешь, не вернётся сестрица через 3 дня!
Сестра 2: (К младшей) Слышишь, не спеши! … Ну и что! Пообещала вернуться, эка невидаль!
Сестра 1: Ты перстенёк-то, что чудовище подарило, в колодец кинь!
Сестра2: Да, будто потеряла!
Сестра1: Ну околеет зверь, туда ему и дорога!
Младшая сестра: Если я моему другу ласковому и доброму за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить! А стоит тогда меня отдать диким зверям на растерзание. А подарок его — колечко, хранить я буду. А не в колодцы бросать.
Батюшка: Умница, дочка! Добрая ты у меня и честная! Не отказываешься ты от слова своего. (Всем) «да ложитесь спать, утро вечера мудренее.»
(Младшая сестра уходит, старшие остаются).
Сестра1: Не отпустим сестрицу к Чудищу! Что ж ей все, а нам только частичка малая от богатств ее несметных?!
Сестра2: Давай, время остановим. Часы переведём! И тогда не успеет сестрица к зверю лесному!
Сестра1: Давай, скорее!
Сестра2: Тише, не разбуди! (Переводят стрелки часов, убегают).
Младшая сестра: Что ж вы наделали? Поверил мне господин мой добрый. Обещанье я дала воротиться через три дня и три ночи. А коли не вернусь, то не будет его на белом свете, умрет он тою же минутою. Сказал, что любит меня больше, чем самого себя. И жить без меня не может. А вы что же? Зачем обманом живете? Где же честность ваша, уважение? Всех людей учат: Обещанья свои сдерживать! Погибнет друг мой ласковый. Я ж в этом виновата буду! Прощайте, ухожу я к нему.

Систематизация знаний по содержанию.
4 открытие.
Витя: Маша, я больше никогда не буду завидовать и говорить неправду! Хорошо, что младшая сестра успела к Чудищу возвратиться, несмотря на козни старших сестёр. А то так и умер бы он, а младшая сестра не нашла бы счастье своё.
Маша: Вить, а я смотрю, сказки тебе на пользу пошли. Ты совсем другим стал. Как будто повзрослел.
Витя: Да, сказки нас многому учат. Может мы и старше стали, но перечитываем вновь любимые, детские, мудрые страницы. Мы находим там ответы на вопросы, ищем советы, учимся добру и справедливости, уважению к людям, понимаем, как лучше поступить и жить, чтобы ты назывался человеком с большой буквы.

6. Рефлексия
Учитель: Сказки живут на земле, их читают не только дети, они созданы, чтобы их перечитывали, помнили и учились у героев, добрые дела которых остаются навсегда в памяти и говорят нам, как правильно поступать.
Сказки учат уму и добру
В сказках много героев чудесных.
Добрых дел, мудрых и интересных.
И поверьте, что именно там
Мы становимся лучше и старше.
Мы плывем по волшебным волнам
По страницам любимых книг наших.
МУЗЫКА «Приходи сказка» — в исполнении детей.
7. Домашнее задание: рекомендации по внеклассному чтению с использованием выставки книг.
8. Итог урока.
9. Самооценка

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Строение электронных оболочек атомов химических элементов"







Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: