План – конспект урока Литературного чтения 2 класс
Тема. Чтение басни Л.Н. Толстого «Два товарища».
Урок литературного чтения в режиме смены динамических поз (стоя за конторками В. Базарного – сидя за партами) с использованием элементов здоровьесберегающих технологий (зрительная гімнастика, дыхательная гімнастика, упражнения для формирования правильной осанки, физкультминутка под музику, самомассаж)
План урока
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания.
III.Сообщение темы и цели урока.
IV.Изучение нового материала.
V. Закрепление изученного.
VI.Домашнее задание.
VII. Итог урока
Тема. Л.Н. Толстой «Два товарища».
Цель: учить оценивать поступки героев басни;
формировать навыки правильного выразительного чтения,
умение ориентироваться в тексте;
развивать интерес к чтению, речь, мышление;
воспитывать дружелюбие, сопереживание.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: конторки В. Базарного, карточки для словарной работы, иллюстрации к рассказу и басне, портрет писателя, иллюстрации к зрительной гимнастике, звукозапись физкультминутки.
Ход урока
I.Организационный момент .
1.Приветствие.
2.Девиз урока:
-Начинаем урок литературного чтения.
Девиз нашего урока:
В путь -дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся
Я здоровье сберегу
Сам себе я помогу!
3.Цель урока:
-Цель нашего каждого урока: учиться бережно относиться к своему здоровью.
3. Настрой на урок. Упражнение для осанки «Мы с солнышком дружим»
-С таким хорошим настроением начинаем урок.
-Садится красота.
-Садится сила.
II.Проверка домашнего задания (12 учеников сидя—12 стоя за конторками).
1.Тема домашнего задания
-Сначала проверим домашнее задание.
-Что вы читали дома?
-Какое задание было для 1 уровня? 2 уровня?
2. Проверка ориентирования в тексте. Игра «Я начну, а ты заканчивай».
-Сначала проверим чтение. Я начну читать предложение, а вы продолжайте.
Однажды…Чику пришла посылка от бабушки.
Если я пшено…раздавать буду, то себе ничего не останется, — подумал он.
А когда ящик… выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Ведь он сам…. склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.
-Кого можно назвать настоящим другом и почему?
3. Сжатый пересказ текста. Игра «Озвучим картинки».
-А теперь пересказ. Хотите сделать мультик? Я показываю картинку, а вы озвучивайте-пересказывайте.
-Какой урок дружбы получил Чик?
4.Итог домашнего задания.
Технология «Незаконченное предложение»
Этот рассказ научил меня…
Оценивание.
Дыхательная гимнастика «Дунем дружно»
Смена динамической позы
Ручеек течет-переливается. Дети местами меняются.
III.Сообщение темы и цели урока.
1. Цель урока:
-Чему будем учиться на уроке литературного чтения?
2. Какую тему продолжим. Игра «Сокровище».
-Здесь спрятано сокровище нашего класса (дружба)
3. С чем познакомимся. Игра «Острый глаз» (басня).
IV.Изучение нового материала.
1.Что такое басня?
Басня – это короткая поучительная история.
2.Краткое знакомство с автором.
Автор басни Лев Толстой. – Этот писатель открыл школы для бедных детей. Написал первую «Азбуку» и много рассказов и басен для детей. С одной из них мы сегодня познакомимся. Она называется: название читают дети.
3. Словарная работа. Работа в парах. Игра «Составь слово».
— Чтобы легко прочитать басню, надо подготовиться:
Соедините половинки слов:
ВЫСКО-ЧИЛ ПЕРЕ-СТАЛ
БРО-СИЛСЯ СМЕЕТ-СЯ
СПРЯ-ТАЛСЯ В ОПАС-НОСТИ
ПРИТВО-РИЛСЯ УПАЛ НАЗЕМЬ
(Читаем слова, напечатанные на карточках)
— Вам встретятся непонятные слова:
— Наземь (на землю)
— Притворился (принять какой-нибудь вид, чтобы обмануть кого-нибудь)
4. Чтение с предвидением.
Чтение 1 части.
Вопросы после прочтения:
-Что произошло с мальчиками в лесу?
-Что по-вашему может произойти дальше?
Чтение 2 части.
-Оправдались ваши ожидания?
-Кто главные герои басни?
-Как поступил 1, 2 мальчик?
-А как бы поступил ты?
-Что же произойдет дальше?
Чтение 3 части
-Оправдались ваши ожидания?
-Что чувствовал мальчик, когда его понюхал медведь?
-А что думал мальчик, который сидел на дереве?
-Что же произойдет дальше?
Чтение 4 части
-Оправдались ваши ожидания?
-Вас что-то удивило?
-Прочитайте поучительные слова басни, которые как будто сказал медведь.
-Чему учит вас басня?
V. Закрепление изученного.
1.Самостоятельное чтение. Игра «Пчелки»
Вопрос перед чтением: -Можно ли героев назвать настоящими товарищами? Почему?
Самомассаж.
Физкультминутка. «Друг в беде не бросит»
Школьники, школьники
Вышли на зарядку.
Девочки и мальчики,
Встали по порядку.
Смена динамической позы
Ручеек течет-переливается. Дети местами меняются.
Ответ на вопрос.
-Можно ли назвать настоящими товарищами? Почему?
2. Характеристика героев. Игра «Кто примером может быть и с кем бы ты хотел дружить?»
Мальчик + и Мальчик —
— Какие слова-характеристики им подходят.
смелый
находчивый
трус
герой
надежный
насмешливый
боягуз
3. Игра «Голосование» (голосуют хлопками).
— Какая пословица подходит больше всего к басне:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг познается в беде.
Расслабим глаза .Они много трудились.
Зрительная гимнастика «Какого цвета дружба?»
Выставление оценок.
VI.Домашнее задание.
-Я вам сегодня подарю ромашку дружбы с домашним заданием:
1.Прочитать басню и нарисовать рисунок.
2.Пересказать басню и придумать интересный вопрос.
Совет учителя: прочитать другие басни Л.Н. Толстого (реклама на доске)
VII.Рефлексия
-Какое главное сокровище нашего класса? А дружба дает здоровье.
-А умеете ли вы дружить или только ищете друга, сейчас мы узнаем.
Пока мы проводили урок, у нас выросло «Дерево дружбы». Пусть каждый, у кого есть настоящий друг, прикрепит на это дерево ладошку – символ дружбы, а кто ищет друга — сердечко надежды.
1.Литературное чтение. 2класс: Разроботки уроков / Н.В. Бацула, А. Ю. Кравченко. – Харків: Видавництво «Ранок», 2013.
2.Інтерактивні технології навчання у початкових класах / Авт.-упор.: І.І. Дівакова. –Тернопіль:Мандрівець, 2009.
3.Усе для атестації вчителя початкової школи / Авт.-уклад.:М.О. Новожилова, Л.М. Яськова. – Харків:Видавництво «Ранок»,2009.